Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи исследования [13]:
1. Дать общую характеристику девиантного поведения.
2. Выявить типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних; формы девиантного поведения несовершеннолетних и определить механизм влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
3. Провести анализ форм и методов социальной работы с трудными подростками.
Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие девиантного поведения несовершеннолетних ......................5
Понятие, факторы, причины девиантного поведения ………………. 5
Проявление и формы девиантности ………………..………………….. 11
Глава 2. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних …………………….. ……………………... 15
2.1. Понятие неблагополучной семьи ……………………………………...... 15
2.2. Роль неблагополучной семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних ………………… …………………………………….. 19
Глава 3. Формы и методы социальной работы с трудными подростками .... 22
3.1. Деятельность социальных служб и учреждений по работе с трудными подростками и их семьями ……………………….…………………………….22
3.2. Особенности социальной работы с несовершеннолетними и их семьями …………………………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Библиографический список …………………………………………………... 31
Приложение ……………………………………………………………………. 33
В основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение:
Анализ данных инспекции
по делам несовершеннолетних показывает,
что основными причинами
1.2. Проявление и формы девиантности
Личностные расстройства проявляются в нескольких формах: отчуждение, которое проявляется в том, что ребенок, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «я» с травмирующей средой. Однако «уход» от конфликтной ситуации создает психологическую дистанцию между ребенком и окружением, которая вскоре перерастает в отчуждение. «Избегающий» индивид воспринимается окружением как человек странный и чужой [5, с. 187].
Отчуждение означает утрату
эмоциональной связи с
Учебные неврозы или фобии. Они проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы сразу [5, с. 191].
Существуют следующие формы девиантного поведения [8, с. 265]: пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, агрессивное поведение, суицидальное поведение, проституция, психические расстройства, преступность.
Пьянство – это неумеренное
потребление алкоголя, которое наряду
с угрозой здоровью личности нарушает
ее социальную адаптацию, приводит к
противоправному поведению, это
морально-этическая
Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным психозам.
Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Токсикомания – также
заболевание, но вызванное потреблением
не наркотических, а иных средств, формирующих
зависимость и оказывающих
Подростковая агрессия
– чаще всего следствие общей
озлобленности и пониженного
самоуважения в результате
Самоубийство – сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни), психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.), нравственные, правовые и медицинские (тяжелая неизлечимая болезнь, психическое расстройство).
Проституция – это такая
же социальная язва как преступность,
алкоголизм и другие формы девиантного
поведения. Ее общественная опасность
заключается в том, что проституция
это форма социального
Преступность – это массовое статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантное поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой законодателем в уголовном законе [8, с. 265].
Позитивная девиация — это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения [15].
Девиации могут носить
как негативный, так и позитивный
характер. Под эту классификацию
попадают полярные по направленности
социального вектора индивиды: не
только преступники, но и гении, конфессиональные
лидеры, ученые, творцы-новаторы являются
людьми, в своем поведении
Среди причин возникновения позитивных девиаций в семье американские социологи выделили следующие:
Конечно в неблагополучной семье редко встречаются проявления позитивной девиации. Но ярким примером, подтверждающим ее наличие, может послужить одаренный ребенок, живущий в неблагополучной семье.
Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво [15].
Таким образом, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Отклонения могут происходить
в сфере индивидуального
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся поведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении отклоняющегося поведения
Глава II. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних
2.1. Понятие неблагополучной семьи
Невыполнение семьей части
своих функций не всегда является
признаком неблагополучия. В психологической,
социологической, педагогической литературе
существует достаточно много определений,
понятий, названий неблагополучной
семьи: проблемная, асоциальная, семья
«группы риска», семья социально-незащищенная
и т.д. В законодательных актах
и постановлениях существует только
одно определение неблагополучной
семьи. Это семья, оказавшаяся в
трудной жизненной ситуации и
нуждающаяся в государственной
помощи и поддержке. Таким образом,
сегодня в науке и практике
довольно остро стоит вопрос разработки
критериев и определения
Под неблагополучной семьей
мы понимаем семью, в которой ребенок
испытывает неблагополучие (от слова
«благо»), где отсутствует благо
для ребенка. При этом вид семьи
(проблемная, неблагополучная и др.)
не имеет значения. Это может быть
семья, в которой или оба родителя,
или один родитель, и экономически
состоятельная семья, и экономически
несостоятельная, и т. д. Главной
характеристикой
К неблагополучным семьям относятся те семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К ним относятся смешанные (как правило) и внебрачные семьи, неполные, проблемные, конфликтные, кризисные, невротические и другие семьи, включая те, члены которых страдают пьянством, находятся в алкогольной и наркотической зависимости, жестоко обращаются с другими членами семьи. В таких семьях создаются неблагоприятные экономические и психологические условия для воспитания детей, которые также могут склониться к асоциальному образу жизни. Основное число безнадзорных и беспризорных детей происходит именно из таких семей [8, с. 148].
Семейное неблагополучие
в семье является основополагающим
фактором возникновения отклоняющегося
поведения ребенка. Критерием благополучия
или неблагополучия семьи являются
внутрисемейные отношения, в первую
очередь отношения к ребенку.
Асоциальная семья однозначно неблагоприятна
для ребенка. Но иногда внешне благополучная
семья относится к разряду
неблагополучных, если имеются серьезные
нарушения в межличностных
Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка [4, с. 25]:
В неблагополучных семьях нарастает разрыв между детьми и родителями. Многие родители до сих пор считают, что главная их задача -обеспечить содержание ребенка, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание- дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Самоустраняясь, родители бросают детей на произвол судьбы и отказываются от них. Как следствие - значительный рост социального сиротства в стране.
На ослабление или разрыв семейных связей между детьми и родителями влияют [4, с. 25]: