Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи исследования [13]:
1. Дать общую характеристику девиантного поведения.
2. Выявить типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних; формы девиантного поведения несовершеннолетних и определить механизм влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
3. Провести анализ форм и методов социальной работы с трудными подростками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие девиантного поведения несовершеннолетних ......................5
Понятие, факторы, причины девиантного поведения ………………. 5
Проявление и формы девиантности ………………..………………….. 11
Глава 2. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних …………………….. ……………………... 15
2.1. Понятие неблагополучной семьи ……………………………………...... 15
2.2. Роль неблагополучной семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних ………………… …………………………………….. 19
Глава 3. Формы и методы социальной работы с трудными подростками .... 22
3.1. Деятельность социальных служб и учреждений по работе с трудными подростками и их семьями ……………………….…………………………….22
3.2. Особенности социальной работы с несовершеннолетними и их семьями …………………………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Библиографический список …………………………………………………... 31
Приложение ……………………………………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.43 Кб (Скачать)

 

Wy=-МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ВОРОНЕЖЕ

 

Кафедра социологии, психологии и теории социальной работы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория  социальной работы»

на тему: «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК РЕЗУЛЬТАТ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ»

 

Студент  2  курса                             __________                        Столбунова Н.А.

                                                             Подпись

                                                                                  

Научный руководитель

(ученое звание, должность)           __________                            __________      

Подпись Ф.И.О.

 

 

Воронеж 2011

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………......3  

Глава 1. Понятие девиантного поведения несовершеннолетних ......................5

    1. Понятие, факторы, причины девиантного поведения ……………….    5
    2. Проявление и формы девиантности ………………..………………….. 11

Глава 2. Неблагополучная  семья как фактор формирования девиантного  поведения несовершеннолетних ……………………..  ……………………...  15

2.1. Понятие неблагополучной семьи  ……………………………………......  15

2.2. Роль неблагополучной семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних …………………    ……………………………………..  19

Глава 3. Формы и методы социальной работы с трудными подростками .... 22

3.1. Деятельность социальных  служб и учреждений по работе  с трудными подростками и их семьями ……………………….…………………………….22

3.2. Особенности социальной работы с несовершеннолетними и их семьями …………………………………………………………………………………… 26

Заключение  ……………………………………………………………………. 29

Библиографический список …………………………………………………... 31

Приложение ……………………………………………………………………. 33    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коренные социально-экономические  изменения в стране, переход к  рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и  «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием  детей, прежде всего института семьи, породили криминальную революцию, привели  к значительному увеличению числа  неблагополучных семей и, как  следствие, росту числа детей  с девиантным (отклоняющимся) поведением [6, с. 180].

Проблема психологического влияния неблагополучной семьи  на девиантное поведение несовершеннолетних является важнейшей проблемой превентивной психологии - раздела юридической  психологии, изучающего природу и  генезис отклоняющегося поведения  с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обусловливающие  социопатогенез. Актуальность разработки нового подхода к проблеме состоит  в том, чтобы отказаться от ранее  существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, на жестком социальном и административном контроле, и внедрить научно обоснованную «охранно-защитную профилактику», которая  будет представлять комплекс мер  социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи [13].

Сегодня в России актуальность исследования данной проблемы обусловлена  следующими статистическими данными: в органах внутренних дел на социально-профилактическом учёте состоит свыше 200 тыс. неблагополучных  семей; в размерах страны наблюдается  увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое  проявляется в жестокости, повышенной агрессии, воровстве, хулиганстве, ранних сексуальных связях, гфоституции  несовершеннолетних, курении, наркомании, токсикомании, алкоголизме, попрошайничестве, тунеядстве, вандализме, воровстве, совершении преступлений несовершеннолетними, уходе  из дома и бродяжничестве, суицидальном поведении и т.п. Ежегодно несовершеннолетними  совершается 100 тыс. правонарушений [14].

Поэтому, с одной стороны, неблагополучная семья испытывает дефицит получения консультативной  помощи и остается один на один с проблемами своих детей; с другой стороны, педагоги, школьные психологи, социальные работники, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники органов внутренних дел и другие специалисты испытывают затруднения в работе с неблагополучными семьями и несовершеннолетними девиантами. В данной ситуации на первое место выходит проблема изучения неблагополучных семей, а также превентивная, консультативная, реабилитационная работа с девиантным подростком и его семьей.

Несмотря на то, что в  последнее время вышел ряд  работ по девиантному поведению несовершеннолетних, проблема психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних остаётся весьма сложной и недостаточно разработанной в современной юридической психологии [6, с. 180].

Объект исследования – социальная работа с неблагополучными семьями  и несовершеннолетними с девиантным поведением из этих семей.

Предмет исследования — девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи.

Целью курсовой работы является оценка влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи исследования [13]:

1.    Дать общую характеристику девиантного поведения.

2. Выявить типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних; формы девиантного поведения несовершеннолетних и определить механизм влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.

3.     Провести  анализ форм и методов социальной  работы с трудными подростками.  

Выделенные объект, предмет, цель и задачи исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу — девиантное поведение несовершеннолетних во многом зависит от влияния неблагополучной семьи и может бьпъ нейтрализовано при применении комплекса психокоррекционных программ, с учетом  типа неблагополучной семьи и формы девиантного поведения несовершеннолетних [13].

Структура работы состоит  из введения, трех глав основной части, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка, приложения.

Глава I.  Понятие девиантного поведения несовершеннолетних

1.1. Понятие, факторы, причины девиантного поведения

Девиантное поведение  всегда связано с каким-либо несоответствием  человеческих поступков, действий, видов  деятельности – распространенным в  обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, установкам.

Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение это  «такое поведение, которое идет вразрез  с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [13].

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории [8, с. 236]:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Антисоциальное поведение,  нарушающее какие-то социальные  и культурные нормы, особенно  правовые.  

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение [5, с. 186].

Девиантное поведение  – один из видов отклоняющегося поведения, который можно назвать  антидисциплинарным. Типичные проявлениями являются ситуационно обусловленные  детские и подростковые поведенческие  реакции: агрессия, вызов, попытки суицида, пьянство и алкоголизм, отклонения от учебы, антиобщественные действия сексуального характера.

Делинквентное поведение  – повторяющиеся асоциальные  поступки детей и подростков, которые  складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности  из-за их ограниченной общественной опасности  или не достижением ребенка возраста уголовной ответственности. Выделяют следующие виды делинквентного поведения [6, с. 180]:

– Агрессивно-насильственное поведение; 

– Корыстное поведение;

– Распространение и продажа  наркотиков.

Криминальное поведение  – противоправная деятельность, которая  по достижения возраста уголовной ответственности  служит показанием для возбуждения  уголовного дела и квалифицируется  по определенным статьям уголовного кодекса.

Как видно из схемы (см. Приложение 2), механизмы девиантного поведения уходят корнями в далекое детство (факторы риска), для их запуска имеет значение учебная успешность несовершеннолетнего, положение его в классе, уровень образованности, кризисы и неуспешность в какой-либо  сфере жизнедеятельности, а также неверные установки взрослых, мешающие половому воспитанию  (девочка-подросток-девушка). Выделим механизмы приобретения девиантного поведения: психическое заражение; внушение; убеждение; подражание; моду ( сленг, татуировки и т.п.).

Во многих случаях предпосылки  девиантного поведения создают  именно социальные факторы. Стрессы и дистрессы, которые испытывает несовершеннолетний в условиях жизни в неблагополучной семье, способствуют запуску психологических механизмов преступного поведения несовершеннолетних. Определен следующий механизм психологического влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение несовершеннолетних: неблагополучная семья создает стрессовые и дистрессовые ситуации, способствует возникновению психической травмы, появлению психотравмирующего переживания, дезадаптации поведения, запуску механизмов преступного поведения (девиантного и делинквентного) (см. Приложение 1).

Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно  присутствующими являются заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки. Наиболее подробно причинная связь этих факторов рассмотрена  в рамках теории девиантного поведения  американского психолога Говарда  Кэплана, которая является наиболее известной в отношении психологического характера происхождения девиантности. Эта теория проверена на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения и ряда психических  расстройств, в том числе лонгитюдным  методом.

Г. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоунижения и повысить субъективную вероятность принятия себя [12, с. 30].

Пониженное самоуважение у юношей связано практически  со всеми видами девиантного поведения. Г. Кэплан считает, что низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения; участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе. Это девиантное поведение способствует повышению самоуважения [12, с.30].

У большинства подростков положительная самооценка преобладает  над отрицательной, причем с возрастом  эта тенденция усиливается. Самокритика, недовольство собой помогает преодолеть замеченные недостатки  и тем  самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых  это не происходит, и они постоянно  чувствуют себя неудачниками. Потребность  в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но, поскольку она  не удовлетворяется социально-приемлемыми  способами, то они обращаются к девиантным формам поведения [12, с. 171].

Многочисленные социологические  исследования показали, что наиболее восприимчивым к различным видам  отклонений оказался возраст 14-15 лет, когда  еще не сложилось мировоззрение, и подростки более подвержены влиянию окружающих и в особенности  среды сверстников. А девиантное поведение подростков 14-17 лет имеет  общие для всех девиантных проявлений причины.

В статье Е.В.Бахадовой представлено исследование детей и подростков с проявлениями социальной дезадаптации, из семей с различными факторами  неблагополучия, с использованием нового диагностического инструмента –  анкеты «Оценка качества жизни ребенка», где главным критерием оценки является субъективное представление  ребенка о себе. Существует значительное влияние неблагополучия семьи на дезадаптацию ребенка, поэтому мы можем говорить о наличии определенной связи между ними, которую и необходимо выявить. Гипотезой, таким образом, выступило предложение о том, что неблагополучная семья, особенно с проявлениями девиации у взрослых членов семьи или ближайшего окружения , является фактором формирования и проявлений девиантного поведения у ребенка. Результаты исследования показали, что во всех возрастных периодах дети из неблагополучных семей ощущают и оценивают свою жизнь значительно ниже, чем дети в популяции в целом, и наибольшее снижение качества жизни наблюдается у детей  2-4 лет. В последующих возрастных периодах у детей наблюдается некоторое изменение восприятия качества жизни: при том, что реально происходит нарастание дезадаптации и девиантных проявлений, субъективно качество жизни оценивается выше. Исходя из этого, мы можем предположить принятие ребенком своего неблагополучия как некой данности, нормы жизни и отсутствие у него сил и возможностей изменения ситуации с его стороны. Сопоставление данных о наличии девиаций и проблем семьи позволяет говорить о наличии определенной связи между ними. Из этого следует, что девиантность детей становится результатом их социальной дезадаптации и определенное значение имеет девиантное поведение родителей и ближайшего окружения, нарушение условий жизни [2, с. 37].

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи