Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий. Культурные ограничения необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких ограничений привело современную цивилизацию к экологическому кризису.
Введение……………………………………………………………..3
1. Человек как биосоциальное существо …………………………4
2. Бытие человека. Потребности и способности человека………6
3. Человеческая деятельность и ее многообразие…………...…..10
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация
личности. Межличностные отношения………………….……….14
5. Духовный мир человека………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………..20
Литература…………………………………………………………...21
Социализация начинается в
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека
в процессе социализации
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами -- правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
5. Духовный мир человека
Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные
потребности в познании
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения,
твердые взгляды, основанные
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);
5) способность
к тем или иным формам
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности,
лежащие в основе отношения
человека к миру и самому
себе, придающие смысл его
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности -- идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное,
которое опирается на
4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную
связь индивида и общества. Человек вступает
в общество, обладающее определенным духовным
фондом, освоить который ему предстоит
в жизни.
Заключение
Полноценное понимание
Характерным для современных
исследователей культуры
Таким образом, культура выступает в целом
как явление синкретическое, как фон гармонических
отношений человека с обществом, природой
и самим собой, как синтез созданных человеком
материальных и духовных ценностей, как
необходимое условие его гармоничной
взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку
культура неотделима от человека — субъекта
культуры и сам человек формируется в
процессе адекватного ее прочтения в ходе
деятельности как культурно–историческое
существо, то это взаимодействие и составляет
основу его формирования, так как в процессе
усвоения и присвоения культуры он образовывается,
воспитывается, развивается интеллектуально,
духовно–нравственно и художественно–эстетически.
Литература
1. Захожая, Н.
Н. Ориентация на личность
2. Каган, М.
С. Художественная культура
3. Муханова, А. В. Концепция единой культуры в структуре современного профессионального образования: к постановке проблемы / А. В. Муханова // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (17—18 апреля 2001 г., г. Смоленск). — Смоленск, СГИИ, 2006.
4. Салеев, В. А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь / В. А. Салеев // Асновы мастацтва. — 2007. — №4.
5. Философский энциклопедический словарь. — М., 2009.
6. http://www.extrim-walk.wmsite.
7. http://society.polbu.ru/
8. http://society.polbu.ru/
9. http://www.kgau.ru/kultura/
10. http://otherreferats.allbest.