Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:16, статья
Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. В какой культурной сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни, таковы его установки и цели. Человек – не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует. Человек как носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте, во всем богатстве своих общественных отношений, в единстве с созданным им материальным и духовным общественным миром. Культура – это слагаемые человеческой деятельности, благодаря которому происходят развитие, саморазвитие человека как общественного субъекта.
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕНИЕ И ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРЫ)
Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. В какой культурной сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни, таковы его установки и цели. Человек – не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует. Человек как носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте, во всем богатстве своих общественных отношений, в единстве с созданным им материальным и духовным общественным миром. Культура – это слагаемые человеческой деятельности, благодаря которому происходят развитие, саморазвитие человека как общественного субъекта.
Важно не допускать противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную природу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его «окультуривания», превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей, но в этом случае он становится носителем культуры. Если же он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца.
Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, он скатывается к простейшим потребностям, культурно «дичает». И наоборот, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить в материальном и духовном мире прекрасное означает умение войти в мир культуры. Творческое отношение – это желание самому быть участником создания нового, это «неуспокоенность» духа и муки творчества. Культура ярче всего раскрывает содержание личности
Творческая личность может использовать эти образцы поведения, может пытаться ввести новые образцы и модели поведения. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного опыта. Без личности не может быть культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре» – говорил отечественный философ М.Б. Туровский (2).
Личность способна выйти из своего мира, проникнуть в чужие культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ней. Это имеет огромное значение для создания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух возможностей – возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре. Опосредованное движение от одного человека к другому через продукты культуры, опыт и знания – основа становления человеческой культуры.
Человек стал создавать, становясь со-творцом истории. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, божественный процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, культуры, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового. Сущность творчества заключена в со-творчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим.
Таким образом, культура - это духовное измерение личности и общества. И человек в культуре выступает в двух ипостасях: как творение культуры и как творец культуры.
В.С. Библер в своей статье «Культура. Диалог культур (опыт определения)» писал: «Культура есть моя жизнь, мой духовный мир, отделенный от меня, транслированный в произведение и могущий существовать (больше того, ориентированный на то, чтобы существовать) после моей физической смерти в ином мире, в живой жизни людей последующих эпох и иных устремлений» (1). Он утверждает, что после смерти наши дух, плоть, общение, насущная жизнь и т.п. могут и будут существовать в форме культуры.
Попробуем рассмотреть все вышесказанное на примере художественной культуры. Она охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т.п.). Мы приведем пример из художественной литературы. Обратимся к тому, как человек может быть творением культуры. Здесь уместно будет использовать термин «влияние», поэтому, если рассматривать литературные произведения, то, несомненно, здесь необходимо обратить внимание на то, какое влияние они оказывают на человека. Именно поэтому достаточно часто можно встретить исследования на темы типа «Влияние литературы на личность учащихся начальных (старших) классов». Т.е. личность начинает формироваться с детства, в том числе посредством литературы. Сами того не подозревая, одни родители воспитывают своих детей по Толстому, другие по Горькому, а третьи, прибегая к европейской традиции, по Ж.-Ж. Руссо и т.д.
В европейских литературных произведениях детство изображается как источник ограничений и страданий, которые могут быть преодолены только со временем, во взрослой жизни. Ж.-Ж. Руссо в своей «Исповеди» первым своим несчастьем называет собственное появление на свет, стоившее жизни его матери. Подрастая, он начинает проявлять недостатки, присущие его возрасту: «я был болтун, лакомка, лгун иногда». От наказаний наставницы в восьмилетнем мальчике пробуждается ранняя чувственность, наложившая отпечаток на все его последующие отношения с прекрасным полом.
В русской литературе детство – это источник счастья, удовольствий, куда герой хочет и стремится вернуться любой ценой. Приведем в пример хотя бы воспоминание-сон о детстве Ильи Ильича Обломова из одноименного произведения И.А. Гончарова. Действие происходит на фоне идиллической природы, где нет места человеческой суете, где родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекают и балуют его.
Итак, отвергая исторический идеал постепенного улучшения жизни, русский стремится впасть в детство, безмятежную созерцательность, оторваться от всего остального мира, уединиться в тиши своих собственных иллюзий.
В приведенных примерах две по-разному сформированные личности, европеец и русский, стали творением культуры. С другой стороны произведения типа «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстого, «Детство» М. Горького, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо представляются нам великими писателями, которые, поделившись своими переживаниями, стали творцами художественной культуры.
Литература – могучее средство воздействия на подрастающее поколение. Она может помочь ему понять жизнь, людей, то, чем они живут, чем дышат, научить разбираться в людях, понимать, что их волнует. Литература влияет на мораль, на поведение человека, на его мировоззрение. Очень сильно влияет художественная литература на подростка, на молодежь – на тот возраст, когда складывается человек. Попробуем подтвердить это на примере классической литературы.
Тургенев никогда не создал бы образы Базарова и других своих героев, если бы люди с подобными характерами в то время оставались незамеченными, или их влияние было ничтожным. Отсюда следует, что такие сильные личности как тургеневский Базаров, Раскольников Достоевского, «новые люди» Чернышевского посредством автора становятся, а точнее уже стали, творцами определенного рода культуры.
Без сомнения классика XIX века во многом влияла на современников. И здесь можно рассмотреть другую ее сторону: люди, оказавшиеся под ее влиянием – это творения той самой художественной культуры. И опять перед нами два ракурса: человек – творец, человек – творение.
Практически то же самое можно сказать про литературу любого времени. Попробуем разобраться с этим на примере романа Пруста «В поисках утраченного времени», написанного в ХХ веке. Поиски контакта и корней стали навязчивым неврозом людей того столетия. При этом они уже не искали большой родины или иных абсолютных авторитетов, но ощущали тягу к своеобразной микропочве, к партикулярному миру и небольшим дружеским коллективам. Таков мир Пруста, состоящий из салонов, по которым кочуют индивиды в поисках интересных людей и дружеских связей.
В данном случае происходит то же, что и в предыдущем примере: Пруст выступает как творец определенной культуры, которая создана им посредством своего произведения. С другой стороны мы можем предположить, что это произведение оказало определенное влияние на современников автора.
В настоящее время проблематика темы «Человек как творение и творец культуры» до сих пор имеет актуальный характер. Данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных учебниках, монографиях, периодических изданиях. Не смотря на это, изучать ее можно бесконечно, как с российской, так и с зарубежной точек зрения, опираясь на примеры различных отраслей культуры.
Примечания