Направляемая действием потребностей
человеческая деятельность осуществляется
благодаря наличию у индивида
богатейшего комплекса способностей.
Под способностями понимают индивидуальные
особенности человека, от которых
зависит успешность выполнения
определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к
имеющимся у индивида знаниям,
умениям и навыкам. Они обнаруживаются
в быстроте, глубине и прочности
овладения способами и приемами
некоторой деятельности.
В истории философии способности
долгое время трактовались как
свойства души, особые силы, передаваемые
по наследству и изначально
присущие индивиду. В новое время
Д. Локком и французскими учеными-материалистами
был сформулирован тезис о
полной зависимости способностей
человека от внешних условий
его жизни. Современная наука
рассматривает формирование и
развитие способностей сквозь
призму органического единства
биологического и социального.
Биологическое начало в способностях
представлено в виде определенных
генетических программ поведения,
закодированных в молекулах ДНК.
Благодаря их действию человек
обладает способностями, потенциально
присущими каждому индивиду (прямохождение,
членораздельная речь и др.). Наследственные
программы могут оказать воздействие
и на уровень развития соответствующей
способности у отдельного индивида. Этим
частично объясняются различия в развитии
музыкального слуха, объеме и быстроте
действия памяти, физической силе. Однако
развитие любой способности во многом
зависит от действия различных социальных
факторов: например, для развития музыкальных
способностей, кроме наличия музыкального
слуха, необходимы музыкальный инструмент,
систематическое музыкальное образование,
постоянная практика и т. д.
Критерием для типологии способностей
обычно выступают отличия в
основных видах деятельности. На
этом основании различают научные,
художественные, инженерные и другие
способности. Современная психология
выделяет и общие способности,
отвечающие требованиям не одной,
а многих различных видов деятельности.
При этом ряд психологов постулирует
существование общего интеллекта
-- неизменной всесторонней умственной
одаренности.
Качественный уровень развития
способностей выражается понятиями
таланта и гениальности. Талантом
называют такую совокупность
способностей, которая позволяет
получить продукт деятельности,
отличающийся новизной, высоким
совершенством и общественной
значимостью. Гениальность -- высшая
ступень развития таланта, позволяющая
осуществлять принципиальные сдвиги в
той или иной сфере деятельности.
3.
Человеческая деятельность
и ее многообразие
Все живые существа взаимодействуют
с окружающей средой. Внешне это
проявляется в двигательной активности.
Приспосабливаясь к окружающей
среде, животные могут использовать
природные предметы в качестве
орудий и даже изготовлять
их. Но только человеку присуща
деятельность, под которой в общественных
науках понимается форма активности,
направленная на преобразование
окружающего мира.
В структуре любой деятельности
принято выделять объект, субъект,
цель, средства ее достижения
и результат. Объектом называется
то, на что данная деятельность
направлена; субъектом - тот, кто
ее осуществляет. Прежде чем начать
действовать, человек определяет
цель деятельности, т. е. формирует
в своем сознании идеальный
образ того результата, которого
он стремится достичь. Затем,
когда цель определена, индивид
решает, какие средства ему необходимо
использовать для ее достижения.
Если средства выбраны правильно,
то итогом деятельности будет
получение именно того результата,
к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим
человека к деятельности, является
его желание удовлетворить свои
потребности. Эти потребности
могут быть физиологическими, социальными
и идеальными. Осознаваемые людьми
в той или иной мере, они
становятся главным источником
их активности. Огромную роль
играют убеждения людей относительно
целей, которых необходимо достигнуть,
и основных путей и средств,
к ним ведущих. Иногда в выборе
последних люди руководствуются
сложившимися в обществе стереотипами,
т. е. некоторыми общими, упрощенными
представлениями о каком-либо
социальном процессе (конкретно -- о
процессе деятельности). Неизменная мотивация
имеет тенденцию воспроизводить аналогичные
действия людей и как следствие -- аналогичную
социальную реальность.
Основной единицей деятельности
является действие: любая деятельность
предстает перед нами как цепь
действий. Действие включает в
себя и постановку цели (акт
сознания), и внешне выраженный
акт поведения. Конкретный способ
(способы) выполнения действий
называется операцией. Характер
операций зависит от объективных
условий, в которых совершается
действие, и имеющегося опыта
человека -- операции обычно мало или совсем
не сознаются человеком (выполняются на
уровне автоматических навыков).
Различают деятельность практическую
и духовную. Первая направлена
на преобразование существующих
в реальности объектов природы
и общества. Разновидностями практической
деятельности являются материально-производственная
(преобразование природы) и социально-производственная
(преобразование общества). Содержание
духовной деятельности связано с изменением
сознания людей. В нее входят: познавательная,
ценностно-ориентировочная и прогностическая
деятельность.
Иная классификация выделяет
деятельность трудовую, образовательную,
досуговую. В зависимости от полученных
результатов деятельность может быть
охарактеризована как разрушительная
или созидательная.
Часто для достижения поставленной цели
и получения необходимого результата
человеку приходится в процессе деятельности
прибегать к взаимодействию с другими
субъектами, общаться с ними. Общение --
это процесс обмена информацией между
равноправными субъектами деятельности.
Субъектами общения могут быть как отдельные
люди, так и социальные группы, слои, сообщества
и даже все человечество в целом. Выделяют
несколько видов общения:
1) общение
между реальными субъектами (например,
между двумя людьми);
2) общение
реального субъекта с иллюзорным
партнером (например, человека с
животным, которого он наделяет
некоторыми несвойственными ему
качествами);
3) общение
реального субъекта с воображаемым
партнером (например, общение человека
со своим «внутренним голосом»);
4) общение
воображаемых партнеров (например,
литературных персонажей).
Вопрос о соотношении деятельности
и общения является дискуссионным.
Одни ученые полагают, что эти
два понятия тождественны друг
другу, ибо любое общение обладает
признаками деятельности. Другие
считают, что деятельность и
общение - противоположные понятия,
поскольку общение есть только
условие деятельности, но никак
не она сама. Третьи рассматривают
общение во взаимосвязи с деятельностью,
однако считают его самостоятельным
явлением.
Важнейшей разновидностью практической
деятельности является материально-производственная
деятельность людей (или трудовая
деятельность) -- одна из форм человеческой
деятельности, направленная на преобразование
природного мира и создание материальных
благ. В структуре трудовой деятельности
(в узком смысле этого слова) выделяют:
1) сознательно
поставленные цели -- производство определенной
продукции, переработка природных материалов,
создание машин и механизмов и др.;
2) предметы
труда -- те материалы (металл, глина, камень,
пластмасса и пр.), на преобразование которых
направлена деятельность людей;
3) средства
и орудия труда -- все устройства,
приборы, механизмы, приспособления, энергетические
системы, при помощи которых подвергаются
преобразованию предметы труда;
4) используемые
технологии -- приемы и способы, применяемые
в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности
обычно используют следующие параметры:
1) производительность
труда - количество продукции,
произведенной в единицу времени;
2) эффективность
труда - соотношение материальных
и трудовых затрат, с одной
стороны, и полученных результатов
-- с другой;
3) уровень
разделения труда -- распределение конкретных
производственных функций между участниками
трудового процесса (в масштабе общества
и в конкретных трудовых процессах).
О содержании трудовой деятельности
человека можно судить по тем
функциям, которые он выполняет,
по степени их разнообразия
и сложности, по уровню самостоятельности
и творчества работника.
Характер требований, предъявляемых
к участнику трудовой деятельности,
зависит от многих факторов, в
первую очередь от конкретного
содержания труда и места в
системе разделения труда. Общие
требования таковы:
1) работник
должен владеть всеми приемами
и способами производства, из
которых складывается технологический
процесс (требование профессионализма);
2) квалификация
работника не может быть ниже
того уровня, который определяется
характером труда. Чем сложнее
труд, тем выше требования к
специальной подготовке участника
трудового процесса (требование
квалификации);
3) от
работника требуется безусловное
соблюдение законов о труде
и правил внутреннего трудового
распорядка, соблюдение заданных
параметров производственного процесса,
выполнение обязанностей, вытекающих
из содержания трудового договора
(требований трудовой, технологической,
исполнительской, договорной дисциплины).
Под духовной деятельностью понимают
творческий процесс производства
и воспроизводства духовных ценностей
(идей, знаний, представлений и т.
д.), а также их сохранение, распределение,
распространение и потребление.
В связи с этим духовную деятельность
можно условно разделить на духовно-теоретическую
(производство духовных ценностей) и духовно-практическую
(сохранение, распределение, распространение
и освоение созданных духовных ценностей).
Специализированными видами духовной
деятельности являются наука, искусство,
религия, образование.
Деятельность оказывает огромное
влияние на личность, являясь
той основой, на которой происходит
развитие последней. В процессе
деятельности индивид самореализуется
и самоутверждается как личность, именно
процесс деятельности лежит в основе социализации
индивида. Оказывая преобразовательное
воздействие на окружающий мир, человек
не только адаптируется к природной и
социальной среде, но перестраивает и
совершенствует ее. Вся история человеческого
общества -- это история деятельности людей.
4.
Личность как субъект
общественной жизни.
Социализация личности.
Межличностные отношения
Слово «личность» (лат. persona) первоначально
обозначало маску, которую надевал актер
в античном театре. Затем его стали применять
к самому актеру и его роли (отсюда -- «персонаж»).
У древних римлян слово persona употреблялось
не иначе, как с указанием социальной функции,
роли, амплуа человека (личность судьи,
личность отца, личность консула и т. п.).
Превратившись в научный термин, слово
«личность» существенно изменило свой
смысл и выражает теперь нечто противоположное
тому содержанию, которое в него вкладывали
в древности.
Личностью
называется человеческий индивид,
являющийся субъектом сознательной
деятельности, обладающий совокупностью
социально значимых черт, свойств
и качеств, которые он реализует
в общественной жизни. Когда
говорят о личности, прежде всего,
подразумевают ее социальную
индивидуальность, неповторимость. Последняя
формируется в процессе воспитания и деятельности
человека, под влиянием конкретного общества
и его культуры. Не всякий человек является
личностью.
Человеком
рождаются, личностью становятся
в процессе социализации.
Социализацией
называется осуществляющийся на
протяжении всей жизни индивидов
процесс воздействия на них
общества и его структур, в
результате которого люди накапливают
социальный опыт жизнедеятельности
в конкретном обществе, становятся
личностями. От социализации следует
отличать адаптацию (ограниченный
во времени процесс привыкания
к новым условиям существования),
обучение (процесс приобретения
индивидом новых знаний об
окружающем мире), взросление (социопсихологическое
становление человека в узком возрастном
диапазоне от 10 до 20 лет).