Церковь и благотворительность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

Глава1.1 Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период

В конце XX века в некоторых  странах Западной Европы государство  тратило на программы социальной помощи до 40% валового национального  дохода (ВНД). Благотворительные программы  по-прежнему продолжали играть важную роль, но они стали лишь тенью  того, какими были когда-то. Их расходы  выглядели довольно скромно на фоне государственных затрат на социальные программы. Случайная благотворительная  помощь уступила место гарантированному социальному страхованию. Государство  всеобщего благосостояния с социальными  гарантиями, сопровождающими человека от колыбели до могилы через систему  страхования от болезней, нетрудоспособности, безработицы и, прежде всего, бедности в старости, оберегает европейцев от всего того, что особенно грозит им в жизни.

Государство всеобщего  благосостояния — сравнительно новое  явление. До 1920-х гг. благотворительность  и помощь бедным играли в Европе куда более важную роль, чем социальное страхование, и, по определению, ограничивались предоставлением минимума, необходимого для выживания. Благотворительные  организации зачастую заботились о  нравственном и религиозном контроле за людьми не меньше, чем о денежной помощи. Государство благосостояния старается обеспечить гарантированный  материальный комфорт и обычно не смешивает мораль с деньгами.

Обеспечиваемая государством социальная помощь сравнялась по объему с частной благотворительностью во Франции и Англии уже в 1920-х  гг. В Германии это произошло немного  раньше, в других европейских странах (таких, как Италия) — немного  позже, однако на протяжении всего XIX века благотворительность являлась краеугольным камнем в оказании помощи бедным. В  Лондоне в 1880-х гг. существовало свыше  семисот благотворительных организаций, в Париже — несколько сотен. Суммы, выделяемые благотворительными организациями, намного превышали затраты государства. В Лионе частные благотворительные организации потратили в 1906 г. свыше 18 млн. франков, тогда как государственная помощь составила всего 1, 34 млн. франков. Предоставление и получение частной благотворительной помощи были важным элементом городской жизни в Европе XIX века и находились в центре общественной жизни, чего нельзя было сказать о помощи государственной. Благотворительность процветала даже в странах со слабо развитым гражданским обществом и незначительным средним классом, вроде России. Почти полное отсутствие государственной социальной помощи бедным в России в начале XIX века привело к тому, что взаимопомощь внутри сословий и частная благотворительность стали непременным элементом общественной жизни.

Еще в 1900 г. большинство европейских государств взимало в виде налога не более 3% ВНП. К концу XX века эта цифра варьировалась от 45 до 50%. Вплоть до 1930-х — 1950-х гг. государства не обладали достаточным количеством денег для их перераспределения. Частная благотворительность и помощь бедным на местном уровне помогали европейцам поддерживать социальный порядок. Размеры этой помощи находились на низком уровне, а перспективы представлялись еще менее значительными. Когда в 1950-х гг. Европа сделала шаг к открытому, процветающему, эгалитарному обществу, размеры частной благотворительности уменьшились. Она по-прежнему была распространена в Великобритании и гораздо меньше в странах континентальной Европы, но во многих из них благотворительность полностью заменили государственные социальные программы. В Германии и скандинавских странах государство настолько возобладало в социальной сфере, что благотворительность оказалась на обочине общественной жизни.

До 1960-х гг. благотворительность  представляла собой несимметричный обмен между неравными партнерами. Признавая социальное неравенство  неизбежным фактором, она боролась с симптомами, а вовсе не с корнями  бедности. На протяжении всей своей  истории благотворительность, по словам философа эпохи Просвещения Поля Анри Гольбаха, была «случайной добродетелью». Благотворительность могла процветать в одном городе и быть очень  слабой, а то и вообще отсутствовать  в другом. Критики левого направления, особенно во Франции и Германии, утверждали, что благотворительность  непременно носит антидемократический  характер. Благотворительность и  закон о бедных унижали тех, кому оказывалась помощь, и потому многие английские политики, в том числе  Эньюрин Бивэн, в 1940-х гг. работали над созданием универсальных  социальных программ. Необходимость  сохранения человеческого достоинства  наряду с недостаточной эффективностью частной благотворительности способствовала разработке финансируемой государством системы социальной защиты.

Хотя благотворительность  и помощь бедным берут свое начало в более ранний период европейской  истории, в XIX веке им были присущи некоторые  характерные особенности. Во-первых, церковь, традиционно занимавшаяся благотворительностью, стала подвергаться постоянным нападкам со стороны гражданских  реформаторов. Там, где церковь ослабевала, как это случилось во Франции, возникали серьезные проблемы с  институциональной базой благотворительности, но даже здесь церковь оставалась главным источником усилий, направленных на благотворительность. Во-вторых, индустриализация и урбанизация сделали бедность более заметной. В результате роста  населения возросло, например, число  детей, брошенных родителями. В-третьих, средний класс подвергал сомнению обоснованность благотворительной  деятельности. Последовательные либералы в экономике настаивали на том, что благотворительность наносит вред тем, кто ею пользуется, лишая их независимости и самостоятельности. Многие города пытались запретить нищенство, поскольку оно противоречило основным положениям трудовой этики. Сходные идеи привели Англию к сокращению продовольственного обеспечения в рамках закона о бедных и перемещению нуждающихся в помощи в работные дома. Благотворительные организации пытались проводить различие между заслужившими помощи бедняками, не способными работать по причине болезни или старости, и лентяями, которых приходилось привлекать к активной трудовой деятельности насильственно. Благотворительность по-прежнему сохранялась как институт, но опиралась она на менее надежные культурные основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1.2 Участие Церкви в благотворительности Европы

 Православная  церковь всегда придавала благотворительности  большое значение. Считается, что  чрезмерный акцент на благотворительную  деятельность замедлил принятие  государственных мер для помощи  бедным.

Споры о религии  как основе благотворительности, характерные  для Франции, не повторились в  Англии, где особое внимание обратили на деморализующие последствия благотворительности.

За исключением  Англии и некоторых районов Германии, где исполнение закона о бедных финансировалось  за счет налогов и составляло важную статью ежегодных расходов, финансируемая  государством социальная помощь была слабо развита. В подавляющем  большинстве городов и деревень Франции, Италии и Испании частные  благотворительные организации  и церковь предоставляли львиную  долю помощи бедным на протяжении всего XIX в., а помощь из государственных  источников нередко отсутствовала. Во многих из девяноста департаментов  Франции еще в 1900 г. светской благотворительности попросту не существовало. Благотворительная деятельность была сосредоточена в самых богатых районах Европы и почти отсутствовала в самых бедных и отдаленных районах. В период между 1800 и 1845 гг. шесть из девяноста департаментов Франции (Сена, Рона, Север, Сена-и-Уаза, Верхняя Гаронна и Буш-дю-Рон) получали четверть всех благотворительных пожертвований. В западной и центральной Франции церковь была настолько вовлечена в благотворительную деятельность, что могла считаться монополистом. Типичный пример — город Анжер, где все шестьдесят благотворительных организаций были частными и католическими. В департаменте Сена в 1897 г. имелось не менее 3227 благотворительных организаций. В конце XIX в. в Лионе насчитывалось 245 частных благотворительных учреждений, а если учитывать их подразделения, их число превышало 1000. В XIX в. католическая церковь расширяла свою благотворительную деятельность как во Франции, так и в остальной Европе. Общество св. Венсана де Поля распространило свою деятельность по всей Европе и Северной Америке: в 1860 г. в одной только Франции оно имело свыше 1500 отделений и 100 000 членов. В 1820-е — 1830-е гг. религиозные ордена, особенно, женские, распространились в невероятном количестве. В Лионе первыми в 1825 г. были восстановлены урсулитки, кармелитки, сестры св. Иосифа и сестры св. Карла. Одним из самых активных в области благотворительности мужских орденов была Иезуитская конгрегация. При поддержке церкви эти ордена занимались обучением рабочих катехизису и благотворительности. В периоде 1815 по 1825 г. были созданы десятки приютов для сирот и малолетних детей, таких как приют св. Бруно и приют св. Пьера. На раннем этапе индустриализации благотворительная деятельность церкви имела важнейшее значение для решения социальных проблем.

Вплоть до 1890-х  гг. церкви был свойствен фаталистический  взгляд на бедность: она внушала  рабочим, что бедняки будут существовать всегда. Церковь и буржуазные политики видели в религии последний оплот  цивилизации перед лицом пролетарского  варварства, при этом церковь, как  правило, противостояла государственным  реформам в социальной сфере. Она  добровольно занималась благотворительностью либо напрямую — через приходскую систему, либо косвенным образом  — через гражданские, но созданные  на религиозной основе организации, такие как Католическая ассоциация французской молодежи, насчитывающая  в 1905 г. 60 000 членов.Несмотря на все свои недостатки, частная благотворительность удерживала социальную систему от разрушения, особенно во Франции, Италии и Испании, где не существовало законов о бедных. Даже в таких районах, как департамент Па-де-Кале в северной Франции, где общественная социальная помощь была развита, 73% семей сельскохозяйственных рабочих получали в 1913 г. ту или иную благотворительную помощь. В Сен-Шамон в 1844 г. 60% населения одного прихода (2200 из 3600 жителей) получали материальную помощь. В трудные времена граждане частным образом организовывали дополнительные благотворительные организации.

Евангелизм представлял  собой призыв к действию по любому общественно значимому поводу, включая  запрещение рабства, детского труда, детской  проституции, детской бедности, предотвращение жестокого обращения с животными  и детьми и, конечно же, искоренение  порока. Для англичан гуманизм на протяжении всего XIX в. был чем-то вроде суррогатной  религии. Как отмечал в 1884 г. Вебб, «социальные вопросы являются сегодня жизненно важными — они занимают место религии». Большинство благотворительных организаций XIX в., английских, французских или немецких, светских, религиозных или официально нерелигиозных, имели своей целью нравственное совершенствование бедных. Как утверждает Химмельфарб, когда язык нравственности и морали применяется в конце XX в. к социальным проблемам, он неизменно оказывается языком консерваторов. XIX век был поглощен проблемами «личности» и «респектабельности». Благотворительность разделяла страстное увлечение респектабельностью, умеренностью, благопристойностью, внешними приличиями, трудолюбием, предусмотрительностью, религиозностью и воздержанностью. Благотворители XIX в., прежде чем оказать помощь, задавали вопросы и читали наставления. Несмотря на то, что многие сочли бы смешение денег с моралью устаревшим представлением, в 1900 г. европейская филантропия шагала в ногу со своим временем. Организации, занимавшиеся благотворительностью и социальной политикой, такие как Общество благотворительных организаций и Центральная служба благотворительных институтов, становились общенациональными (по масштабу своей деятельности) бюрократическими и профессиональными организациями, хотя и пытались рационализировать и ограничить благотворительность. В Великобритании Армия спасения насчитывала в 1906 г. 100 000 членов. Церковная Армия, Армия доктора Барнадо, Еврейская коллегия попечителей, Католическая федерация и Общество св. Венсана де Пола также были важными фигурами на национальной политической арене в деле пропаганды благих дел и оказания помощи. Некоторые лидеры благотворительных организаций пытались отстоять свои позиции перед лицом усиливающегося национального государства. Другие, особенно те, которыми руководили женщины, заботились о благополучии матерей и детей и использовали свою благотворительную миссию для продвижения к государству всеобщего благосостояния.

«Я не люблю мешать мораль и математику», — заявил в  1909 г.молодой Уинстон Черчилль. Движение Европы от благотворительности к социальному страхованию инициировало разрыв между моралью и социальной политикой, что и привело в результате к созданию европейских государств всеобщего благосостояния. 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение.                                                                                                       Многовековые традиции благотворительности на Руси, социальной помощи и поддержки нуждающихся способствовали созданию прочной государственной системы социального обеспечения.

Сегодня, действующая  структура и организация социальной защиты населения области представляет собой многофункциональную систему, которая в последнее время  значительно выросла, существенно  расширив свои функции.

Существенная особенность  сегодняшнего дня - расширение круга  лиц, представляющих уязвимые слои общества. Сюда входят престарелые и старики, безработные, мигранты, инвалиды, хронически больные, лица, находящиеся за чертой бедности, нищие и др. Увеличение численности таких лиц неблагоприятно сказывается на всем обществе, нанося ему экономический, физический, моральный  ущерб. Поэтому важно, чтобы общество осознало практическую ценность благотворительности  как средства социальной реабилитации истинно нуждающихся граждан  и уменьшения остроты медицинских  проблем. Через милосердие и сострадание  восстанавливается больная ткань  человеческих взаимоотношений.

Сегодня полезно  было бы обратиться к опыту наших  предшественников, благотворительная  деятельность которых диктовалась  осознанием общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, связанную с наличием в обществе нуждающегося населения.

Благотворительность в настоящее время - одна из форм поиска компромисса между бизнесом и обществом, между властью, бизнесом и некоммерческим сектором, между  различными социальными группами, которая  постоянно расширяется. Благотворительность и милосердие конкретного человека - это способность творить благо для других по милости собственного сердца.

Федеральный закон "О  благотворительной деятельности и  благотворительных организациях" от 11.08.1995 г. № 135 - ФЗ гласит "Благотворительность - добровольная деятельность граждан  и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим  лицам имущества, в том числе  денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи".

Информация о работе Церковь и благотворительность в России