Глава1.1
Благотворительность и помощь бедным
в Европе: современный период
В конце XX века в некоторых
странах Западной Европы государство
тратило на программы социальной
помощи до 40% валового национального
дохода (ВНД). Благотворительные программы
по-прежнему продолжали играть важную
роль, но они стали лишь тенью
того, какими были когда-то. Их расходы
выглядели довольно скромно на фоне
государственных затрат на социальные
программы. Случайная благотворительная
помощь уступила место гарантированному
социальному страхованию. Государство
всеобщего благосостояния с социальными
гарантиями, сопровождающими человека
от колыбели до могилы через систему
страхования от болезней, нетрудоспособности,
безработицы и, прежде всего, бедности
в старости, оберегает европейцев
от всего того, что особенно грозит
им в жизни.
Государство всеобщего
благосостояния — сравнительно новое
явление. До 1920-х гг. благотворительность
и помощь бедным играли в Европе
куда более важную роль, чем социальное
страхование, и, по определению, ограничивались
предоставлением минимума, необходимого
для выживания. Благотворительные
организации зачастую заботились о
нравственном и религиозном контроле
за людьми не меньше, чем о денежной
помощи. Государство благосостояния
старается обеспечить гарантированный
материальный комфорт и обычно не
смешивает мораль с деньгами.
Обеспечиваемая государством
социальная помощь сравнялась по объему
с частной благотворительностью
во Франции и Англии уже в 1920-х
гг. В Германии это произошло немного
раньше, в других европейских странах
(таких, как Италия) — немного
позже, однако на протяжении всего XIX века
благотворительность являлась краеугольным
камнем в оказании помощи бедным. В
Лондоне в 1880-х гг. существовало свыше
семисот благотворительных организаций,
в Париже — несколько сотен. Суммы, выделяемые
благотворительными организациями, намного
превышали затраты государства. В Лионе
частные благотворительные организации
потратили в 1906 г. свыше 18 млн. франков,
тогда как государственная помощь составила
всего 1, 34 млн. франков. Предоставление
и получение частной благотворительной
помощи были важным элементом городской
жизни в Европе XIX века и находились в центре
общественной жизни, чего нельзя было
сказать о помощи государственной. Благотворительность
процветала даже в странах со слабо развитым
гражданским обществом и незначительным
средним классом, вроде России. Почти полное
отсутствие государственной социальной
помощи бедным в России в начале XIX века
привело к тому, что взаимопомощь внутри
сословий и частная благотворительность
стали непременным элементом общественной
жизни.
Еще в 1900 г. большинство
европейских государств взимало в виде
налога не более 3% ВНП. К концу XX века эта
цифра варьировалась от 45 до 50%. Вплоть
до 1930-х — 1950-х гг. государства не обладали
достаточным количеством денег для их
перераспределения. Частная благотворительность
и помощь бедным на местном уровне помогали
европейцам поддерживать социальный порядок.
Размеры этой помощи находились на низком
уровне, а перспективы представлялись
еще менее значительными. Когда в 1950-х
гг. Европа сделала шаг к открытому, процветающему,
эгалитарному обществу, размеры частной
благотворительности уменьшились. Она
по-прежнему была распространена в Великобритании
и гораздо меньше в странах континентальной
Европы, но во многих из них благотворительность
полностью заменили государственные социальные
программы. В Германии и скандинавских
странах государство настолько возобладало
в социальной сфере, что благотворительность
оказалась на обочине общественной жизни.
До 1960-х гг. благотворительность
представляла собой несимметричный
обмен между неравными партнерами.
Признавая социальное неравенство
неизбежным фактором, она боролась
с симптомами, а вовсе не с корнями
бедности. На протяжении всей своей
истории благотворительность, по словам
философа эпохи Просвещения Поля
Анри Гольбаха, была «случайной добродетелью».
Благотворительность могла процветать
в одном городе и быть очень
слабой, а то и вообще отсутствовать
в другом. Критики левого направления,
особенно во Франции и Германии,
утверждали, что благотворительность
непременно носит антидемократический
характер. Благотворительность и
закон о бедных унижали тех, кому
оказывалась помощь, и потому многие
английские политики, в том числе
Эньюрин Бивэн, в 1940-х гг. работали
над созданием универсальных
социальных программ. Необходимость
сохранения человеческого достоинства
наряду с недостаточной эффективностью
частной благотворительности способствовала
разработке финансируемой государством
системы социальной защиты.
Хотя благотворительность
и помощь бедным берут свое начало
в более ранний период европейской
истории, в XIX веке им были присущи некоторые
характерные особенности. Во-первых,
церковь, традиционно занимавшаяся
благотворительностью, стала подвергаться
постоянным нападкам со стороны гражданских
реформаторов. Там, где церковь ослабевала,
как это случилось во Франции,
возникали серьезные проблемы с
институциональной базой благотворительности,
но даже здесь церковь оставалась
главным источником усилий, направленных
на благотворительность. Во-вторых, индустриализация
и урбанизация сделали бедность
более заметной. В результате роста
населения возросло, например, число
детей, брошенных родителями. В-третьих,
средний класс подвергал сомнению
обоснованность благотворительной
деятельности. Последовательные либералы
в экономике настаивали на том, что благотворительность
наносит вред тем, кто ею пользуется, лишая
их независимости и самостоятельности.
Многие города пытались запретить нищенство,
поскольку оно противоречило основным
положениям трудовой этики. Сходные идеи
привели Англию к сокращению продовольственного
обеспечения в рамках закона о бедных
и перемещению нуждающихся в помощи в
работные дома. Благотворительные организации
пытались проводить различие между заслужившими
помощи бедняками, не способными работать
по причине болезни или старости, и лентяями,
которых приходилось привлекать к активной
трудовой деятельности насильственно.
Благотворительность по-прежнему сохранялась
как институт, но опиралась она на менее
надежные культурные основания.
Глава1.2
Участие Церкви
в благотворительности Европы
Православная
церковь всегда придавала благотворительности
большое значение. Считается, что
чрезмерный акцент на благотворительную
деятельность замедлил принятие
государственных мер для помощи
бедным.
Споры о религии
как основе благотворительности, характерные
для Франции, не повторились в
Англии, где особое внимание обратили
на деморализующие последствия благотворительности.
За исключением
Англии и некоторых районов Германии,
где исполнение закона о бедных финансировалось
за счет налогов и составляло важную
статью ежегодных расходов, финансируемая
государством социальная помощь была
слабо развита. В подавляющем
большинстве городов и деревень
Франции, Италии и Испании частные
благотворительные организации
и церковь предоставляли львиную
долю помощи бедным на протяжении всего
XIX в., а помощь из государственных
источников нередко отсутствовала.
Во многих из девяноста департаментов
Франции еще в 1900 г. светской благотворительности
попросту не существовало. Благотворительная
деятельность была сосредоточена в самых
богатых районах Европы и почти отсутствовала
в самых бедных и отдаленных районах. В
период между 1800 и 1845 гг. шесть из девяноста
департаментов Франции (Сена, Рона, Север,
Сена-и-Уаза, Верхняя Гаронна и Буш-дю-Рон)
получали четверть всех благотворительных
пожертвований. В западной и центральной
Франции церковь была настолько вовлечена
в благотворительную деятельность, что
могла считаться монополистом. Типичный
пример — город Анжер, где все шестьдесят
благотворительных организаций были частными
и католическими. В департаменте Сена
в 1897 г. имелось не менее 3227 благотворительных
организаций. В конце XIX в. в Лионе насчитывалось
245 частных благотворительных учреждений,
а если учитывать их подразделения, их
число превышало 1000. В XIX в. католическая
церковь расширяла свою благотворительную
деятельность как во Франции, так и в остальной
Европе. Общество св. Венсана де Поля распространило
свою деятельность по всей Европе и Северной
Америке: в 1860 г. в одной только Франции
оно имело свыше 1500 отделений и 100 000 членов.
В 1820-е — 1830-е гг. религиозные ордена, особенно,
женские, распространились в невероятном
количестве. В Лионе первыми в 1825 г. были
восстановлены урсулитки, кармелитки,
сестры св. Иосифа и сестры св. Карла. Одним
из самых активных в области благотворительности
мужских орденов была Иезуитская конгрегация.
При поддержке церкви эти ордена занимались
обучением рабочих катехизису и благотворительности.
В периоде 1815 по 1825 г. были созданы десятки
приютов для сирот и малолетних детей,
таких как приют св. Бруно и приют св. Пьера.
На раннем этапе индустриализации благотворительная
деятельность церкви имела важнейшее
значение для решения социальных проблем.
Вплоть до 1890-х
гг. церкви был свойствен фаталистический
взгляд на бедность: она внушала
рабочим, что бедняки будут существовать
всегда. Церковь и буржуазные политики
видели в религии последний оплот
цивилизации перед лицом пролетарского
варварства, при этом церковь, как
правило, противостояла государственным
реформам в социальной сфере. Она
добровольно занималась благотворительностью
либо напрямую — через приходскую
систему, либо косвенным образом
— через гражданские, но созданные
на религиозной основе организации,
такие как Католическая ассоциация
французской молодежи, насчитывающая
в 1905 г. 60 000 членов.Несмотря на все свои
недостатки, частная благотворительность
удерживала социальную систему от разрушения,
особенно во Франции, Италии и Испании,
где не существовало законов о бедных.
Даже в таких районах, как департамент
Па-де-Кале в северной Франции, где общественная
социальная помощь была развита, 73% семей
сельскохозяйственных рабочих получали
в 1913 г. ту или иную благотворительную
помощь. В Сен-Шамон в 1844 г. 60% населения
одного прихода (2200 из 3600 жителей) получали
материальную помощь. В трудные времена
граждане частным образом организовывали
дополнительные благотворительные организации.
Евангелизм представлял
собой призыв к действию по любому
общественно значимому поводу, включая
запрещение рабства, детского труда, детской
проституции, детской бедности, предотвращение
жестокого обращения с животными
и детьми и, конечно же, искоренение
порока. Для англичан гуманизм на протяжении
всего XIX в. был чем-то вроде суррогатной
религии. Как отмечал в 1884 г. Вебб,
«социальные вопросы являются сегодня
жизненно важными — они занимают место
религии». Большинство благотворительных
организаций XIX в., английских, французских
или немецких, светских, религиозных или
официально нерелигиозных, имели своей
целью нравственное совершенствование
бедных. Как утверждает Химмельфарб, когда
язык нравственности и морали применяется
в конце XX в. к социальным проблемам, он
неизменно оказывается языком консерваторов.
XIX век был поглощен проблемами «личности»
и «респектабельности». Благотворительность
разделяла страстное увлечение респектабельностью,
умеренностью, благопристойностью, внешними
приличиями, трудолюбием, предусмотрительностью,
религиозностью и воздержанностью. Благотворители
XIX в., прежде чем оказать помощь, задавали
вопросы и читали наставления. Несмотря
на то, что многие сочли бы смешение денег
с моралью устаревшим представлением,
в 1900 г. европейская филантропия шагала
в ногу со своим временем. Организации,
занимавшиеся благотворительностью и
социальной политикой, такие как Общество
благотворительных организаций и Центральная
служба благотворительных институтов,
становились общенациональными (по масштабу
своей деятельности) бюрократическими
и профессиональными организациями, хотя
и пытались рационализировать и ограничить
благотворительность. В Великобритании
Армия спасения насчитывала в 1906 г. 100 000
членов. Церковная Армия, Армия доктора
Барнадо, Еврейская коллегия попечителей,
Католическая федерация и Общество св.
Венсана де Пола также были важными фигурами
на национальной политической арене в
деле пропаганды благих дел и оказания
помощи. Некоторые лидеры благотворительных
организаций пытались отстоять свои позиции
перед лицом усиливающегося национального
государства. Другие, особенно те, которыми
руководили женщины, заботились о благополучии
матерей и детей и использовали свою благотворительную
миссию для продвижения к государству
всеобщего благосостояния.
«Я не люблю мешать
мораль и математику», — заявил в
1909 г.молодой Уинстон Черчилль. Движение
Европы от благотворительности к социальному
страхованию инициировало разрыв между
моралью и социальной политикой, что и
привело в результате к созданию европейских
государств всеобщего благосостояния.
Заключение.
Многовековые традиции благотворительности
на Руси, социальной помощи и поддержки
нуждающихся способствовали созданию
прочной государственной системы социального
обеспечения.
Сегодня, действующая
структура и организация социальной
защиты населения области представляет
собой многофункциональную систему,
которая в последнее время
значительно выросла, существенно
расширив свои функции.
Существенная особенность
сегодняшнего дня - расширение круга
лиц, представляющих уязвимые слои общества.
Сюда входят престарелые и старики,
безработные, мигранты, инвалиды, хронически
больные, лица, находящиеся за чертой
бедности, нищие и др. Увеличение
численности таких лиц неблагоприятно
сказывается на всем обществе, нанося
ему экономический, физический, моральный
ущерб. Поэтому важно, чтобы общество
осознало практическую ценность благотворительности
как средства социальной реабилитации
истинно нуждающихся граждан
и уменьшения остроты медицинских
проблем. Через милосердие и сострадание
восстанавливается больная ткань
человеческих взаимоотношений.
Сегодня полезно
было бы обратиться к опыту наших
предшественников, благотворительная
деятельность которых диктовалась
осознанием общечеловеческой солидарности,
стремлением устранить опасность,
связанную с наличием в обществе
нуждающегося населения.
Благотворительность
в настоящее время - одна из форм
поиска компромисса между бизнесом
и обществом, между властью, бизнесом
и некоммерческим сектором, между
различными социальными группами, которая
постоянно расширяется. Благотворительность
и милосердие конкретного человека - это
способность творить благо для других
по милости собственного сердца.
Федеральный закон "О
благотворительной деятельности и
благотворительных организациях"
от 11.08.1995 г. № 135 - ФЗ гласит "Благотворительность
- добровольная деятельность граждан
и юридических лиц по бескорыстной
(безвозмездной или на льготных условиях)
передаче гражданам или юридическим
лицам имущества, в том числе
денежных средств, бескорыстному выполнению
работ, предоставлению услуг, оказанию
иной помощи".