Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа
История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.
* С XII века начался процесс упадка Киевского государства. Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодальные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных, то в период нашествия татаро-монголов на Русь милосердие "фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов".
В период татаро-монгольского
ига, когда рухнуло русское
Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.
В то же время, кроме
расширения форм благотворительной
деятельности Церкви, продолжалась и
линия Владимира Мономаха -личное
участие князей-правителей в оказании
помощи нуждающимся. Так, святой князь
Александр Невский тратил значительные
суммы на выкуп русских из татарского
плена. Михаил Ярославич, замученный впоследствии
в Орде, наставляя сына своего, говорил:
"странных и нищих не презирай,
угодно бо есть сие Богу". Иоанн
Данилович так и был прозван
Калитой за мешок, который он носил
с собою, раздавая из него милостыню.
Святой князь Димитрий Донской был
настолько сострадателен к
* Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви.
Еще преподобный
Сергий Радонежский неразрывно связал
служение русского православного монашества
с благотворительной
Так, в Николаевско-Пешношском
монастыре оказывалось
Большую известность,
благодаря своей
Особым примером
христианского милосердия служит жизнь
святителя Макария в его
Роль и значение
Церкви в благотворительной
Данная тенденция в развитии благотворительности обусловлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно.
В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного и государственного призрения. При этом начали яснее обозначаться и контуры системы призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка.
Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих.
Кроме того, особое внимание
уделялось бесплатному обучению
грамоте бедных детей, сирот, для
которых открывались приюты при
монастырях, церковно-приходские школы.
Например, среди обителей в этом
отношении выделяется Виленский
Свято-Духов монастырь, при котором
имелось Виленское Свято-
Через два года после
того, как Собором русских иерархов
Патриархом Московским и всея Руси
был поставлен святитель
По инициативе Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Филарета, была урегулирована податная повинность на основе проведенной переписи населения.
В сохранившихся
воспоминаниях архидиакона
В 1678 году Патриарх Иоаким увеличил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась новая повинность: собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от притворных нищих. Дмитровский Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения.
В последующем эти
направления развивались
Церковная реформа Петра I, упразднив патриаршее управление и заменив его коллегиальным, по существу поставила Церковь на службу государству, что отразилось и на характере социальной деятельности Русской Церкви, которая оказалась под жестким контролем.
Петр I, следуя примеру
Людовика XIV, требовал повсеместного
устройства по губерниям "гошпиталей",
то есть, приютов для всякого рода
призреваемых, заботился о помещении
инвалидов по монастырям и приказывал
строить по городам, на церковных
дворах, приюты для принятия "зазорных"
детей, на тех же основаниях. Согласно
историко-статистическому
В 1764 году Екатерина
II при поддержке определенной части
православных иерархов произвела секуляризацию
большой части церковных
С учреждением приказов общественного призрения в 1775 году последним предписывалось устраивать сиротские и работные дома для просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной работой, и оказывать помощь добровольно явившимся за вспомоществованием. Для увеличения денежных средств приказов общественного призрения им разрешены были приемы вкладов на хранение и выдача ссуд под недвижимость и государственные процентные бумаги.
Таким образом, благотворительная деятельность стала возможной не только за счет пожертвований в пользу нуждающихся, но и благодаря специальным благотворительным структурам, включающим банки, магазины, газеты и т.п. К середине XIX века традиции церковной благотворительности прервались в связи с упадком социальной активности прихода, лишенного прав юридического лица.
Общественное призрение в XIX веке (до реформы 1861 г.) включает в себя и меры по обеспечению вдов: открываются вдовьи дома (призрение неимущих, увечных и престарелых вдов, лиц, состоящих на государственной службе), среди которых выделяется основанный в 1803 году в Москве вдовий дом. В 1819 году основано попечительное тюремное общество; продолжают устраиваться работные дома и выделяются пособия на дому и т.п.
В 1823 году в Санкт-Петербурге
создается Дом убогих Императорского
Человеколюбивого общества, именуемый
Исидоровским. Цель данного заведения
- призрение престарелых и
В 1838 году открывается сиропитательный дом Е. Медведниковой в Иркутске. Название "Сиропитательный дом" дается различным учреждениям для призрения сирых и убогих детей.
Сиропитательный дом
Е. Медведниковой представлял
В XIX веке появляются
женские общины, представляющие переходные
формы от мирской жизни к монашеской.
В течение XIX столетия было основано
около 100 общин, образованных преимущественно
при приходских церквах в виде
богаделен, существование которых
обеспечивалось подаянием прихожан.
Большинство из этих общин было возведено
в ранг монастырей, обязательно занимающихся
милосердно-благотворительной
В 1864 году Александром
II было принято законодательство о
церковных братствах и
В 1882 году святым праведным
Иоанном Кронштадтским был