Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа
История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.
В самом начале работы я хочу рассказать о самой благотворительности и от куда вообще пошло ее начало.
Потребность объединить
усилия людей в борьбе с
природой для получения пищи,
при сооружении жилища — эти
и многие другие факторы
Благотворительность и милосердие были и остаются важными факторами и принципами человеческой жизни. Имеется богатая примерами история благотворительности и милосердия. Многие церковные организации и богатые люди по разным причинам способствовали развитию и распространению чувства милосердия в обществе, но милосердие, чувство сострадания и связанная во многом с ними благотворительность, имеют более длинную историю развития, корни которой уходят во времена седой древности, когда взаимовыручка и взаимопомощь в борьбе за существование сначала носили спорадический, а со временем, по мере развития производительных сил и сознания людей, принимали все более постоянный и целенаправленный характер. Но остановим свое внимание на церковной благотворительности.
Церковь Христова никогда и нигде не являлась неким социальным институтом, закрытым от внешнего мира. Напротив, она всегда была лишена замкнутости, для Церкви характерна предельная открытость миру, она предлагает свои духовные ценности всем и каждому. Основанная Христом Спасителем Церковь в своем служении «дальним и близким» (Еф. 2:17) освящает все области жизни, все формы и виды человеческой деятельности. В данном стремлении она помогает как отдельной личности, так и всему обществу освободиться от всякого рода неустройств и аномалий. И на этом пути Церковь призывает всех своих верных чад оглашать мир словом Истины, возвещать ему Евангелие правды и свидетельствовать своими личными делами о святости и совершенстве христианского образа жизни.
Мы находимся в
преддверии нового века и нового тысячелетия.
Как и на рубеже минувшего и
настоящего столетий, мы вновь переживаем
период развития миссионерской и
благотворительной деятельности Русской
Православной Церкви. Но прежде чем
говорить о миссии и благотворительности,
как о явлениях современной церковной
жизни, следует обратить внимание на
родственность этих двух понятий. Господь
наш Иисус Христос, «Которого
Отец освятил и послал в мир» (Ин.
10:36) с благой вестью о спасении, вверил
своей Церкви апостольское служение
проповеди Евангелия и
Мы с вами живем в очень непростое время, сущность которого верно подметила одна из основоположниц «монашества в миру» - инокиня Мария (Скобцова). Она говорила, что «наше время одно действительно христианствует в самой своей страдающей сущности... Оно помогает нам действительно... искать не монастырских стен, а полного отсутствия самой тонкой перегородки, отделяющей сердце от мира, от его боли» (Гаккель С. Мать Мария, Париж, 1980, с. 54).
И семья, и народ, и страна, и человечество - всё это на разных уровнях социальной реальности «ближние», к которым нужно относиться, согласно евангельской заповеди, как к самому себе» (Иванов М.С. «Церковь и мир», «О вере и нравственности по учению Православной Церкви», М., 1991, с. 246). Таким образом, и миссионерство, и благотворительность как явления наднациональные, а потому и собственно христианские, могут иметь как внутренний, так и внешний характер, то есть могут осуществляться как в самой Церкви, так и за её пределами. Милосердие- приобретение всего человечества, продукт социокультурного развития человека вообще, и оно должно быть характерным свойством любого человека, группы, общности и любого общества. Современная жизнь так же не может обойтись без милосердия , более того, постоянно расширяется поле его реализации в том числе благодаря деятельности различных церковных и благотворительных организаций.
«Подлинная образованность, опирающаяся на высокую духовность и глубокую душевность, в соединении с диалектическим социальным мышлением- залог эффективной социальной работы как важнейшего института социального развития общества в наши дни.»
Глава 1.1 История церковной благотворительности до современного периода
Традиции милосердия складывались в Церкви Христовой столетиями, имея твердое основание в той деятельности, источниками которой являются заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближним. Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим.
Некоторые законы Византийской
империи и свидетельства
Принятие христианства древней Русью в X веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Известно, что до принятия христианства на Руси, где господствовало язычество, связанное с поклонением множеству богов и природных стихий, существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь, и существовало гуманное отношение к рабам, все же были человеческие жертвоприношения, жены сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела право умертвить новорожденную дочь, если семейство было многочисленным.
Корни русской благотворительности
уходят к тем временам, когда Православная
церковь стала основой
Традиции благотворительности
на Руси испокон веков находили поддержку
у правителей. В честь своего бракосочетания
с сестрой византийского
"И не могу
сказать о всей его милости,
- продолжает митрополит
Надо сказать, что
идея милосердия получила в древней
Руси широкое распространение. Церковь
с самых первых дней своего существования
категорически запретила
В 996 году князем Владимиром
учреждаются "богадельни, гостиницы,
дома странноприимства, а лекари и
все люди увечные... были подсудны одним
Епископам". Причем на их содержание
была определена "десятина" (от продажи
хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).
Находясь под влиянием
евангельского учения о милосердии,
святой князь Владимир в числе
первых показывал пример сострадательности
к тем, кто нуждается в помощи
- к убогим, нищим, сиротам. Вопреки
сложившимся в дохристианскую эпоху
обычаям и правилам, князь позволял
"всякому нищему и убогому"
являться на княжий двор, получать еду,
а для больных, которые не могли
приходить сами, отправлял повозки,
груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами,
медом и квасом .
Вслед за святым князем
Владимиром активно занимались благотворительной
деятельностью и другие князья. В
их числе особо отмечают великого
князя Ярослава Владимировича, при
котором было открыто первое в
Новгороде училище для бедных
юношей. Но более других "нищелюбием"
прославился Владимир Мономах, завещавший
своим детям: "всего же паче убогих не
забывайте, по сколько вам возможно по
силе своей кормите".
Русская Православная
Церковь с самого начала взяла
в свои руки заботу о людях, лишенных
средств к существованию. Со времени
христианизации Руси до петровских реформ
дело "общественного призрения"
находилось исключительно в руках
Церкви. Дела милосердия и благотворительности
были нераздельно закреплены за Церковью
еще Уставом князя Владимира.
Так, например, в соответствии с данным
Уставом наряду с "чернецами и
попами", "нищие, слепые и хромые"
считались "церковными людьми". В
другом же документе - "Правиле о
церковных людях" (XIII в.) - перечисляется
ряд благотворительных дел, требующих
большого количества церковных средств:
"...нищих кормление и чад
мног, странным прилежание, сиротам
и убогим промышление, вдовам пособие,
девицам потребы, обидным заступление,
в напастях поможенье, в пожаре и
в потопе, пленным искупленье, в
гладе прекормление, в худобе умирая
покровы и гробы".
Отмечая особую роль
Русской Православной Церкви в деле
единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал,
что "Церковь на Руси соединяла
в одно общество людей разных состояний
или во имя цели, или тайного
назначения, или во имя чувства
сострадания и милосердия".
Русская Православная
Церковь, структурное формирование
которой завершилось в эпоху
Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала
и свой благотворительный центр,
который размещался в стенах Киево-Печерского
монастыря. Этот монастырь был известен
своим милосердием по отношению к нуждающимся:
при нем была бесплатная гостиница для
богомольцев, лечебница на 80 кроватей
и бесплатная трапезная для бедных странников.
По утверждению
историков Церкви, преподобный Феодосии,
показавший пример "заступничества
и благотворения" по отношению
к жертвам тогдашнего кривосудия,
каждую неделю отправлял воз печеного
хлеба в тюрьму заключенным и
добивался перед князем их освобождения.
В XII веке был основан
больничный Троицкий мужской монастырь
Николой Святошей, где имелась
больница на 32 кровати с аптекою.
Так складывался милосердно-