Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа
История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.
Существенной стороной
милосердно-благотворительной
Благотворительные общества при больницах заботились о больном и его семье и после выписки из больницы, помогали семьям во время нахождения одного из их членов в больнице одеждой и деньгами, принимали на свое попечение ослабленных вследствие перенесенной болезни людей, обеспечивали в случае необходимости их медикаментами и протезами. Желающим отправиться на родину бесплатно предоставляли такую возможность. Бесприютных детей больных или умерших в больнице родителей благотворительные общества принимали на свое попечение.
Характерно, что при
таких городских больницах
Подобные общества, чья деятельность проистекала из христианской любви к ближнему, возникли и при других городских больницах - при больницах святой Марии Магдалины (1874 г.), святителя Николая Чудотворца (1874 г.), при Петропавловской (1875 г.), Александровской (1875 г.), Калинкинской (1879 г.) и др. клиниках.
С середины XIX века развивается
новая для России форма благотворительности
- сестринское милосердие. Еще в 1844
году в Санкт-Петербурге была создана
первая в Европе Свято-Троицкая женская
община, готовившая сестер милосердия
для попечения о раненых". Пример
сестринского милосердия в Крымской
войне побудил к созданию Российского
общества попечения о раненых
и больных воинах в мае 1867 года,
которое через 12 лет преобразовали
в Российское Общество Красного Креста.
Подвиг сестер милосердия Никольской
и Крестовоздвиженской общин
вызвал волну объединения в подобные
общины христианок-доброхоток во многих
губерниях России. К началу первой
мировой войны было зарегистрировано
более ста подобных общин, а к середине
1917 года примерно 30000 сестер милосердия,
20000 из которых вышли из епархиальных общин.
Общины сестер милосердия стали своеобразным
женскими монастырями в миру, где не требовалось
пострига в монахини. Данного рода общины
объединяли физически здоровых женщин-христианок
от 21 до 40 лет, представлявших все сословия
и звания, с одним духовным намерением
- бескорыстное служение страждущим. Среди
таких общин выделялась женская епархиальная
община сестер милосердия в Покровском-Рубцове,
учрежденная в 1869 году бывшей игуменьей
Серпуховского Владыческого монастыря
Митрофанией. Сестры общины регулярно
ухаживали за больными в Старо-Екатерининской
больнице, был открыт приют для сирот от
3 до 9 лет, где была учреждена шестилетняя
школа, предусматривающая изучение образовательных
дисциплин и Закона Божьего. Особенностью
общины являлось то, что на протяжении
своей милосердной деятельности она сохраняла
монастырский образ жизни, ее насельниц
отличались особым аскетизмом и прилежанием,
усердным выполнением послушания. Существование
женской общины милосердия позволяет
говорить о наличии определенного института
милосердия в Русской Православной Церкви,
обладавшего специально подготовленными
кадрами - сестрами милосердия, работающими
"в миру" - с ранеными на поле боя,
больными и инвалидами, сиротами, престарелыми
и т.п. К 1 декабря 1907 года в России насчитывалось
907 мужских и женских монастырей, среди
которых примерно четвертая часть были
обители, занимавшиеся милосердной деятельностью.
Наличие таких благотворительных обителей,
как "Дом Трудолюбия" и сестринских
общин милосердия говорит о высоком уровне
развития социальной деятельности Русской
Православной Церкви в конце XIX - начале
XX веков.
Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной деятельности Православной Церкви, следует отмстить, что помощь оказывалась инвалидам и участникам войны (их назвали "военноувечными"), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. Социально незащищенные слои общества - безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны Русской Православной Церкви. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несомненно, милосердно-благотворительная деятельность Церкви требовала хорошей организации, финансового и хозяйственного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными благотворительными обществами, комитетами помощи, попечительствами, существующими при церковно-приходских общинах. Если же они находились при муниципальных органах управления или других светских организациях, то Церковь принимала активное участие в их работе.
В рамках благотворительных
обществ при Русской
Финансирование
Одной из важных форм
сбора пожертвований от частных
лиц в дореволюционной России
были выпуск и продажа (при непосредственном
участии Русской Православной Церкви)
специальных благотворительных
марок. Они представляли собой своего
рода квитанции, подтверждающие факт благотворения.
Формой отчетности и контроля за расходованием
средств были благотворительные
боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные
марки. По договоренности с владельцами
магазинов, лавок, столовых и чайных
эти заменители денежных знаков принимались
в платежи за товары, продукты и
услуги. Весьма примечательно, что на
благотворительные боны, распространяемые
через общество борьбы за трезвость,
было запрещено приобретать винно-
О непосредственном
участии Русской Православной Церкви
в благотворительном движении борьбы
за трезвость в начале XX столетия
напоминают "талонные марки" Благовещенского
общества трезвости "Алкоголь - яд",
подписанные председателем
Все вышеизложенное
позволяет говорить о том, что
Русская Православная Церковь до
событий 1917 года большое внимание уделяла
проблемам милосердия и социального
служения. В этот период начинает разрабатываться
теория милосердия, подкрепляемая
После Октябрьской революции 1917 года благотворительная деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое отношение к милосердию вело к забвению социального служения Русской Православной Церкви, хотя Церковь и стремилась продолжать благотворительную деятельность в полном соответствии со своими многовековыми традициями и христианскими заповедями.
С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских событий 1917 года изменилось и положение Русской Православной Церкви в государстве. Всякие проявления общественно значимой деятельности Церкви были сведены на нет, несмотря на многовековой опыт социального служения Русской Православной Церкви.
Характерной чертой советского периода русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело к закрытию благотворительных организаций. В ноябре 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело Б. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения.
Вместе с тем надо отметить, что и в годы советской власти "при Господнем содействии" (Мк. 16, 20) в лоне Церкви совершались дела милосердия, которые имели, как правило, частный, индивидуальный характер.
В кон. 80-х гг. XX в.
государство признало необходимость
предоставления возможности гражданам
инициативно участвовать в
Глава 1.2 Современный период
.Девяностые годы уходящего
в историю столетия ознаменованы бурными
переменами, вызванными реформированием
финансово-экономической системы. В основе
этих преобразований лежало здоровое
желание построить более эффективную
экономику, повысить уровень благосостояния
граждан. Однако необходимо признать,
что десятки миллионов наших соотечественников
оказались за чертой бедности, влача порой
жалкое существование. Особенно же страдают
те, кто не может, причем не по своей вине,
заработать себе на хлеб: тяжелобольные,
престарелые, инвалиды, сироты, беженцы,
вынужденные переселенцы.
В подобного рода
условиях, когда последствия финансово-
В течение семи десятилетий
все религиозные организации
и объединения, представленные на территории
бывшего Союза, были насильственно
лишены возможности заниматься делами
милосердия. Требуются годы совместной
работы государственных органов
социальной защиты и церковных организаций,
чтобы в тесном сотрудничестве с
другими неправительственными организациями
восстановить негосударственную социальную
инфраструктуру, способную взять
на себя долю социальной ответственности
за судьбы наиболее уязвимых групп
населения.
Первые шаги на ниве
диаконического служения связаны с
деятельностью Отдела по церковной
благотворительности и
Так, например, широкую
известность получили церковные
детские приюты, созданные в Астраханской,
Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской
и Тамбовской епархиях. Сотни детей
из зараженных вследствие Чернобыльской
катастрофы регионов, были направлены
Отделом по церковной благотворительности
на оздоровительный отдых в
Безусловно, современные
условия общественного развития
открывают перед Русской