Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20
3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49
Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом.
Третья группа, «предприимчивые» (20%), – это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.
Четвертая группа – «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.
При этом значительную часть молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином
«Отчаявшаяся»
молодежь (5%) – седьмая группа – не видит
в себе сил достичь тех или иных успехов,
а «тщеславные»
(1%) – восьмая группа – рассчитывают стать
знаменитыми, сделать карьеру и иметь
доступ к власти.
Рис.3.5 Типы представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, %.
Подытожив все выше сказанное, можно сказать, что несомненно, для всех поколений семья стоит на первом месте ценностных приоритетов. Как и старшее поколение, молодые пусть пока еще не создали своих собственных семей, но это входить у них в планы ближайшего будущего.
Что же касается образования, хоть молодежь и жалуется на бесконечное количество домашних заданий и ночных засиживаний над курсовыми, все равно молодые люди понимают, что без образования в наше время «ни туды и ни сюды».
Возможность заниматься любимым делом важна как для молодых людей, так и для старших. При этом старшее поколение, с одной стороны, практически не отстает от молодежи в этом стремлении, а с другой стороны, уже не рассчитывает на практике его реализовать. Особенно недосягаемым для старшего поколения видится возможность посещения разных стран мира.
Деньги – важная часть нашей жизнь, ведь без денег, по сути, не возможно реализоваться в нашем мире. «Деньги правят миром!» - к сожаления в XXI веке этот лозунг очень уместен, поэтому, стоит отметить, что богатство для молодежи имеет куда больший приоритет, чем у старшего поколения.
Таким
образом, современная молодежь в целом
чаще старшего поколения стремится к различным
жизненным достижениям. При этом она не
просто гипотетически говорит о том, что
хотела бы получить те или иные блага,
но и гораздо чаще утверждает, что в силах
этого достичь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежь неоднозначно воспринимает мир, ориентируется в жизни, имеет различные ценности, идеалы, потребности, но главное состоит в том, что она – молодое поколение, идущее на смену старшему. Она - продолжение не просто своих родителей, рода, она – будущее Отечества. Осознание этого требует глубокого и ответственного подхода к рассмотрению феномена «молодежь», особенностей отдельных групп молодежи, учета мнения и точек зрения самих молодых людей.
Сегодня
учёные определяют молодёжь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и
Границы молодежи размыты и подвижны. Средние возрастные границы – от 14 до 30 лет. Юность длится от 14 до 20 лет, ранняя зрелость 20 – 25, поздняя зрелость 25 - 30.
Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во всех временах одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.
Молодость — это не только биологический, но и социальный процесс. Юность связывается с активной социализацией – прохождением обучения и воспитания. Обучение осуществлялось через совместное участие в трудовых акциях, воспитание - через участие в процессах совместного проживания, построенного в строго определенных условиях быта, в обычаях и ритуалах, сопровождавших наиболее значимые события в жизни индивида и социума.
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением. Естественно-культурные связаны с достижением человека определенного уровня физического и сексуального развития. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Социализация современного российского общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираясь ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, т.е. – существовать на базе вакуума. Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Но есть то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважение, признанием, почтением – это ценность. Сама по себе ценность – это суть и свойства предмета, явления. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.
Ценностные ориентации – это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.
В ходе данной курсовой работы были выявлены следующие ценностные ориентации, отмеченные молодежью:
Таким
образом, современная молодежь в
целом чаще старшего поколения стремится
к различным жизненным
Молодежь
– это часть общества, это его
будущая интеллигенция, которая будет
влиять на формирование ценностных ориентаций
в обществе. Молодежь заслуживает к себе
самого непосредственного внимания, поэтому
важно уважать предпочтения молодежи
и уделять ее предпочтениям достаточно
внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ареева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2004
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001
4. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999
6. Искиндиров Р.К. Анализ анкетного исследования в общежитии №2 г.Оренбурга
7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения, Социологические исследования, 2000, № 3
8. Мугиль Ю.В. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001.
9. Петров А.В.Ценностное сознание новой России //СОЦИС- 2008-№2
10. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 1999
11.Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные
ориентации постсоветского
12. Тесленко А.Н. Молодежь как фактор устойчивого развития, институт Управления, г. Астана,2000
13. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, 1996 г. №6
14. Щенина О.Г. «Молодежь в современной России», 2004
15. www.isras.ru, Аналитический доклад: молодежь новой России - ценностные приоритеты
16. www.socioline.ru
17. www.tobgpi.ru, Материалы к изучению курса Предмет социологии молодежи
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи