Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20

3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации современной молодежи.docx

— 128.89 Кб (Скачать)

      Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом.

      Третья  группа, «предприимчивые» (20%), – это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.

      Четвертая группа – «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.

      При этом значительную часть молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином

      «Отчаявшаяся» молодежь (5%) – седьмая группа – не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) – восьмая группа – рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.  
 

       Рис.3.5 Типы представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, %.

      Подытожив все выше сказанное, можно сказать, что несомненно, для всех поколений семья стоит на первом месте ценностных приоритетов. Как и старшее поколение, молодые пусть пока еще не создали своих собственных семей, но это входить у них в планы ближайшего будущего.

      Что же касается образования, хоть молодежь и жалуется на бесконечное количество домашних заданий и ночных засиживаний  над курсовыми, все равно молодые  люди понимают, что без образования  в наше время «ни туды и ни сюды».

      Возможность заниматься любимым делом важна  как для молодых людей, так  и для старших. При этом старшее  поколение, с одной стороны, практически  не отстает от молодежи в этом стремлении, а с другой стороны, уже не рассчитывает на практике его реализовать. Особенно недосягаемым для старшего поколения видится возможность посещения разных стран мира.

      Деньги  – важная часть нашей жизнь, ведь без денег, по сути, не возможно реализоваться в нашем мире. «Деньги правят миром!» - к сожаления в XXI веке этот лозунг очень уместен, поэтому, стоит отметить, что богатство для молодежи имеет куда больший приоритет, чем у старшего поколения.

      Таким образом, современная молодежь в целом чаще старшего поколения стремится к различным жизненным достижениям. При этом она не просто гипотетически говорит о том, что хотела бы получить те или иные блага, но и гораздо чаще утверждает, что в силах этого достичь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Молодежь  неоднозначно воспринимает мир, ориентируется в жизни, имеет различные ценности, идеалы, потребности, но главное состоит в том, что она – молодое поколение, идущее на смену старшему. Она -  продолжение не просто своих родителей, рода, она – будущее Отечества. Осознание этого требует глубокого и ответственного подхода к рассмотрению феномена «молодежь», особенностей отдельных групп молодежи, учета мнения и точек зрения самих молодых людей.

      Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.19

      Границы молодежи размыты и подвижны. Средние  возрастные границы – от 14 до 30 лет. Юность длится от 14 до 20 лет, ранняя зрелость 20 – 25, поздняя зрелость 25 - 30.

      Социальный  статус молодежи во всех конкретных обществах  и во всех временах одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

      Молодость — это не только биологический, но и социальный процесс. Юность связывается с активной социализацией – прохождением обучения и воспитания. Обучение осуществлялось через совместное участие в трудовых акциях, воспитание - через участие в процессах совместного проживания, построенного в строго определенных условиях быта, в обычаях и ритуалах, сопровождавших наиболее значимые события в жизни индивида и социума.

      Все механизмы социализации, так или  иначе, касаются решения трех групп  проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические  проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением. Естественно-культурные связаны с  достижением человека определенного  уровня физического и сексуального развития. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

      Социализация  современного российского общества – это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираясь ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, т.е. –  существовать на базе вакуума. Самое  опасное в нынешнем состоянии  российского общества – усиливающееся  ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего  происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Но есть то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважение, признанием, почтением – это ценность. Сама по себе ценность – это суть и свойства предмета, явления. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т.е. ценность всегда субъективна.

      Ценностные  ориентации – это определенная совокупность иерархически связанных между собой  ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

      В ходе данной курсовой работы были выявлены следующие ценностные ориентации, отмеченные молодежью:

    • на первом месте у молодого поколения, так же как и у стариков, стоит семья;
    • образование является очень важной ступенью для будущего молодежи;
    • возможность заниматься любимым делом  очень важна как для молодых людей, так и для старшего поколения;
    • стать богатым, обеспеченным человеком, молодое поколение считает, что им это под силам;
    • иметь доступ власти молодежь особо не стремиться, в основном в их жизненных планах этого нет.

      Таким образом, современная молодежь в  целом чаще старшего поколения стремится  к различным жизненным достижениям. При этом она не просто гипотетитечски говорит о том, что хотела бы получить те или иные блага, но и гораздо  чаще утверждает, что в силах этого  достичь.

      Молодежь  – это часть общества, это его  будущая интеллигенция, которая будет влиять на формирование ценностных ориентаций в обществе. Молодежь заслуживает к себе самого непосредственного внимания, поэтому важно уважать предпочтения молодежи и уделять ее предпочтениям достаточно внимания. 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Ареева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002

      2.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2004

      3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П.,        Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001

      4. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999

      5.   Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999

      6. Искиндиров Р.К. Анализ анкетного исследования в общежитии №2 г.Оренбурга

      7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения, Социологические исследования, 2000, № 3

      8. Мугиль Ю.В. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001.

      9. Петров А.В.Ценностное сознание новой России //СОЦИС- 2008-№2

        10. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 1999

        11.Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные  ориентации постсоветского гуманитарного  студенчества //СОЦИС -2003-№1

        12. Тесленко А.Н. Молодежь как фактор устойчивого развития, институт Управления, г. Астана,2000

        13. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, 1996 г. №6

          14. Щенина О.Г. «Молодежь в современной России», 2004

        15. www.isras.ru, Аналитический доклад: молодежь новой России - ценностные приоритеты

           16. www.socioline.ru

        17. www.tobgpi.ru, Материалы к изучению курса Предмет социологии молодежи

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи