Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20

3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации современной молодежи.docx

— 128.89 Кб (Скачать)

   Обратим внимание еще на одно обстоятельство. По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.

   Таким образом, второй этап — этап юности является исключительно важным и сложным в формировании социальной зрелости подрастающего поколения.

     Третий  этап — 18-23 года — период ранней молодости. В эти годы молодой человек становится физически зрелым. "Физическая зрелость — это такая степень развития отдельных органов и организма человека в целом, которая достаточна для реализации основных биологических функций и может послужить предпосылкой для выполнения им основных ролей".

      Значительная часть молодежи  в этот возрастной период достигает  социальной зрелости. Для нее ведущей сферой деятельности становится труд, молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, вступают в брачно-семейные отношения. В то же время для не менее значительной части молодежи, прежде всего студенческой, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, т.е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей в возрасте 18-23 лет не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.

   В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.

    Четвертый, завершающий этап — этап молодости  — 23-29 лет. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионального самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.

   Таким образом, социальные возрастные фазы молодости  можно определить от 14 лет (начало уголовной ответственности) и до 29 лет (время предполагаемого достижения интеллектуальной и нравственно-мировозренческой зрелости). 

    1. Проблемы  социализации молодежи в современном  Российском обществе
 

     Все механизмы социализации, так или  иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. 

     Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

     Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. 

     Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

     Однако  нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

     В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

     Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

     Социализация  связывает разные поколения, через  нее осуществляется передача социального  и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.10

     Примером  такого поведения может стать  массовое распространение алкоголизма  среди молодежи. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения – 50% (53% - девушки, 46% - парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию – также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса – 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.11

     Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:

  • ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
  • не более трёх раз в неделю – 67% мужчин и 46% женщин.
  • не более трёх раз в месяц – 33% мужчин и 46% женщин

     Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение  с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

     Самое опасное в нынешнем состоянии  российского общества - усиливающееся  ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего  происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.12

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в  «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное). Социализация современного российского общества - это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е. - существовать на базе вакуума. Социализация - процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой - лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет - и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым - он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 

      3.1  Понятие ценностных ориентаций 

      Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной  литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность (по П Менцеру) — это то, что  чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно  стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением .

      По  сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

      Ценность  как совокупность всех предметов  человеческой деятельности может рассматриваться  как "предметные ценности", т. е. объекты  ценностного отношения. Сама по себе ценность — это некая значимость объекта для субъекта. Ценности —  это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют  свои потребности и интересы.13

        Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру.

      То, что для одного человека может  быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

      Ценности  с формальной точки зрения разделяют  на позитивные и негативные (среди  них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают  вещные ценности, логические и эстетические

      Рассматривая  сущность и особенности понятия "ценности", ученые пользуются и  такими понятиями, как "этика ценностей", "философия ценностей". Первое связано с работами Н. Гартмана, второе — Ф. Ницше, пытавшимся осуществить  переоценку всех ценностей, "упорядочить  их по рангам".

      Любая историческая общественная форма жизнеустройства, жизнедеятельности людей имеет  не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой  системы ценностей, без определения  собственного отношения к ним  невозможен не только успешный процесс  социализации личности, но и соответствующее  поддержание нормативного порядка  в обществе вообще.

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи