Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20
3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49
Сами по себе системы ценностей не существуют в строгих исторических временных рамках. Они дают о себе знать и за пределами (по времени) той социальной общности, в которой возникли и максимально проявились. Возьмем для примера ценности античного времени, или Просвещения, или наиболее близкие нашему пониманию, восприятию и ощущению ценности недавнего социалистического времени, ностальгическая приверженность к которым сохраняется у многих граждан и на пути сегодняшних социальных общественных трансформаций, перехода от тоталитаризма к демократии.
В свое время марксизм-ленинизм отрицал какой бы то ни было релятивизм в трактовке ценностей, пропагандировал идеи исторической преемственности в развитии ценностных систем. Именно такая преемственность (по О. Г. Дробницкому и др.) способствует формированию так называемой системы общечеловеческих ценностей, приоритетных и в последующие времена, эпохи. В общем, эти утверждения небеспочвенны, ибо такие ценности, как Добро, Гуманизм, Мир и многие другие, по-существу, имеют огромное социальное и общечеловеческое значение (лишь с некоторыми особенностями) в любое время и даже в различных формациях.
Иерархия
индивидуальных (личностных) ценностей
является своеобразным связующим звеном
между отдельным человеком (индивидом)
и обществом, его культурой в
целом. Иными словами, есть духовный
мир самого человека и определенная
культура общества, которые взаимосвязаны
и взаимодействуют посредством
ценностей определенного
Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для подавляющего большинства людей суперценностью являются они сами, т. е. "Я — ценность!" В определенной мере это — объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.
Высокоразвитая личность скорее пожертвует собственной физической жизнью, нежели откажется от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности — процесс сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и ошибок, прекрасно, что для каждого человека самое главное — собственное развитие. Прекрасно, что достигнув чего-то, мы вдруг можем осознать, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они — результат и предпосылки деятельности конкретного человека.
Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. Социология рассматривает ценностные ориентации прежде всего как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий, составной элемент культуры, основу ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.
В отечественной социологии выделяется два объяснения природы ценностных явлений, которые основаны на триаде «вещь - свойство - отношение». Соотношение их изменяется в зависимости от того, как понимаются ценности.
1. Ценностями являются вещи, их свойства, нужные (полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности.
2.
Ценность есть отношение
Существует немало классификаций, в которых ценности структурированы по различным основаниям. И.А. Сурина приводит такую классификацию систем ценностей:14
Признак классификации | Классы ценностей |
Объективные характеристики явлений | Духовные, материальные |
Тип потребностей | Экономические,
политические
социальные, нравственные и др. |
Субъекты отношения | Общественные, групповые, индивидуальные |
Функции в конкретной ситуации | Интегрирующие, дифференцирующие |
Целеполагание | Ценности-цели
(терминальные)
ценности-средства (инструментальные) |
Объект оценок | Предметные ценности, ценности сознания (представления) |
Роль в жизнедеятельности личности | Ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания, ценности должного |
Выбор пути к осмысленной жизни | Ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения |
Ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека.15 Важно разграничить биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Выделяются также вторичные, инструментальные потребности, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи с этим нужно различать ценностные ориентации:
а) обусловленные первичными и социогенными потребностями - ориентации на цели (терминальные ценности);
б) определяемые вторичными потребностями - ориентации на средства (инструментальные ценности).
Обычно ценностные ориентации делятся социологами на нормативные, не выходящие за рамки социально одобренных культурных образцов, и на девиантные (отклоняющиеся), не соответствующие социальным ожиданиям. Нормативные ценностные ориентации связаны с социогенными потребностями, и по этой причине правомерно именовать их социально-культурными. Представим эти ориентации в виде иерархической системы, состоящей из трех уровней: верхний - смысложизненные ориентации; уровень ориентаций на цели; уровень ориентаций на средства. Верхний уровень предполагает ряд взаимоисключающих идеальных моделей личности, бытующих в данной культуре в данное время, а именно: альтруист ,конформист, эгоист.
Поскольку
социогенные потребности
Материальные ориентации (М) - это ориентации на такие терминальные ценности, как
личное здоровье, семья, материальное благополучие.
М.1.Ориентации на поддержание и укрепление личного здоровья (забота о здоровье). Если в школьные годы спортом занимались 75-80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10-15%.
М.2. Продолжение рода, планирование семьи. Бездетными видят себя 5,8%; одного ребенка планируют 24,4%; двух - 58,1%; трех - 9,4%, четырех и более - 2,3%.
М.З. Достижение материального благополучия. Студенчество, относящее себя к среднему классу общества, достижение материального благополучия видит не в куске хлеба с маслом, а в таком мифологизированном образе жизни высшего класса, когда можно "ни в чем себе не отказывать".
Духовные ориентации (Д). Терминальные духовные ценности существенно отличаются от ценностей материальных.
Д.]. Социализация. Рассмотрим отношение студентов к четырем социальным духовным ценностям: профессионализация, религия, политика, патриотизм. В связи с профессионализацией гуманитарного студенчества нельзя не обратить внимание на практически поголовную - 75-85% заинтересованность в гуманитарном знании и столь же единодушное пренебрежение естественными и техническими науками.
Религиозность. Подавляющее большинство студентов - более двух третей - это не определившиеся в религиозном отношении люди, можно сказать, "язычники", которые ощущают наличие чего-то сверхъестественного, но сомневаются в существовании Христа-Спасителя.
Утвердилось мнение о политической пассивности молодежи, о том, что ее мало интересуют проблемы политики и гражданственности.
Д.2. Самореализация. Предприниматели, имеющие собственное дело, - 70%; менеджеры или сотрудники частных фирм -16%; государственные служащие - 10%; ученые, педагоги, писатели - 2%; домохозяйки - 2 %.
Д.З. Познавательные ориентации. Самофотографии первокурсников подтверждают, что они, как правило, добросовестно и прилежно овладевают выбранной профессией.
Д.4. Коммуникационные ориентации. Социальная коммуникация - это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Студенты повседневно включены в коммуникационную деятельность, ведь образование - это социально-коммуникационный процесс.
Д.5. Эстетические ориентации.
Д.6. Этические ориентации.
С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.
В
сознании каждого человека личностные
ценности отражаются в форме социальных,
ценностных ориентации, которые образно
называют "осью сознания", обеспечивающей
устойчивость личности. "Ценностные
ориентации — важнейшие элементы
внутренней структуры личности, закрепленные
жизненным опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний и
Отдельный
человек может признавать много
ценностей реально
Ценностные
ориентации человека складываются в
определенную систему, имеющую (в виде
подсистем) три основных направления:
социально-структурные
Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.
Наличие и развитие отдельных ценностей в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты прежде всего из-за их несоответствия местным реалиям. Скажем, ценности "общества потребления" несовместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут. Таким образом, ценностные ориентации — это: 16
1)
идеологические, политические, моральные,
эстетические и друие
2)
способ определенной
Ценностные
ориентации формируются в процессе
усвоения человеком определенного
социального опыта и
Ценностные
ориентации личности не только определяют
мотивацию индивидуального
3.2
Анализ ценностных предпочтений
молодежи
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи