Ценностные ориентации современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Молодежь – это наше будущее! Кто из нас не слышал этой фразы? Многие годы она сопровождает нас, призывая юное поколение помнить о его великом предназначении, а взрослых – понимать ответственность перед этим. Еще совсем недавно этот лозунг гордо украшал стены школ и институтов, такими словами пестрели знамена и транспаранты на демонстрациях и фестивалях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
1. Социология молодежи……………………………………………..6
1.1 Молодежь как особая группа в обществе……………………6
1.2 Роль молодежи в обществе…………………………………..10
2. Социализация как процесс усвоения культурных ценностей…14
2.1 Социализация подростково-юношеского этапа…………...14
2.2 Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе………………………………………………………20

3. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи……………………………………………………………………25
3.1 Понятие ценностной ориентации молодежи……………….25
3.2 Анализ ценностных предпочтений молодежи……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………..49

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации современной молодежи.docx

— 128.89 Кб (Скачать)

      Сами  по себе системы ценностей не существуют в строгих исторических временных  рамках. Они дают о себе знать  и за пределами (по времени) той социальной общности, в которой возникли и  максимально проявились. Возьмем  для примера ценности античного  времени, или Просвещения, или наиболее близкие нашему пониманию, восприятию и ощущению ценности недавнего социалистического  времени, ностальгическая приверженность к которым сохраняется у многих граждан и на пути сегодняшних социальных общественных трансформаций, перехода от тоталитаризма к демократии.

      В свое время марксизм-ленинизм отрицал  какой бы то ни было релятивизм в  трактовке ценностей, пропагандировал  идеи исторической преемственности  в развитии ценностных систем. Именно такая преемственность (по О. Г. Дробницкому  и др.) способствует формированию так  называемой системы общечеловеческих ценностей, приоритетных и в последующие  времена, эпохи. В общем, эти утверждения  небеспочвенны, ибо такие ценности, как Добро, Гуманизм, Мир и многие другие, по-существу, имеют огромное социальное и общечеловеческое значение (лишь с некоторыми особенностями) в любое время и даже в различных формациях.

      Иерархия  индивидуальных (личностных) ценностей  является своеобразным связующим звеном между отдельным человеком (индивидом) и обществом, его культурой в  целом. Иными словами, есть духовный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны  и взаимодействуют посредством  ценностей определенного человека.

      Не  все потребности и ценности человеком  ясно осознаются и познаются. При  этом важно учитывать то обстоятельство психологического плана, что для  подавляющего большинства людей  суперценностью являются они сами, т. е. "Я — ценность!" В определенной мере это — объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и  самосовершенствование.

Высокоразвитая  личность скорее пожертвует собственной  физической жизнью, нежели откажется  от своего "Я-образа". И хотя развитие индивидуальности, личности — процесс  сложный, противоречивый, осуществляющийся чаще всего посредством проб и  ошибок, прекрасно, что для каждого  человека самое главное — собственное  развитие. Прекрасно, что достигнув  чего-то, мы вдруг можем осознать, что многое не успели, не смогли, не сделали. Главное, что ценностные ориентации не могут быть заданы либо привнесены кем-то извне. Они — результат и предпосылки деятельности конкретного человека.

        Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. Социология рассматривает ценностные ориентации прежде всего как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий, составной элемент культуры, основу ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

        В отечественной социологии выделяется два объяснения природы ценностных явлений, которые основаны на триаде «вещь - свойство - отношение». Соотношение их изменяется в зависимости от того, как понимаются ценности.

      1. Ценностями являются вещи, их  свойства, нужные (полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности.

      2. Ценность есть отношение значимости  объектов социального и природного  мира для субъекта социальной  практики (человека, группы, общества). Ценность зависит от свойств как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ними (объективно задана практической деятельностью субъекта).

      Существует  немало классификаций, в которых ценности структурированы по различным основаниям. И.А. Сурина приводит такую классификацию систем ценностей:14

Признак классификации Классы ценностей
Объективные характеристики явлений Духовные, материальные
Тип потребностей Экономические, политические

социальные, нравственные и др.

Субъекты  отношения Общественные, групповые, индивидуальные
Функции в конкретной ситуации Интегрирующие, дифференцирующие
Целеполагание Ценности-цели (терминальные)

ценности-средства (инструментальные)

Объект  оценок Предметные  ценности, ценности сознания (представления)
Роль  в жизнедеятельности личности Ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания, ценности должного
Выбор пути к осмысленной жизни Ценности творчества, ценности переживания, ценности отношения

      Ценностные  ориентации органично связаны с  потребностями человека.15 Важно разграничить биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Выделяются также вторичные, инструментальные потребности, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи с этим нужно различать ценностные ориентации:

        а) обусловленные первичными и  социогенными потребностями - ориентации на цели (терминальные ценности);

      б) определяемые вторичными потребностями - ориентации на средства (инструментальные ценности).

      Обычно  ценностные ориентации делятся социологами  на нормативные, не выходящие за рамки социально одобренных культурных образцов, и на девиантные (отклоняющиеся), не соответствующие социальным ожиданиям. Нормативные ценностные ориентации связаны с социогенными потребностями, и по этой причине правомерно именовать их социально-культурными. Представим эти ориентации в виде иерархической системы, состоящей из трех уровней: верхний - смысложизненные ориентации; уровень ориентаций на цели; уровень ориентаций на средства. Верхний уровень предполагает ряд взаимоисключающих идеальных моделей личности, бытующих в данной культуре в данное время, а именно: альтруист ,конформист, эгоист.

      Поскольку социогенные потребности принято  разделять на материальные - потребности в ценностях (благах) материальной культуры и духовные - потребности в ценностях (смыслах) духовной культуры, мы дифференцировали таким же образом социально-культурные ценностные ориентации. В итоге выделено две группы ориентаций-целей: материальные и духовные.

      Материальные  ориентации (М) - это ориентации на такие терминальные ценности, как

      личное  здоровье, семья, материальное благополучие.

      М.1.Ориентации на поддержание и  укрепление личного  здоровья (забота о здоровье). Если в школьные годы спортом занимались 75-80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10-15%.

      М.2. Продолжение рода, планирование семьи. Бездетными видят себя 5,8%; одного ребенка планируют 24,4%; двух - 58,1%; трех - 9,4%, четырех и более - 2,3%.

      М.З. Достижение материального  благополучия. Студенчество, относящее себя к среднему классу общества, достижение материального благополучия видит не в куске хлеба с маслом, а в таком мифологизированном образе жизни высшего класса, когда можно "ни в чем себе не отказывать".

      Духовные  ориентации (Д). Терминальные духовные ценности существенно отличаются от ценностей материальных.

      Д.]. Социализация. Рассмотрим отношение студентов к четырем социальным духовным ценностям: профессионализация, религия, политика, патриотизм. В связи с профессионализацией гуманитарного студенчества нельзя не обратить внимание на практически поголовную - 75-85% заинтересованность в гуманитарном знании и столь же единодушное пренебрежение естественными и техническими науками.

      Религиозность. Подавляющее большинство студентов - более двух третей - это не определившиеся в религиозном отношении люди, можно сказать, "язычники", которые ощущают наличие чего-то сверхъестественного, но сомневаются в существовании Христа-Спасителя.

      Утвердилось мнение о политической пассивности молодежи, о том, что ее мало интересуют проблемы политики и гражданственности.

      Д.2. Самореализация. Предприниматели, имеющие собственное дело, - 70%; менеджеры или сотрудники частных фирм -16%; государственные служащие - 10%; ученые, педагоги, писатели - 2%; домохозяйки - 2 %.

      Д.З. Познавательные ориентации. Самофотографии первокурсников подтверждают, что они, как правило, добросовестно и прилежно овладевают выбранной профессией.

      Д.4. Коммуникационные ориентации. Социальная коммуникация - это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Студенты повседневно включены в коммуникационную деятельность, ведь образование - это социально-коммуникационный процесс.

      Д.5. Эстетические ориентации.

      Д.6. Этические ориентации.

      С юных лет человек в основном приобщается  к различным ценностям, уясняет  для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего  развития, накопления жизненного опыта  личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

      В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно  называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость личности. "Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью  его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного  человека от незначимого, несущественного".

      Отдельный человек может признавать много  ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей  и задач жизнедеятельности. Так  или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими  позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении.

      Ценностные  ориентации человека складываются в  определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.

      Среди всей иерархии ценностей можно выделить те, которые являются общечеловеческими, или глобальными, т. е. присущи максимальному  количеству людей, например Свобода, Труд, Творчество, Гуманизм, Солидарность, Человеколюбие, Семья, Нация, Народ, Дети и др.

      Наличие и развитие отдельных ценностей  в глобальном масштабе далеко не всегда приносит желаемые результаты прежде всего из-за их несоответствия местным реалиям. Скажем, ценности "общества потребления" несовместимы с потребностями развивающихся стран, ибо они попросту не могут быть удовлетворены. Гражданам таких стран, особенно молодежи, ничего, кроме разочарования, пропаганда и культивирование таких ценностей попросту не дадут. Таким образом, ценностные ориентации — это: 16

      1) идеологические, политические, моральные,  эстетические и друие оценивания  конкретным субъектом окружающей  действительности и ориентация  в ней;

      2) способ определенной дифференциации  объектов индивидом по их значимости.

      Ценностные  ориентации формируются в процессе усвоения человеком определенного  социального опыта и проявляются  в его целях, убеждениях, интересах, т. е. в процессе социализации.

      Ценностные  ориентации личности не только определяют мотивацию индивидуального поведения, но и в совокупности (как разнообразные  представления об общественной и  политической жизни) составляют мировоззрение  человека как личности. 

      3.2  Анализ ценностных предпочтений молодежи 

Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи