Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста — стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные подростки?
Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы
Молодежная контркультура
требует сознательного отказа от системы
традиционных ценностей и замены их контрценностями
— свободой самовыражения, личной причастностью
к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию
репрессивных и регламентирующих моментов
человеческих взаимоотношений, полным
доверием к спонтанным проявлениям чувств,
фантазии, воображения, невербальным способам
общения. Ее основной девиз — счастье
человека, понимаемое как свобода от внешних
условностей, добропорядочности. Личность,
предлагаемая и проектируемая контркультурой,
именно потому враждебно противостоит
всякому нравственному запрету и моральному
авторитету, что в ее психике еще не вполне
сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной
ориентации в человеческом мире.
Итак, с одной
стороны, молодежные субкультуры культивируют
протест против общества взрослых, его
ценностей и авторитетов, но, с другой
стороны, именно они призваны способствовать
адаптации молодежи к тому же обществу.
Принадлежность
к какой-либо группе значительно
укрепляет социальные позиции подростка,
прибавляет ему уверенности. В то же время
предоставляет поле для игры, возможность
выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать
со своим имиджем. Разумеется, в первую
очередь бросаются в глаз уже сформировавшиеся
молодежные субкультурные группы, в частности
благодаря заметным знакам отличия. Из-за
этого в сознании многих взрослых они
начинают олицетворять всю молодежь.
На самом деле
эти группы охватывают лишь ее незначительный
процент. Остальные подростки держатся
менее заметно. Однако и они не плавают
по волнам взрослой культуры. Большинство
подростков заимствуют идеи и образы,
предлагаемые киноиндустрией или музыкальной
средой, и модифицируют их по своему вкусу
или соответственно вкусам своей компании.
На основе моды, причесок, музыки, форм
общения они создают собственную субкультуру
с размытыми границами.
Течения в молодежной
культуре развиваются в тесном взаимодействии
со средствами массовой информации, кино
и телевидением, журналами и книгами.
CMИ поставляют образы, по которым молодые
люди создают свой собственный имидж.
В то же время и СМИ подхватывают идеи,
генерируемые подростками, и превращают
их в массовое явление. Таким образом,
новыми течениями и стилями обеспечивается
привлекательность в среде молодежи. В
поиске собственной идентичности подростки
проявляют бесконечную изобретательность.
5. Описание психологических
тестов Методика «Ценностные
ориентации» Рокича
Система ценностных
ориентаций определяет содержательную
сторону направленности личности и
составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу
мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности,
основу жизненной концепция и «философия
жизни». Наиболее распространенной в настоящее
время является методика изучения ценностных
ориентаций М. Рокича, основанная на прямом
ранжировании списка ценностей, ее результат
сильно зависит от адекватности самооценки
испытуемого.
М. Рокич различает
два класса ценностей: терминальные
— убеждения в том, что конечная
цель индивидуального существования
стоят того, чтобы к ней стремиться; инструментальные
— убеждения в том, что какой-то образ
действий или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации. Это
деление соответствует традиционному
делению на ценности — цели и ценности
— средства.
Мною был проведен
психологический тест по методике М.
Рокича среди моих ровесников.
Для исследования
были привлечены 70 молодых людей, выпускников
школы № 74 в возрасте от 16 до 17 лет,
среди них 40 мальчиков и 30 девочек.
Старшеклассникам было предложено изучить
таблицу, и, выбрав ту ценность, которая
для них наиболее значима, поместить ее
на первое место. Затем выбрать вторую
по значимости ценность и поместить ее
вслед за первой. Затем проделать то же
со всеми оставшимися ценностями. Наименее
важная для молодых людей должна была
остаться последней и занять 18 место. Конечный
результат должен отражать истинную позицию.
6. Обзор результатов
научного исследования
Опираясь на
данные исследования Рокича можно сделать
некоторые выводы: о чем мечтает
наше поколение, что для них важно, о чем
они думают и каковы их терминальные и
инструментальные ценности; а также можно
попытаться составить ценностно-ориентационный
портрет молодежи, анализируя его основные
характеристики.
Терминальные
ценности, которые старшеклассники поставили
на первое место:
1. Здоровье и
счастливая семейная жизнь (
2. Наличие хороших
и верных друзей
З. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
. Материально
обеспеченная жизнь (отсутствие
материальных затруднений)
5. Уверенность
в себе (внутренняя гармония, свобода
от внутренних противоречий, сомнений)
Инструментальные
ценности, которые выпускники поставили
на первое место:
1. Жизнерадостность
и честность
2. Ответственность
(чувство долга, умение держать свое
слово)
З. Воспитанность
и смелость в отстаиваниях своего
мнения и взглядов
4. Терпимость (к
взглядам и мнениям других, умение
прощать другим
5. Исполнительность
(дисциплинированность)
Заключение
На мой взгляд,
молодежь и ее ценностные ориентиры
являются большой, сложной и актуальной
проблемой, которой в социологической
литературе посвящено много работ. Можно
сделать вывод о том, что исследования
в этой области социологии необходимы
для разрешения того кризиса, который
переживает сегодня Россия. А связь таких
аспектов проблем молодежи, как молодежная
субкультура и молодежная агрессивность
очевидна. Только тщательные и систематические
исследования в области развития социальной
работы с молодежью могут помочь понять
причины происходящего в нашем обществе
конфликта поколений. Необходимо понять
суть молодежных исканий, отрешиться от
безусловного осуждения того, что несет
с собой молодежная культура, дифференцированно
подходить к явлениям жизни современной
молодежи.
Также необходимо
понять, что молодому человеку нужно определить
границы своих реальных возможностей,
узнать, на что он способен, утвердиться
в обществе.
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
– общие представления, разделяемые
общей частью молодежи, относительно
того, что является желательным, правильным
и полезным. Радикальные политико-экономические
преобразования влекут за собой изменения
ценностно-нормативной базы и общества
в целом, и отдельных социальных групп.
В первую очередь это касается молодого
поколения. Молодежь, не отягощенная грузом
предубеждений старых ориентиров, с одной
стороны, быстрее адаптируется к новым
условиям, и соответственно имеет больше
шансов на реализацию активной жизненной
стратегии и достижении успеха, а с другой
стороны – она более подвержена деструктивному
влиянию последствий макросоциальных
процессов. Конфликтное самосознание
молодежи следствие хаоса, существующего
в общественной жизни современной России.
Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить
как период между старой системой ценностей,
которая дает существенные сбои, и новой
системой ценностей, которая только зарождается.
Это время, когда молодым людям на пороге
жизни уже не навязан готовый идеал, а
каждому приходится самому определять
для себя смысл и направление своей жизни.
Молодость – это период проб и ошибок,
примеривания социальных ролей, период
выбора. Игнорирование в ходе экономических
реформ, состояние в котором находится
молодежное сознание, и сформировавшихся
в нем устойчивых тенденций способно приостановить
и даже полностью заблокировать продвижение
по пути преобразований и превратить их
в нечто отличное от первоначального замысла.
Всестороннее
изучение молодого поколения имеют
принципиальное значение для корректировки
государственной молодежной политики,
для создания действенных и эффективных
программ, способствующих вхождению этого
поколения в социум. Анализу подвергаются
молодежные движения, молодежная субкультура,
трудовая и общественная активность молодежи,
процесс вступления молодежи в самостоятельную
трудовую жизнь, изменения в ценностных
ориентациях, объединения молодежи в рамках
субкультур, социально-психологические
особенности молодежной возрастной группы
и т.д. Социологию называют наукой XXI века.
Исследования и научные разработки последних
пяти лет по молодежной проблематике дали
обществу понимание многих процессов,
происходящих в молодежной среде. Ученые
говорят о дифференцированном подходе
в работе с подростками, молодыми людьми,
молодыми семьями и т.д. Социология дает
нам понимание молодежи как части нашего
общества, к которой «взрослое сообщество»
относится либо с испугом, либо с раздражением,
либо с непониманием. Тогда как инновационное
общество, заинтересованное в своем будущем,
должно создать условия для самореализации
молодежи и корректно осуществлять социальный
контроль над молодежью.
Подтверждением
этому может служить следующая
цитата Эриксона: «Молодой человек
должен, как акробат на трапеции,
одним мощным движением опустить
перекладину детства, перепрыгнуть
и ухватиться за следующую перекладину
зрелости. Он должен сделать это за очень
короткий промежуток времени, полагаясь
на надежность тех, кого он должен опустить,
и тех, кто его примет на противоположной
стороне».
Литература
Семенов В.Е. Ценностные
ориентиры современной
Петров А.В. Ценностные
предпочтения молодежи: диагностика и
тенденции изменений. СОЦИС 2008 №2
Черкасова Т.В. Молодежь
о конфликтогенных факторах и
молодежной политике. СОЦИС 2004 №3
Бойков В.Э. Ценности
и ориентиры общественного
Социология под
ред. Профессора Лавриненко. 3-е издание
переработанное и дополненное. Москва
2008 г.
Социология молодежи/
В кн. Маршак А.Л. социология. Учебное
пособие. Высшая школа, 2002 г.
http://libnn.ru/content/view/
1Молодежная политика - политика, проводимая с целью создания реальных условий, стимулов и конкретных механизмов реализации жизненных интересов и устремлений молодых граждан, удовлетворения их потребностей, оказания молодежи помощи в том, чтобы она заняла достойное место в обществе. Молодежная политика призвана обеспечить преемственность в жизнедеятельности данного общества.