Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:55, курсовая работа
Объектом исследования являются жители г.Иваново и жители Ивановской области, предметом исследования являются факторы влекущие безнадзорность детей. Цель данного исследования- выявить причины безнадзорности детей, и определить меры по профилактике безнадзорности детей. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач
Узнать отношение жителей г.Иваново и Ивановской области, к безнадзорным детям.
Определить по какой причине дети становятся безнадзорными.
Изучить последствия такого образа жизни детей.
Определить эффективность работы по профилактике с безнадзорными.
Оценить эффективность мер государственной поддержки семей с детьми.
Выявить осведомлённость населения об организациях оказывающих помощь безнадзорным детям.
Введение…………………………………………………………………………...2
I.Социальная защита детства…………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………………………………….5 1.2 Причиы безнадзорности детей……………………………………………….8 1.3Система социальной защиты детства в Р.Ф………………………………...14
1.4 Социально-демографическая сущность детства..…………………………19
1.5 Детство как объект изучения……………………………………………….23
1.6 Социальная политика в области защиты детства………………………….28
Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защиты детства. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства.
1.4 Социально-демографическая сущность детства.
Детство является предметом достаточно многочисленных и разноплановых исследований. Проблемы детства на протяжении всей истории существования человечества были в поле зрения психологов, педагогов, социологов, этнографов. Во многих работах анализируются особенности процесса развития детей на разных возрастных этапах, наиболее-значимые проблемы социализации детей и подростков, роль общественных институтов и форм деятельности в современной системе социализации детей, возрастные обряды, проблемы полового и сексуального символизма, взаимоотношение отцов и детей и еще целый ряд проблем. Сегодня ко всем выше перечисленным проблемам добавилась проблема социальной защиты детства. [1,C 398-399] В последнее время проблемы детства в силу их обостренности стали предметом разносторонних споров: научных, правовых, экономических. Затянувшийся экономический кризис, просчеты в социально-экономической политике и, как результат, социально-экономическая дестабилизация современного российского общества, привели к явному снижению потенциала социальной защиты детства. Демографическая ситуация в России в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено главным образом низким уровнем рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости сохраняется на уровне прежних лет и составляет 1,32 рождений при необходимом для простого воспроизводства населения уровне— 2,15, что свидетельствует о том, что большинство семей в стране ограничиваются одним ребенком. Причем эта тенденция характерна не только для городских семей (суммарный коэффициент рождаемости в 2008 г. составил 1,26), но и для сельских семей (соответственно 1,52).Во всех субъектах Российской Федерации (за исключением республик Дагестан и Ингушетия) уровень рождаемости заметно ниже черты простого естественного воспроизводства населения. Даже в национальных республиках с традиционным высоким уровнем рождаемости (Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Калмыкия и Кабардино-Балкария) суммарный показатель рождаемости в последнее время составил от 1,5 до 1,9. А в Рязанской, Ивановской, Ленинградской, Смоленской областях, Санкт-Петербурге данный показатель колеблется в пределах 1,0-1,1. Растет число и доля внебрачных рождений. В 2008 г. вне зарегистрированного брака родилось 411,5 тыс. детей, что составляет 29,5% от общего числа родившихся (в 2007 г. соответственно 377,3 тыс. или 28,8%) . [9, с 37-39] Неблагоприятные и медицинские показатели. Несмотря на общую тенденцию снижения младенческой смертности в России в 2008 г., ее уровень остается заметно высоким, чем в развитых странах. Так, показатель младенческой смертности в России в 2008 г. Составил 13,3 умерших ребенка в возрасте до 1 года на 1000 новорожденных, в развитых странах он не превышает 4-8 умерших на 1000 новорожденных. Младенческая смертность составляет 60% от общего числа умерших детей до 15 лет, доля подростков 10-14 лет — соответственно около 15%. Сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, что подтвердили результаты Всероссийской диспансеризации детей в 2008 г. Так, по данным Всероссийской диспансеризации, осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей (94,6%), из которых только лишь 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2% — хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья). Часто и длительно болеющие дети и подростки составили около 5%. Причем наблюдается возрастное различие в соотношении здоровых детей: в возрасте до 1 года доля здоровых детей составляет 29%, к 3 годам — около 40%, в возрасте до 15 лет — около 28%, к 15-17 годам отмечается увеличение доли здоровых детей до 32%. Еще одна немаловажная проблема — рациональное питание детей, от которого во многом зависит здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения. В течение последних лет сохраняется существенный дисбаланс в структуре питания детского населения России — высокое потребление хлеба, хлебопродуктов, сахара, картофеля и крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, растительного масла, являющихся источником незаменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов, что оказывает существенное влияние на здоровье детей. В стране сохраняется низкая распространенность грудного вскармливания и нарушения в организации смешанного и искусственно вскармливания. Состояние питания в детских дошкольных и школьных учреждениях оценивается как удовлетворительное. Сокращается численность школьных столовых и школьников, пользующихся горячим питанием, а ассортимент школьных буфетов по-прежнему остается неудовлетворительным.
Другая болевая точка современного состояния детства — это положение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков-беженцев и вынужденных переселенцев. В последние годы их положение стало открыто обсуждаться, их проблемы стали достоянием общественности, а не только специалистов и родителей. По официальным данным на начало 2006 г., в Российской Федерации численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 641,9 тыс. человек. Всего в 2008 г. по результатам медико-социальной экспертизы признано инвалидами 388 тыс. детей. Среди причин возникновения инвалидности у детей основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. [4, с 117-118]
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, на начало 2008 г. составила около 2% от общего числа детей. В 2009 г. выявлено 127,1 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число родителей, злостно не выполняющих свои обязанности, и как следствие, рост числа детей-социальных сирот. По-прежнему остается достаточно сложным положение семей вынужденных мигрантов, имеющих детей. Типичным для таких семей остается нерешенность жилищных проблем, сложности с трудоустройством; дети остро нуждаются в питании, оздоровлении, отдыхе, дополнительной адресной помощи. [7, с 190] По оценкам экспертов 45% семей с детьми имеют доход ниже прожиточного минимума и, как следствие, плохие бытовые условия существования большинства детей, отсутствие возможности на хорошее образование.Следует отметить, что специфика детства как феномена не изучена до сих пор должным образом. Дефиниция «детство» и связанный с ней производный понятийный ряд широко используются на бытовом уровне. Вместе с тем, научное определение термина «детство» отсутствует. Не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как явлению, до сих пор не создан единый социальный, экономический и правовой механизм защиты детства.
В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы. К концу XX – началу XXI века назрела необходимость рассматривать детствокак системно-целостный объект изучения, используя взаимодействие различных отраслей знания: философии, искусства, социологии этнографии, антропологии, педагогики, психологии. [8, с 85-87]
В общепринятом смысле ребенок — это младенец, несовершеннолетний или подросток. В словаре В.И. Даля слово «ребенок» происходит от слова «ребя», что означает «младенец», «отрок или отроковица до юношества» . Физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости период завершения в организме человека психофизиологических изменений, связанных с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей до 14 лет. Действующее законодательство определяет, что паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста. По ряду позиций в семье права ребенка определяются с 10, 14 и 16 лет. В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый», именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г. «...ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний. Так, ст. 54 Семейного Кодекса устанавливает, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет». Гражданский и Уголовный кодексы выделяют несовершеннолетних в качестве особых субъектов соответствующих отраслей права. Государство рассматривает ребенка как объект, на который можно воздействовать всеми имеющимися у него средствами: общественными институтами, органами государственной власти и иными существующими в арсенале государства средствами.[3, с 331-332] Другой аспект связан с восприятием детства в конкретном обществе. Этнографы вводят понятие «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязанные элементы: нормативные критерии возраста, т. е. принятая обществом возрастная терминология, периодизация жизненного цикла; возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и выступающие для них в качестве подразумеваемой нормы); символизация возрастных процессов — представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одного возрастного периода в другой; возрастные обряды и возрастная субкультура". По мнению И.С. Кона, понятие «детство» в целом складывается из совокупности образов и представлений, в которых осмысливаются и легитимируются особенности данного возраста. Аналогичную точку зрения высказал К.С. Пигров, который определяет детство как «...фундаментальную оппозицию цивилизации, необходимо оформленную государственно. Только в столкновении с плодоносным хаосом ребенка образование раскрывает в полной мере свое аполлоническое начало... Постижение детства всегда оказывается исследованием и испытанием творческого процесса в той форме, как он сложился в данной культуре, - испытанием того, в какой мере эта культура способна дать ответ на вызов мира»" [6, с 43] В последнее время в обиход входят понятия «мир детства», «пространство детства», позволяющие рассматривать детство как самостоятельный субъект права. И.С. Кон определяет «мир детства» как «...автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями».
«Пространство детства» в рамках социокультурных исследований понимается как особая категория, описывающая жизненный мир ребенка в его отношениях с природой, обществом, культурой, сверстниками и взрослыми. А.А. Журавлева определяет пространство детства как место, где протекает процесс постоянного физического роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков. Использование данного понятия имеет место и тогда, когда идет речь о проблемах подготовки детей и подростков к «взрослой» жизни, о процессах адаптации в социокультурной среде, когда затрагиваются вопросы функционирования правовых и гражданских норм в учебных заведениях. В современной педагогической литературе пространство детства трактуется как отделенное от пространства взрослых и существующее параллельно с ним, имеющее свои собственные законы и правила, свои особенности поведения. Так, по мнению профессора P.M. Чумичевой, «смысл детства состоит в постижении мира, в котором живет ребенок, его знаков и символов. Детство выступает тем пространством, которое соседствует с пространством взрослого мира. В пространстве маленького человека, который специфичными для его возраста способами познания мира начинает моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, возникают собственные тайны, смыслы и интеграции обнаруженного им в процессе взаимодействия с другими.[11, с 87-88]
Заслуживают определенного внимания две концепции детства, существующие в новоевропейской культуре. Первая концепция — классическая — наиболее полно представлена в трудах У. Голдинга «Повелитель мух» (1990) и О. Шпенглера «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» (1998). «Дети — это родовые существа, еще не прошедшие необходимый процесс индивидуализации. Они — докучливые насекомые («мухи»), с которыми государство должно справиться. «Детство — это начало «растения», т.е. еще неполноценного бытия жизни. Дети — это только гости государства, но не хозяева его. Они еще должны заслужить право быть действительными гражданами, что не дается автоматически. «Мухи» должны быть превращены в «пчел — работниц», но ни в коем случае нельзя терпеть «трутней». Заслужить право быть взрослым, например, через институт инициации, через формирование в дисциплинарных пространствах развитой способности и потребности к труду, это и есть включение во взрослую жизнь, социализация, необходимая для становления «настоящего человека». Первая концепция придерживается мнения, что не каждый ребенок может стать действительно взрослым и, тем самым, не каждый ребенок становится действительным гражданином своего государства. Вторая концепция — романтическая — воплощенная в новоевропейской философии, главным образом, идеями Ж.Ж. Руссо. Детство, согласно этой концепции, — обнаружение истинной человеческой природы, когда государство, напротив, — «холодное чудовище, воплощение общественной отчужденности». Основное отношение, реализующееся в такой позиции, — это комплекс вины взрослых перед детьми.
Во многих обществах ребенок воспринимается принадлежащим семье или даже ее собственностью. Семья обыкновенно понимает свою ответственность за ребенка в период его младенчества, помогает и дисциплинирует. Позже у ребенка появляются и обязанности, включая обязанность ходить в школу и помогать взрослым по дому. В некоторых обществах к подросткам отношение уже такое же, как и к взрослым, ожидается, что они уже должны работать и даже служить в армии. Несмотря на это, они все же еще не могут себя содержать до тех пор, пока не становятся полноправными членами общества при достижении совершеннолетия или через «эмансипацию» в семье. Конвенция ООН «О правах ребенка» признает, что каждый человек, не достигший возраста 18 лет, может называться ребенком. Это значит, что каждый ребенок может пользоваться всеми правами, предусмотренными Конвенцией. Существует два исключения из этого правила: в случаях, когда национальное законодательство признает, что возраст достижения совершеннолетия может быть меньше 18 лет, а также то, что некоторыми правами можно пользоваться лишь вследствие развивающихся способностей ребенка. Таким образом, в таких случаях родители или другие люди, ответственные за ребенка, должны обеспечить соответствующее руководство при осуществлении детьми их прав.[8, с 90]
Таким образом, резюмируя все выше сказанное, отметим, что понятие детства определяется многоаспектными подходами к его определению в разных областях знания. Поэтому считаем целесообразным определить единый подход в трактовке понятия детства. С учетом специфики данного исследования, опираясь на подробный анализ феномена детства в рамках различных областей знания, под детством мы понимаем социально-биологический феномен, определенный период жизни человека от рождения до 18 лет, когда начинается и продолжается развитие и формирование важнейших функций организма, в процессе которого. Происходит процесс социализации ребенка, формирование его как личности (активное усвоение знаний, навыков, умений, норм и ценностей, социального опыта и ролей), а поэтому нуждающийся в особой заботе и помощи государства. Под феноменом детства мы понимаем социальное явление, определяющее отношение государства, общества к детям посредством адекватной социальной политики государства и ее практической реализации на всех уровнях, отношение социальных институтов (семьи, школы, церкви и т.д.) к детям с целью создания достаточных и необходимых условий для их существования, развития, защиты прав. В связи с этим считаем необходимым выделить детство как основную ценность человеческой жизни, отдельный структурный компонент общества, требующий к себе особого подхода, заботы и защиты. [6,с 43-44]