Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:55, курсовая работа
Объектом исследования являются жители г.Иваново и жители Ивановской области, предметом исследования являются факторы влекущие безнадзорность детей. Цель данного исследования- выявить причины безнадзорности детей, и определить меры по профилактике безнадзорности детей. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач
Узнать отношение жителей г.Иваново и Ивановской области, к безнадзорным детям.
Определить по какой причине дети становятся безнадзорными.
Изучить последствия такого образа жизни детей.
Определить эффективность работы по профилактике с безнадзорными.
Оценить эффективность мер государственной поддержки семей с детьми.
Выявить осведомлённость населения об организациях оказывающих помощь безнадзорным детям.
Введение…………………………………………………………………………...2
I.Социальная защита детства…………………………………………………………………………….5
1.1 Историческое и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………………………………….5 1.2 Причиы безнадзорности детей……………………………………………….8 1.3Система социальной защиты детства в Р.Ф………………………………...14
1.4 Социально-демографическая сущность детства..…………………………19
1.5 Детство как объект изучения……………………………………………….23
1.6 Социальная политика в области защиты детства………………………….28
- Выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей.
- Полноценной
реализации воспитательных
- Полноценной
реализации воспитательных
Правонарушения несовершеннолетних - следствие социальной дезадаптации.Социальная дезадаптация - это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство - это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ - эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей - открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.[17, c71-72] Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация порождается нарушением взаимодействия несовершеннолетнего и социальной среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптированному подростку. Применять по отношению к нему репрессии - все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению. Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности): Дисфункциональность семей; Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)
Школьная дезадаптация подростка; Асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников;
Социально-
Дисфункциональность семьи;
Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание менять себя или взаимоотношения в семье - приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство из вне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда - к психическим отклонениям. Личностные особенности ребенка: Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие - нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.[3, c 335-336]
Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связано с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего его института – института социальной защиты детства. В условиях коренной ломки общественных отношений обращение к проблеме гуманизации обусловлено как объективными потребностями «очеловечивания» общества, так и обострением социально правовых, экономических проблем мира детства, связанных с неблагополучием в семье, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. [11, с 85-86 ] К сожалению, следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социальной защиты детства. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования социальной защиты как детства в целом, так и отдельных категорий детей, семей, женщин. В современной правовой, социально-педагогической литературе отсутствуют детальные обоснования содержания, структуры, объектов и субъектов социальной защиты детства, слабо раскрыты исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства в России. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных педагогов в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо проработаны стандарты и нормы их профессиональной деятельности. Недостаточно представлены критерии и индикаторы эффективной социальной защиты детства как в общем, так и деятельности отдельных специалистов. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защита детства», нередко отождествляющие его с родственными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».
В общеупотребительном значении понятие «защищать» означает: оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т. е. на её права, свободы. В теории права под охраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права — экономического, политического, организационного, направленных на создание необходимых условий существования личности. [14,с 73-74]
Сущность
социальной защиты детства состоит
в том, чтобы с помощью
Система (от греч. systemа — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Любая система имеет следующие основные признаки:
■ общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;
■ наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
■ определенную иерархию функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих). Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:
В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:
Итак, под системой
социальной защитой детства следует
понимать систему осуществляемых обществом
и его официальными структурами организационных,
финансово-экономических, социально-психолого-
Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т. д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и специалистов мероприятиями в области социальной защиты детства). Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства»,понятие «социальное неблагополучие детей», которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучию детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье. [10, с 197] Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинском системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.