Патогенная адаптация
вызвана отклонениями, патологиями психического
развития и нервно-психическими заболеваниями,
в основе которых лежат функционально-органические
поражения нервной системы. Социальная
адаптация проявляется в нарушении норм
морали и права, в асоциальном поведении
и деформации системы внутренней регуляции,
референтных и ценностных ориентации,
социальных установок. Различают следующие
стадии адаптации:
1) целенаправленный
конформизм, когда приспосабливающийся
человек знает, как он должен
действовать, как вести себя, но
внешне соглашаясь с требованиями
социальной среды, продолжает
придерживаться своей системы
ценностей. Первый уровень
адаптации обеспечивает стабильность
чувств безопасности и комфортности, а
также гармонизацию опыта и связи с внешним
миром;
2) взаимная
терпимость, при которой взаимодействующие
субъекты проявляют взаимную
снисходительность к ценностям
и формам поведения друг друга.
Второй уровень
обладает возможностью прогнозирования
ситуации и соответствующих тактик поведения.
На этом уровне вырабатываются стереотипы
поведения, направленные на удовлетворение
психофизических потребностей;
3) аккомодация
как наиболее распространенная
форма социальной адаптации возникает
на основе терпимости и проявляется
во взаимных уступках, что означает
признание человеком ценностей
социальной среды и признание
средой индивидуальных особенностей
человека;
4) ассимиляция,
или полное приспособление, когда
человек полностью отказывается
от своих прежних ценностей
и принимает систему ценностей
новой среды. Формулируются правила
и нормы взаимодействия, происходит
процесс самопознания и изменения
самооценки. Данный уровень является
высшим по отношению к трем
предыдущим [28, с.35].
Социально-психологическая адаптация
представляет собой подвижный процесс
перехода из состояния адаптированности
в противоположное и обратно. Каждая стадия
адаптации включает в себя механизмы,
обеспечивающие этот процесс в условиях
изменяющейся обстановки.
Виды и типы процесса социально-психологической
адаптации:
По
своим результатам социально-психологическая
адаптация может быть:
позитивной
- способствует самореализации и овладению
ролью при вхождении личности
в новую ситуацию;
-негативной
- деструктивная по характеру, с элементами
девиантного поведения.
По
механизму осуществления различают
следующие виды адаптации:
-добровольную,
которая соответствует потребностям и
устремлениям личности;
-принудительную
которая требует специфических мер, организующих
и направляющих поведение личности.
Стадии социально-психологической адаптации:
1) ознакомление
с законами, функционирующими в
обществе.
2) ценностная
и ролевая ориентация личности;
3) самоутверждение
и самореализация личности [27, с.34].
Б.Н. Алмазов выделяет три аспекта в сложном
явлении социально-психологической адаптации:
адаптивное поведение (поведение в интересах
социальной среды), адаптивное состояние
(отношение человека к условиям и обстоятельствам,
в которые он поставлен социальной ситуацией),
адаптивная деятельность (взаимодействие
ребенка со взрослыми в системе воспитания).
В целом эти аспекты дают представление
о процессе адаптации как социально-психологическом
явлении [28]. Из вышесказанного следует,
что от того, насколько успешно реализуются
эти процессы (адаптивное поведение, адаптивное
состояние и адаптивная деятельность),
зависит социально-психологическая адаптации
в целом. Следовательно, нарушение одного
из этих компонентов приводит к социально-психологической
адаптации.
Вывод:
Адаптация занимает существенное место
в содержании технологии социальной
работы. Она характеризует, процесс
взаимодействия объекта социальной
работы с социальной средой, и является
отражением определенного результата
социальной работы, который может
выступить критерием ее эффективности.
Поэтому понимаем сущность адаптивных
процессов, их механизма – необходимое
условие профессионализма социального
работника. Адаптивные процессы обеспечиваются
соответствующей технологией.
Вывод
во второй главе основными мерами профилактики
беспризорности должны быть усыновление,
опека и попечительство, и только при невозможности
обеспечить ребёнку семейное воспитание
альтернативой ему могут выступать воспитательные
учреждения, способные воссоздать условия
воспитания, близкие к семейным, адаптацию
детей к нормальной жизни в обществе (семейные
детские дома, общины, детские деревни
и др.). Ликвидировать проблему беспризорности
способно только общество, ставящее ребёнка
в центр своих интересов и придающее первостепенное
значение этике попечения и благотворительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди
проблем, характеризующих неблагополучный
социальный фон в российском обществе,
одной из самых острых является детская
беспризорность. Причинами, поставившими
эту проблему на передний план, являются
социально-экономическая трансформация
общества, изменения привычного уклада
жизни и нравственно-ценностных ориентаций
населения, ослабление воспитательных
возможностей семьи и школы. Без участия
и поддержки семьи личностное и социальное
развитие детей задерживается, что заранее
предполагает трудности их взрослого
существования.
Для
беспризорных детей и подростков
характерны следующие психологические
особенности: игнорирование социальных
условностей, агрессивное поведение,
стремление к самоутверждению, целенаправленное
отстаивание своих прав на самостоятельность,
открытое проявление своей раздражительности
и враждебности, ослабленный интерес
к нормам общественной морали и пренебрежение
этическими нормами в угоду собственной
выгоде.
В
России создана и постоянно обновляется
нормативно-правовая база по проблемам
защиты прав детей, профилактики беспризорности
и помощи детям и подросткам, попавшим
в трудную жизненную ситуацию.
Основываясь на международных законодательных
актах, Конституции Российской Федерации,
кодексах и законах, на правительственных
документах и социальных программах,
разрабатываются технологии реабилитации
и адаптации беспризорников к
социальным нормам жизни. Наряду с профилактикой
беспризорности, методами опеки и
попечительства, открываются воспитательные
учреждения (семейные детские дома, общины,
детские деревни и др.) и реабилитационные
центры.
На
правовой основе разрабатываются технологии
реабилитации беспризорных детей и
подростков. Данные технологии базируются
на профилактических, диагностических
и развивающих методах работы
с детьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию. Эти методы имеют
гуманистическую направленность и
ставят во главу угла интересы ребенка.
Основными мерами профилактики беспризорности
должны быть усыновление, опека и попечительство,
и только при невозможности обеспечить
ребёнку семейное воспитание альтернативой
ему могут выступать воспитательные учреждения,
способные воссоздать условия воспитания,
близкие к семейным, адаптацию детей к
нормальной жизни в обществе (семейные
детские дома, общины, детские деревни
и др.). Ликвидировать проблему беспризорности
способно только общество, ставящее ребёнка
в центр своих интересов и придающее первостепенное
значение этике попечения и благотворительности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Конвенция
о правах ребёнка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу
для СССР 15.09.1990)//Сборник международных
договоров, выпуск XLVI, 1993.
- Конституция
Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание
законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
- Семейный
кодекс Российской Федерации от 29.12.1995
№ 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
(ред. от 04.05.2011)// Собрание законодательства
РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
- Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ
21.10.1994) (ред. от 06.04.2011)// Собрание
законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
- Федеральный
Закон «О дополнительных гарантиях по
защите детей сирот, и детей оставшихся
без попечения родителей» от 21.12.1996. №
159 – ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание Законодательства
РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
- Федеральный
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124
– ФЗ (принят ГД ФС РФ 03.071998) (ред. от 17.12.
2009)// Собрание Законодательства РФ, 03.08.98,
№ 31, ст. 3802.
- Федеральный
Закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
от 24.06.1999 № 120-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.05.1999)
(ред. от 13.10.2009)//Собрание Законодательства
РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
- Постановление
Правительства от 13.03.2002 № 292-р «О федеральной
целевой программе Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
(на 2003-2006 г. г)» // Собрание Законодательства
РФ, 10. 04.2002, № 41, ст. 3984.
- Постановление
Правительства от 25.08.2002 № 625 о Федеральной
целевой программе «Дети-сироты» // Собрание
Законодательства РФ, 27.09.2002, № 37 ст.3712.
- Постановление
Правительства от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении
Примерных положений о специализированных
учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации»//
Собрание Законодательства РФ, 04.12.200, №
49, ст. 4822.
- Постановление
Правительства Российской Федерации от
13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по
усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних»//Собрание
законодательства Российской Федерации,
2002, 15.04.2002, N 11, ст.1057.
- Базаров
А.А. // Сирота страны советов. – Родина.
– 2002. – № 3. – С. 82-85
- Баянова
Э. Р. Подросток-беспризорник как субъект
психолого-педагогической реабилитации.
Диссер... к. п.н. – М., 2006. – 187 с.
- Беличева
С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика
отклоняющегося поведения несовершеннолетних
как комплекс охранно-защитных мер. –
М.: Социальное здоровье России, 1993.
– 62 с.
- Бреев Б.Д.,
Скляров В.Ф., Новикова М.А. Социальный
портрет современного беспризорного //
Первые итоги из опыта работы специализированных
учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных
детей и подростков. – М., 1997. – 98 с.
- Волкова
Н., Величко О. Профилактика безнадзорности
и правонарушений совершеннолетних //
Законность. – 2000. – №7. – С. 75.
- Девятова
Е. В. Беспризорность в контексте российской
культуры. Диссер… кандидат культурологи.
– Челябинск. – 2009. – 141 с.
- Зезина М.Р.
Без семьи // Родина. – 2001. – № 9.
– С. 82-87.
- Криминология
/ Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая
литература, 1997. – 234 с.
- Маликов
Л.В. Эмоциональное развитие подростков,
воспитывающихся вне семьи / Монография.
– Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000. – 135 с.
- Миньковский
Г.Н Профилактика правонарушений среди
молодежи. Киев: Вища шк.,1985 – 96 с.
- Нечаева
А.М. Детская беспризорность – опасное
социальное явление // Государство и право.
– 2001. – №6. – С.54.
- Чернецкая
А.А. Технология социальной работы. – М.:
«Феникс», 2006 – 342 с.
- Шакурова
М.В. Методика и технология социального
педагога: Учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений – М.: издательский
центр «Академия», 2002. – 259 с.
- Яковлева
Н.Г., Величко О.И. Профилактика правонарушений
как система// Проблемы социально – криминологической
и правовой профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в современных условиях: Материалы научно-практической
конференции. – Йоршкар-Ола: Прокуратура
республики Мари Эл, 2003. – С. 50-51;
- Ящук А.В.
Детская беспризорность: теория и практика
ее преодоления и предупреждения: Монография
/ Под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Изд-во
ТГПУ, 2004. – 192с.
- Ящук А.В.
Социальная дезадаптация у беспризорных
детей в приюте // Высшее образование сегодня.
– М., 2006 . – № 9. – С.60-62.
- Ящук А.В.
Определение степени социальной дезадаптации
беспризорных детей и подростков // Гуманитарные
исследования и их роль в развитии педагогического
образования: Материалы международной
научно-практической конференции: В 2 т.
Т. 1. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. – С. 256-259.