Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Феномен беспризорности в современной России 6

1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27

2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27

2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков 30

2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

      Патогенная адаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Социальная адаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Различают следующие стадии адаптации:

1) целенаправленный  конформизм, когда приспосабливающийся  человек знает, как он должен  действовать, как вести себя, но  внешне соглашаясь с требованиями  социальной среды, продолжает  придерживаться своей системы  ценностей. Первый уровень адаптации обеспечивает стабильность чувств безопасности и комфортности, а также гармонизацию опыта и связи с внешним миром;

2) взаимная  терпимость, при которой взаимодействующие  субъекты проявляют взаимную  снисходительность к ценностям  и формам поведения друг друга.  Второй уровень обладает возможностью прогнозирования ситуации и соответствующих тактик поведения. На этом уровне вырабатываются стереотипы поведения, направленные на удовлетворение психофизических потребностей;

3) аккомодация  как наиболее распространенная  форма социальной адаптации возникает  на основе терпимости и проявляется  во взаимных уступках, что означает  признание человеком ценностей  социальной среды и признание  средой индивидуальных особенностей  человека;

4) ассимиляция,  или полное приспособление, когда  человек полностью отказывается  от своих прежних ценностей  и принимает систему ценностей  новой среды. Формулируются правила  и нормы взаимодействия, происходит  процесс самопознания и изменения  самооценки. Данный уровень является  высшим по отношению к трем  предыдущим [28, с.35].

        Социально-психологическая адаптация представляет собой подвижный процесс перехода из состояния адаптированности в противоположное и обратно. Каждая стадия адаптации включает в себя механизмы, обеспечивающие этот процесс в условиях изменяющейся обстановки.

        Виды и типы процесса социально-психологической адаптации:

По  своим результатам социально-психологическая  адаптация может быть:

позитивной - способствует самореализации и овладению  ролью при вхождении личности в новую ситуацию;

-негативной - деструктивная по характеру, с элементами девиантного поведения.

По  механизму осуществления различают  следующие виды адаптации:

-добровольную, которая соответствует потребностям и устремлениям личности;

-принудительную которая требует специфических мер, организующих и направляющих поведение личности.

      Стадии социально-психологической адаптации:

1) ознакомление  с законами, функционирующими в  обществе.

2) ценностная  и ролевая ориентация личности;

3) самоутверждение  и самореализация личности [27, с.34].

        Б.Н. Алмазов выделяет три аспекта в сложном явлении социально-психологической адаптации: адаптивное поведение (поведение в интересах социальной среды), адаптивное состояние (отношение человека к условиям и обстоятельствам, в которые он поставлен социальной ситуацией), адаптивная деятельность (взаимодействие ребенка со взрослыми в системе воспитания). В целом эти аспекты дают представление о процессе адаптации как социально-психологическом явлении [28]. Из вышесказанного следует, что от того, насколько успешно реализуются эти процессы (адаптивное поведение, адаптивное состояние и адаптивная деятельность), зависит социально-психологическая адаптации в целом. Следовательно, нарушение одного из этих компонентов приводит к социально-психологической адаптации.

     Вывод: Адаптация занимает существенное место  в содержании технологии социальной работы. Она характеризует, процесс  взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, и является отражением определенного результата социальной работы, который может  выступить критерием ее эффективности. Поэтому понимаем сущность адаптивных процессов, их механизма – необходимое  условие профессионализма социального  работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

     Вывод во второй главе основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Среди проблем, характеризующих неблагополучный  социальный фон в российском обществе, одной из самых острых является детская  беспризорность. Причинами, поставившими эту проблему на передний план, являются социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования.

     Для беспризорных детей и подростков характерны следующие психологические  особенности: игнорирование социальных условностей, агрессивное поведение, стремление к самоутверждению, целенаправленное отстаивание своих прав на самостоятельность, открытое проявление своей раздражительности  и враждебности, ослабленный интерес  к нормам общественной морали и пренебрежение  этическими нормами в угоду собственной  выгоде.

     В России создана и постоянно обновляется  нормативно-правовая база по проблемам  защиты прав детей, профилактики беспризорности и помощи детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основываясь на международных законодательных  актах, Конституции Российской Федерации, кодексах и законах, на правительственных  документах и социальных программах, разрабатываются технологии реабилитации и адаптации беспризорников к  социальным нормам жизни. Наряду с профилактикой  беспризорности, методами опеки и  попечительства, открываются воспитательные учреждения (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.) и реабилитационные центры.

     На  правовой основе разрабатываются технологии реабилитации беспризорных детей и  подростков. Данные технологии базируются на профилактических, диагностических  и развивающих методах работы с детьми, попавшими в трудную  жизненную ситуацию. Эти методы имеют  гуманистическую направленность и  ставят во главу угла интересы ребенка.                      Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//Сборник международных договоров, выпуск XLVI, 1993.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 04.05.2011)// Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  5. Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996. № 159 – ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Собрание Законодательства РФ, 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
  6. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 03.071998) (ред. от 17.12. 2009)// Собрание Законодательства РФ, 03.08.98, № 31, ст. 3802.
  7. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 21.05.1999) (ред. от 13.10.2009)//Собрание Законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  8. Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р «О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г)» // Собрание Законодательства РФ, 10. 04.2002, № 41, ст. 3984.
  9. Постановление Правительства от 25.08.2002 № 625 о Федеральной целевой программе «Дети-сироты» // Собрание Законодательства РФ,  27.09.2002, № 37 ст.3712.
  10. Постановление Правительства от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»// Собрание Законодательства РФ, 04.12.200, № 49, ст. 4822.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 15.04.2002, N 11, ст.1057.
  12. Базаров А.А. // Сирота страны советов. –  Родина. –  2002. –  № 3. – С. 82-85
  13. Баянова Э. Р. Подросток-беспризорник как субъект психолого-педагогической реабилитации. Диссер...  к. п.н. – М.,  2006. – 187 с.
  14. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М.: Социальное здоровье России, 1993.  – 62 с.
  15. Бреев Б.Д., Скляров В.Ф., Новикова М.А. Социальный портрет современного беспризорного // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997. – 98 с.
  16. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность. – 2000. – №7. – С. 75.
  17. Девятова Е. В. Беспризорность в контексте российской культуры. Диссер… кандидат культурологи. – Челябинск. – 2009. – 141 с.
  18. Зезина М.Р. Без семьи // Родина. –  2001. –  № 9. –  С. 82-87.
  19. Криминология / Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. – 234 с.
  20. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи / Монография. – Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000. – 135 с.
  21. Миньковский Г.Н Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев: Вища шк.,1985 – 96 с.
  22. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. – 2001. – №6. – С.54.
  23. Чернецкая А.А. Технология социальной работы. – М.: «Феникс», 2006 –  342 с.
  24. Шакурова М.В. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 259 с.
  25. Яковлева Н.Г., Величко О.И. Профилактика правонарушений как система// Проблемы социально – криминологической и правовой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Йоршкар-Ола: Прокуратура республики Мари Эл, 2003. – С. 50-51;
  26. Ящук А.В. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения: Монография / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. – 192с.
  27. Ящук А.В. Социальная дезадаптация у беспризорных детей в приюте // Высшее образование сегодня. – М., 2006 . – № 9. – С.60-62.
  28. Ящук А.В. Определение степени социальной дезадаптации беспризорных детей и подростков // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 т. Т. 1. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. – С. 256-259.

Информация о работе Беспризорные дети