Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Феномен беспризорности в современной России 6

1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27

2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27

2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков 30

2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     Правительством  приняты решения о создании банка  данных о беспризорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем  и наркотиками; о семьях, находящихся  в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорных несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

     Вывод: Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

     Вывод: в  первой части, скажем, что среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская и подростковая беспризорность. Основные причины, способствующие росту беспризорности – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Социальная беспризорность изменяет социальную ситуацию развития подростков, вызывая искажения в развитии личностной сферы ребенка, и способствует формированию глубоких личностных деформаций, перемещению подростков в низший социальный слой – «социальное дно». Длительный характер беспризорности при возрастно-неадекватных способах выживания (жизнедеятельности) уменьшает психологический возраст и коэффициент взрослости подростков, но увеличивает субъективное ощущение реализованности жизни.

     Государством создана нормативно-правовая основа для профилактики и борьбы с беспризорностью. Она включает в себя, наряду с международными нормативными актами, защищающими права детей, обширную законодательную базу, подкрепленную Конституцией и различными кодексами (Семейным, Гражданским) 

     ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1 Технология  социальной профилактики беспризорности  среди детей и подростков

        Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

        Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.

         Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

          Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

     Вывод: Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. Профилактическая работа с данной категорией несовершеннолетних ведется уже длительное время и в целом ситуацию, обозначаемую ранее как эпидемия, удалось стабилизировать. Тем не менее, беспризорные дети по-прежнему остаются объектом пристального внимания со стороны государства и общества. Как социальное явление беспризорность несовершеннолетних рассматривается в качестве угрозы обществу и национальному будущему России. Речь идет не просто о сиротах, малолетних преступниках или беглецах, покинувших семью, а о социальном явлении, глубоко затрагивающем все общество, имеющем драматичные и непредсказуемые последствия.

     Проблемам профилактики беспризорности несовершеннолетних посвящены работы Г.К Миньковского [21], И. Г. Яковлевой, О.И. Величко [25], С.А. Беличевой, В.М. Фокина [14], Т.Д. Молодцовой. По мнению авторов, причиной беспризорности несовершеннолетних является ослабление института семьи в современной России, ограниченность её экономических, образовательных и культурных возможностей, а также педагогическая несостоятельность и некомпетентность родителей в воспитании детей.

     Внимание  специалистов, работающих на платформе  социально-криминологического подхода, направлено на изучение феномена преступности в обществе и его проявления среди  беспризорных детей. Значительная работа в этом направлении проделана  Г.А. Аванесовым, И.М. Гальпериным, А.А  Герцензоном, К.К. Горяйновым, В.Н. Еркаковой, Г. И. Забрянским, В.М. Кудрявцевым, Н.Ф. Крюковой, С.С. Остроумовым, Е. С. Пятаковым., А. М. Яковлевым и др.  
 

     2.2.  Технология социальной  реабилитация беспризорных детей и подростков

             Формирование и технология концепции социальной реабилитации берут свое начало в англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй Мировой войны, хотя основы и отдельные направления реабилитации появились гораздо раньше - в XIX в. Впервые определение понятия "реабилитация" дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин "rehabilitation" обозначает "восстановление прав, способностей, доброго имени". Термин "реабилитация" используется и в юридическом смысле, например реабилитация Репрессированных, применение к подсудимым мер воспитательного характера. Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале исходила из идей физической медицины. Впервые понятие "реабилитация" в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказании помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.

           С увеличением числа больных с хроническими формами соматических заболеваний, детей, родившихся с генетически обусловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случаев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от медицинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентированной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных. Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин. В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса [27, с. 97].

        Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов беспризорности разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного, являясь методом психосоциального воздействия. Социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных общественных связей. Субъекты социальной реабилитации - это государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Объекты социальной реабилитации - это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д. [28, с. 261].

         Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости. К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.

        К задачам социальной реабилитации относят:

Содействие  социально-бытовой адаптации клиента  с последующим включением его  в окружающую жизнь.

Оказание  помощи в определении жизненных  перспектив и выборе способов их достижения.

Развитие  коммуникативных навыков.

    Вывод: подводя итоги, можно отметить, что целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

 

     2.3.  Технология социальной адаптации беспризорных детей

и подростков

       Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание) - приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды.           Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [26, с.4].

 Виды социальной адаптации:

   -социальная адаптация представляет  собой не только состояние  человека, но и процесс, в течение  которого социальный организм  приобретает равновесие и устойчивость  к влиянию  и воздействию  социальной среды. 

   -экономическая адаптация-это сложнейший  процесс усвоения новых социально-экономических  норм и принципов экономических  отношений индивидов, субъектов.

   -педагогическая адаптация-это приспособление  к системе образования, обучение  и воспитания, которое формируют  систему ценностных ориентиров  идивида.

   -психологическая адаптация-это  процесс приспособления органов  чувств к особенностям действующих  на них стимулов с целью  их лучшего восприятия и предохранения  рецепторов от излишней нагрузке.

   -профессиональная адаптация-это  приспособление идивида к новому  виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению,  условиям труда и особенностям  конкретной специальности. 

         Доктор психологических наук Беличева С.А. выделяет в зависимости от природы и характера адаптации патогенную, социальную, психологическую и психосоциальную или социально-психологическую (различия их только в источниках возникновения) которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Информация о работе Беспризорные дети