Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа
Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Феномен беспризорности в современной России 6
1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11
1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27
2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей
и подростков 30
2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей
и подростков 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Правительством
приняты решения о создании банка
данных о беспризорных несовершеннолетних,
правонарушителях, детях, злоупотребляющих
психоактивными веществами, алкоголем
и наркотиками; о семьях, находящихся
в социально опасном положении.
Подготовлены предложения об усилении
ответственности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних за
невыполнение обязанностей по воспитанию,
содержанию, обучению несовершеннолетних.
В федеральных органах
Вывод: Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.
Вывод: в первой части, скажем, что среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская и подростковая беспризорность. Основные причины, способствующие росту беспризорности – социально-экономическая трансформация общества, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы. Социальная беспризорность изменяет социальную ситуацию развития подростков, вызывая искажения в развитии личностной сферы ребенка, и способствует формированию глубоких личностных деформаций, перемещению подростков в низший социальный слой – «социальное дно». Длительный характер беспризорности при возрастно-неадекватных способах выживания (жизнедеятельности) уменьшает психологический возраст и коэффициент взрослости подростков, но увеличивает субъективное ощущение реализованности жизни.
Государством
создана нормативно-правовая основа для
профилактики и борьбы с беспризорностью.
Она включает в себя, наряду с международными
нормативными актами, защищающими права
детей, обширную законодательную базу,
подкрепленную Конституцией и различными
кодексами (Семейным, Гражданским)
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Технология
социальной профилактики
Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.
Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.
Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
Вывод: Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. Профилактическая работа с данной категорией несовершеннолетних ведется уже длительное время и в целом ситуацию, обозначаемую ранее как эпидемия, удалось стабилизировать. Тем не менее, беспризорные дети по-прежнему остаются объектом пристального внимания со стороны государства и общества. Как социальное явление беспризорность несовершеннолетних рассматривается в качестве угрозы обществу и национальному будущему России. Речь идет не просто о сиротах, малолетних преступниках или беглецах, покинувших семью, а о социальном явлении, глубоко затрагивающем все общество, имеющем драматичные и непредсказуемые последствия.
Проблемам профилактики беспризорности несовершеннолетних посвящены работы Г.К Миньковского [21], И. Г. Яковлевой, О.И. Величко [25], С.А. Беличевой, В.М. Фокина [14], Т.Д. Молодцовой. По мнению авторов, причиной беспризорности несовершеннолетних является ослабление института семьи в современной России, ограниченность её экономических, образовательных и культурных возможностей, а также педагогическая несостоятельность и некомпетентность родителей в воспитании детей.
Внимание
специалистов, работающих на платформе
социально-криминологического подхода,
направлено на изучение феномена преступности
в обществе и его проявления среди
беспризорных детей. Значительная работа
в этом направлении проделана
Г.А. Аванесовым, И.М. Гальпериным, А.А
Герцензоном, К.К. Горяйновым, В.Н. Еркаковой,
Г. И. Забрянским, В.М. Кудрявцевым, Н.Ф.
Крюковой, С.С. Остроумовым, Е. С. Пятаковым.,
А. М. Яковлевым и др.
2.2. Технология социальной реабилитация беспризорных детей и подростков
2.3. Технология социальной адаптации беспризорных детей
и подростков