Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Феномен беспризорности в современной России 6

1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27

2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27

2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков 30

2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ                                                     6

     1.1.  Феномен беспризорности в современной  России                                  6

     1.2.  Социально-психологический портрет  беспризорных детей и подростков                                                                                                                  11

     1.3.  Нормативно-правовая база социальной  работы с беспризорными детьми  и подростками                                                                                               16

     ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ                                                        27

     2.1.  Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков                                                                                                                  27

     2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков                                                                                                               30

     2.3.  Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков                                                                                                               32

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               37

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Беспризорность  существовала всегда. Современное состояние  проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с  какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в  более тяжелых условиях, сумело построить  логичную и активно действующую  систему защиты детей.

     Современный термин «беспризорный» достаточно ограничен  в применении, и даже если подразумевать  под ним и безнадзорных, то все  равно мы упустим большие и  важные группы детей, терпящих бедствие и нуждающихся в защите. Поэтому  в этой работе под термином «беспризорные» мы будем понимать тех детей, кто по той или иной причине оказался в аномальной социальной ситуации, в которой они лишены условий для нормального духовного, психического и физического развития [15, с. 8].

     Проблема  беспризорности на сегодняшний день действительно стоит очень остро. Беспризорники, находящиеся вне  дома и занимающиеся попрошайничеством, являются хорошей средой для правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних пока сохранились, однако нет системы  государственного учета безнадзорности. Беспризорность и преступность приобретают  тревожный характер и становятся одной из проблем современного российского  общества.

     Увеличение  числа детей-беспризорников, нуждающихся  в государственной опеке, требует  разработки мероприятий воспитательного  и обучающего характера, развития сети учреждений для психолого-педагогической реабилитации таких детей. Отсутствие практики положительных межличностных  взаимоотношений с взрослыми  и сверстниками, потеря статуса школьника, выпадение из образовательного пространства, высокая вероятность профессиональных и личностных неудач в дальнейшем, «застревание» в асоциальном  сообществе актуализируют социальную, практическую и научную значимость социальной реабилитации детей и  подростков беспризорников [13, с. 6].

     Значительное  место в изучении проблем детской и подростковой беспризорности занимают исследования отечественных ученых Л.С.Алексеевой, О.А.Ахвердовой, М.И.Буянова, Ж.М.Глозмана, Л.А.Гриценко,

B.И.Зубкова,  В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинского,  А.С.Макаренко, C.М.Никитина, В.В.Павловой, А.Е.Рацимора, В.И.Свидерского, С.Степанова, Б.Ш.Ширгалина и других. Изучением педагогических аспектов социальной реабилитации беспризорных детей и подростков занимались Е.Б.Бреева, В.Н.Гуров, Д.В.Гуров, Г.М.Иващенко, Е.Н.Ким, И.Б.Котова, А.Д.Кошелева, В.А Сысенко, С.Стивенсон, К.Д.Ушинский, А.Ф.Шадура, B.И.Ширинский, Е.Н.Шиянов. Специфика отклонений в поведении беспризорных с точки зрения психологии показана в работах М.А.Алемаскина, С.А.Беличевой, Л.М.Зюбина, А.Г.Ковалева, Т.Д.Молодцовой, Д.И.Фельдштейна и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш.Ахияров, В.Г.Баженов, В.Г.Бочарова, Ю.В.Гербеев, Н.В.Квитковская, Э.Г.Костяшкин, А.И.Кочетов, И.А.Невский, А.И.Островский, И.В.Павлов, Ю.И.Юричка, Н.В.Ялпаева.

     Социологические аспекты раскрываемой проблемы отражены в социологических исследованиях  Ю.Н.Крупка, Ф.А.Лопушанского, К.К.Матвеева, Н.Смелзера, И.К.Туркевич, Ф.Э.Шэреги, В.А.Ядова  и др.

     Несмотря  на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, в целом технологические аспекты реабилитации беспризорных детей и подростков остаются недостаточно изученными, что затрудняет поиск мер по социальной адаптации и социализации беспризорников. Это порождает ряд противоречий между имеющимися теоретическими и практическими разработками и меняющимися объективными потребностями социально-педагогической практики.

      Объектом  работы являются беспризорные дети и  подростки.

      Предметом – технология социальной работы с  беспризорными детьми и подростками.

     Таким образом, целью нашего исследования является изучение и анализ технологии социальной работы с беспризорными  детьми и подростками.

      Задачи:

  1. Исследовать феномен беспризорности в современной России.
  2. Изучить социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков.
  3. Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с беспризорными детьми и подростками.
  4. Исследовать технологию профилактики беспризорности среди детей и подростков.
  5. Проанализировать технологию социальной адаптации беспризорных детей и подростков.
  6. Описать технологию реабилитации беспризорных детей и подростков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ                                                 

    1. Феномен беспризорности в современной России      

     Социальные  потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа беспризорных детей. Современная  социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется  высокой нестабильностью, низкими  доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.

     Проблема  беспризорности несовершеннолетних волнует  многих современных авторов. По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с беспризорностью и сопутствующими ей наркоманией, проституцией, преступностью  пока слабо осознается обществом  как катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч, примерно 10% из них погибают.

     До  распада СССР проблема детской беспризорности казалась настолько забытой для  России, что большинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким  упоминанием об этом факте. В 90-х  годах XX века проблема беспризорности оказалась актуальной как для  России, так и для других «новых независимых государств», возникших  в бывших республиках СССР. По России покатилась четвертая за этот век  волна беспризорности.

     Если  сравнить современных беспризорников с детьми Великой Отечественной  войны, то оказывается, что такого «беспредела», который творится в отношении  детей сегодня, в блокадном Ленинграде не было. Как отмечает В. Шкварко, по улицам не бродили брошенные на произвол судьбы, просящие милостыню, дети. В  городе царила обстановка доброты, взаимовыручки, самоотверженной заботы о спасении детей. Дети Победы, пройдя суровую  школу жизни военных лет, были в большинстве своем жизнедеятельны и трудолюбивы, отличались усердием и дисциплинированностью, инициативностью  и раскованностью. Эти качества широко распахнули перед многими из них  двери в творческую деятельность, науку, технику, культуру и искусство. Российским детям на рубеже двух тысячелетий  выпала столь тяжкая доля, что их впору назвать «детьми Беды».

     Многие  дети становятся объектом насилия и  торговли, вовлечены в наркотический  кругооборот, становясь нередко  жертвами губительного зелья. Большое  число несовершеннолетних российских граждан брошены родителями и  обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем  попрошайничества, мелких преступлений и проституции [16, c.75].

     К проблеме беспризорности обращается и  Е.Г. Слуцкий, который отмечает, что  ни одна официальная служба не располагает  точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты  же считают, что в каждом крупном  городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По некоторым  данным в Москве насчитывается около 60 тысяч беспризорных детей. По разным источникам, число беспризорных детей  в России, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других –  от полутора до двух миллионов. Такая  неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими  причинами, в частности, трудностями  при их выявлении и учете.

     К концу перестройки по мере ухудшения  экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число  детей, оставшихся без присмотра  родителей, стало расти. Среди них  все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в  неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни.

     Причиной  увеличения числа беспризорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

     Определенное  влияние на развитие беспризорности оказывает также свертывание  инфраструктуры, обслуживающей отдых  детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

     Социально-психологические  причины беспризорности (они часто  выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением  числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата  в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

     Причины возрастающей беспризорности детей  и подростков коренятся, главным  образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных  семей, из которых дети вытесняются  на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за беспризорность, занимался попрошайничеством.

     Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в  результате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка  передаются 30, «отбираются» у нерадивых  родителей –  32, убегают из дома – 237. Рождаясь в неблагополучной  семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных  потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих [19, c.89].

     Именно  семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в беспризорности несовершеннолетних.

Информация о работе Беспризорные дети