Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа
Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Феномен беспризорности в современной России 6
1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11
1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27
2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей
и подростков 30
2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей
и подростков 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1.
Феномен беспризорности в
1.2.
Социально-психологический
1.3.
Нормативно-правовая база
ГЛАВА
II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ
БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1.
Технология социальной
2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей
и подростков
2.3.
Технология социальной
и подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.
Современный термин «беспризорный» достаточно ограничен в применении, и даже если подразумевать под ним и безнадзорных, то все равно мы упустим большие и важные группы детей, терпящих бедствие и нуждающихся в защите. Поэтому в этой работе под термином «беспризорные» мы будем понимать тех детей, кто по той или иной причине оказался в аномальной социальной ситуации, в которой они лишены условий для нормального духовного, психического и физического развития [15, с. 8].
Проблема
беспризорности на сегодняшний день
действительно стоит очень
Увеличение
числа детей-беспризорников, нуждающихся
в государственной опеке, требует
разработки мероприятий воспитательного
и обучающего характера, развития сети
учреждений для психолого-педагогической
реабилитации таких детей. Отсутствие
практики положительных межличностных
взаимоотношений с взрослыми
и сверстниками, потеря статуса школьника,
выпадение из образовательного пространства,
высокая вероятность
Значительное место в изучении проблем детской и подростковой беспризорности занимают исследования отечественных ученых Л.С.Алексеевой, О.А.Ахвердовой, М.И.Буянова, Ж.М.Глозмана, Л.А.Гриценко,
B.И.Зубкова,
В.Ф.Кондратишко, П.И.
Социологические
аспекты раскрываемой проблемы отражены
в социологических
Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, в целом технологические аспекты реабилитации беспризорных детей и подростков остаются недостаточно изученными, что затрудняет поиск мер по социальной адаптации и социализации беспризорников. Это порождает ряд противоречий между имеющимися теоретическими и практическими разработками и меняющимися объективными потребностями социально-педагогической практики.
Объектом работы являются беспризорные дети и подростки.
Предметом – технология социальной работы с беспризорными детьми и подростками.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение и анализ технологии социальной работы с беспризорными детьми и подростками.
Задачи:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.
Проблема
беспризорности несовершеннолетних волнует
многих современных авторов. По мнению
Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России
с беспризорностью и
До распада СССР проблема детской беспризорности казалась настолько забытой для России, что большинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким упоминанием об этом факте. В 90-х годах XX века проблема беспризорности оказалась актуальной как для России, так и для других «новых независимых государств», возникших в бывших республиках СССР. По России покатилась четвертая за этот век волна беспризорности.
Если
сравнить современных беспризорников
с детьми Великой Отечественной
войны, то оказывается, что такого «беспредела»,
который творится в отношении
детей сегодня, в блокадном Ленинграде
не было. Как отмечает В. Шкварко, по
улицам не бродили брошенные на произвол
судьбы, просящие милостыню, дети. В
городе царила обстановка доброты, взаимовыручки,
самоотверженной заботы о спасении
детей. Дети Победы, пройдя суровую
школу жизни военных лет, были
в большинстве своем
Многие дети становятся объектом насилия и торговли, вовлечены в наркотический кругооборот, становясь нередко жертвами губительного зелья. Большое число несовершеннолетних российских граждан брошены родителями и обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем попрошайничества, мелких преступлений и проституции [16, c.75].
К проблеме беспризорности обращается и Е.Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По некоторым данным в Москве насчитывается около 60 тысяч беспризорных детей. По разным источникам, число беспризорных детей в России, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других – от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.
К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни.
Причиной увеличения числа беспризорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.
Определенное влияние на развитие беспризорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.
Социально-
Причины
возрастающей беспризорности детей
и подростков коренятся, главным
образом, в условиях жизни многих
российских семей. Тяжелое материальное
положение большинства
Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих [19, c.89].
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в беспризорности несовершеннолетних.