Беспризорные дети

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Беспризорность существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Феномен беспризорности в современной России 6

1.2. Социально-психологический портрет беспризорных детей и подростков 11

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными детьми и подростками 16

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 27

2.1. Технология социальной профилактики беспризорных детей и подростков 27

2.2. Технология социальной реабилитации беспризорных детей

и подростков 30

2.3. Технология социальной адаптации беспризорности среди детей

и подростков 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

     Вывод: без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается. Для них характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман. 

     1.3.  Нормативно-правовая база социальной  работы с беспризорными детьми  и подростками

     В последние годы в нашей стране к социальному положению детей  приковано пристальное внимание со стороны государства и общества, например, недавно прошёл «год ребёнка». Происходят определенные позитивные изменения  на политическом, законодательном, программно-целевом  и организационно-управленческом уровнях  по реализации в РФ требований Конвенции  о правах ребёнка.

     Принятая  Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года Конвенция о правах ребёнка, признает ребёнком каждого человека до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает  детей как особую социально-демографическую  группу населения, нуждающуюся в  специальной системе защиты, считая необходимым создание благоприятных  условий для выживания, здорового  и гармоничного развития каждого  ребенка как личности, считая его  самостоятельным субъектом права. Конвенция о правах ребёнка не только подчёркивает приоритет интересов  ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость  особой заботы и государства и  общества о социально депривированных  группах детей: сиротах, социальных сиротах, инвалидах, детях-беженцах, беспризорных детях, детях-правонарушителях [1].

     В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6]. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

     Доминирующее  положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного  законодательства. В настоящее время  оно существенно обновлено (8 декабря 1995 г. Государственной Думой принят новый Семейный кодекс [3], который вступил в силу с 1 марта 1996). В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

     Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в  семью (на усыновление/удочерение, под  опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой  возможности в соответствующие  учреждения для детей-сирот или  детей, оставшихся без попечения  родителей. Законодательство, таким  образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и  создающим оптимальные условия  для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, Семейный кодекс, другими  правовыми актами.

     Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях  по защите детей сирот, и детей  оставшихся без попечения родителей» [5] определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.

     Социальная  поддержка, предоставляемая этим Законом  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество  и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, вправе получать бесплатно  второе профессиональное начальное  образование. Детям до окончания  обучения выплачивается ежегодное  пособие на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.

     Федеральный Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты). Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.

     Согласно  закону профилактика беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

     В систему профилактики беспризорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  была утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика беспризорности правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы) [8]. Реализация данной федеральной целевой программы позволила частично уменьшить остроту проблем детской беспризорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы стало увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики беспризорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с беспризорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Предполагается, что реализация Программы позволит стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.

     Постановлением  Правительства РФ утверждена Федеральная  целевая программа «Дети-сироты» [9]. Целью данной программы являлось предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети-сироты» предусматривала формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

     На  основе федеральной целевой программы «дети-сироты» начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей-сирот - помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

     Намечается  внедрение системы учета детей-сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка  на воспитание, обеспечение психолого-педагогического  сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование  оплаты труда приемных родителей.

     Правительство Российской Федерации утвердило  примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации [10]. В своей деятельности центры руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» [11] регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Информация о работе Беспризорные дети