Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:24, курсовая работа
В сентябре 2003 г. в Берлине Россия подписала Болонскую декларацию. Этой декларацией были провозглашены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность, востребованность на рынке труда. Были определены принципы и методы достижения поставленных целей, а именно: введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании; введение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр); внедрение системы кредитов, или зачетных единиц; обеспечение сопоставимого качества образования. Сегодня с Болонским процессом непосредственно связан целый ряд российских вузов и среди них – Альметьевский государственный нефтяной институт.
В настоящее время внедрение балльно-рейтинговой системы связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовки квалифиц
ГЛАВА 1. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы:
теоретико-методологический анализ…………………………….4
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………….........4
1.2 Определение объекта и предмета СИ…………………………………….....9
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………….……...9
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………...10
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий….11-12
1.6 Обоснование выборки………………………………………………………12
1.7 Обоснование методов сбора социологической информации…………….13
1.8 Календарный план ………………………………………………………….13
Метод обработки данных……………………………………………..……13
ГЛАВА 2. Отчет по проведенному социологическому
исследованию……………………………………………………….14
2.1 Таблица результатов социологического исследования…………...…......14
Описание и интерпретация результатов исследования по задачам..........22
Выводы по гипотезам……………………………………………...….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………....…...412.
5 Методические рекомендации………………………………………….…...42
2.6 Практические рекомендации…………………………………………........42
2.7 Приложение 1.Анкета……………………………………………….…......43
2.8 Приложение 2.Интервью……………………………………………….......49
2.9 Список литературы………………………………………………….….......55
График построен по следующему вопросу:
Каково Ваше отношение к введению балльно-рейтинговой системы?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каково Ваше отношение к введению балльно-рейтинговой системы?»
Описание результатов. Как показал опрос, большая часть всех опрошенных положительно относится к введению балльно-рейтинговой системы. 40% система упрощает процесс аттестации, а 1/4 части повышает уровень мотивации и активности. Но столько же (23%) считают, что система не отражает реальных знаний, а 12% полагают, что неотработанна процедура работы с неуспевающими студентами. Респонденты I и II курсов положительно относятся к системе: у 38% студентов облегчается процесс аттестации, у 1/3 части опрошенных повышается мотивация к учебе. И только 20% полагают, что система не отражает реальные знания, а 10% озабочены процедурой работы с неуспевающими студентами. 42% респондентов III и IV курсов относятся положительно из-за аттестации, 26% отрицательно из-за неотражения реальных знаний, остальные варианты выбрали примерно по 15%.
График построен по следующему вопросу:
Знаете ли Вы, какова цель введения балльно-рейтинговой системы?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы, какова цель введения балльно-рейтинговой системы?»
Описание результатов. По полученным в результате исследования, данным, половина всех опрошенных имеют представление о цели введения балльно-рейтинговой системы. Причем студенты I и II курсов в большей мере ознакомлены с этой целью, чем студенты III и IV курсов.
График построен по следующему вопросу:
Если да, то укажите ее.
Ответы распределились следующим образом:
Рис.8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если да, то укажите ее.»
Описание результатов. Исследование показало, что цель введения системы студентам известна, т.к. 19% всех опрошенных выбрали верный ответ. Остальные неправильные варианты выбрало чуть меньшее кол-во респондентов - 13% и 14% от всех опрошенных. Эта зависимость сохраняется и для респондентов I и II; III и IV курсов. В первом случае правильно определили цель 39,3%, во втором 36,3%.
График построен по следующему вопросу:
Знаете ли Вы основную цель Болонского соглашения?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы основную цель Болонского соглашения?»
Описание результатов. В результате исследования было выявлено, что большая часть опрошенных не знает цель Болонского соглашения, к сожалению только 1/5 опрошенных имеют представление о этой цели, столько же ошибочно полагают, что целью является введение балльно-рейтинговой системы. 44% респондентов I и II курсов не знают о цели, 1/4 опрошенных ошибочно связывают цель с балльно-рейтинговой системой и лишь 22% ответили верно. Большинство респондентов III и IV курсов не имеют представления об этой цели, правильно ответили только 16% опрошенных, остальные ответы выбрали примерно по 13%.
Вывод по задаче № 2: 2/3 опрошенных положительно относятся к введению балльно-рейтинговой системы, полагая, что она повышает уровень мотивации и активности, облегчает процесс аттестации. Лишь 1/3 считают что система неотработанна и не отображает реальных знаний студентов. Больше половины респондентов негативно относятся к делению учебной программы на модули, из-за затруднительного прохождения тестов по предметам в течении краткого периода времени.
Задача №3. Выявить достоинства и недостатки балльно-рейтинговой системы.
Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы
№ 18, №21.
График построен по следующему вопросу:
Успеваете
ли Вы набирать в течение
семестра минимальное
Ответы распределились следующим образом:
Рис.10. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Успеваете ли Вы набирать в течение семестра минимальное количество баллов, необходимых для допуска на экзамен?»
Описание результатов. Как показал опрос, половина опрошенных успевает набирать баллы по большинству предметам, а 1/4 всех респондентов успевают набрать баллы по всем предметам и столько же только по некоторым. Большинство респондентов I и II курсов успевают набрать баллы по большинству предметам, а 1/5 часть успевает по всем, либо только по некоторым. 38% опрошенных от III и IV курсов успевает по большинству предметам, 1/3 по всем, 1/4 – только по некоторым.
График построен по следующему вопросу:
Некоторые считают, что процедура набора баллов неуспевающими студентами не отработана. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.11. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Некоторые считают, что процедура набора баллов неуспевающими студентами не отработана. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?»
Описание результатов. Исследование показало, что большинство респондентов согласно с этим утверждением, а именно 64% от всех опрошенных, что составляет 62% от I и II курсов и 66% III и IV курсов.
Вывод по задачи №3: Опрос показал, что половина респондентов успевает набрать баллы по большинству предметам, а 1/4 по всем. Отсюда следует, что балльно-рейтинговой системы облегчает процесс аттестации. 2/3 респондентов считают недостатком балльно-рейтинговой системы неотработанность системы работы с неуспевающими студентами.
Задача №4. Сформулировать рекомендации по совершенствованию балльно-рейтинговой системы.
Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы №19, №25
График построен по следующему вопросу:
Что бы вы дополнили (изменили) в балльно-рейтинговой системе?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.12. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что бы вы дополнили (изменили) в балльно-рейтинговой системе?»
Описание результатов. Как показало исследование, 38% всех опрошенных ввели бы поощрения студентам, 38% ввели бы дополнительное время для набора баллов, а 1/4 часть желала бы иметь возможность использовать традиционную оценку знаний по некоторым дисциплинам. Большинство респондентов I и II курсов ввели бы поощрения, 1/3 часть за дополнительные часы для набора баллов и 16% за возможность традиционной отметки. 42% опрошенных от III и IV курсов за дополнительные часы для набора баллов, 1/3 за возможность традиционной отметки и 1/4 за поощрения студентам.
График построен по следующему вопросу:
Отменить балльно-рейтинговую систему нельзя в связи с подписанием Болонского соглашения. Если бы у вас была возможность её усовершенствовать , то какие меры Вы бы приняли?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.13. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если бы у вас была возможность усовершенствовать балльно-рейтинговую систему, то какие меры Вы бы приняли?»
Описание результатов. По полученным данным видно, что 1/3 респондентов хотят получать «автомат» на экзамене, при условии набора максимального количества баллов, 1/3 хотят иметь возможность традиционной оценки знаний по некоторым предметам. 27% респондентов желают получать повышенную стипендию, при условии, что имеют высокий рейтинг.
Вывод по задачи № 4: По мнению студентов, полученных в результате исследования было выявлено, что для усовершенствования БРС необходимо повысить стипендии студентам, которые занимают первые места в рейтинге и ввести дополнительные баллы или экзамен «автоматом» студентам, набравшим наибольшее количество баллов.
2.3 Выводы по гипотезам
Гипотеза 1. Балльно-рейтинговая система обеспечивает комплексную оценку учебной работы студентов, повышает уровень дисциплинированности и активности студентов, улучшает посещаемость – подтвердилась.
Рис.14. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Существует мнение, что балльно-рейтинговая система повышает активность студентов на занятиях. Согласны ли Вы с этим мнением?»
Вывод: По итогам исследования мы выяснили, что почти половина респондентов скорее согласно, чем нет; 27% безусловно согласно. И только 17% скорее несогласно, чем согласно. Гипотеза подтвердилась.
Гипотеза 2. Балльно-рейтинговая система повышает объективность оценки работы студентов преподавателями. – опровергнута.
Для подтверждения данной гипотезы в анкету были введены вопросы №7, №22, №24.
График построен по следующему вопросу:
Некоторые считают, что БРС даёт объективную оценку Вашей успеваемости. Согласны ли Вы с этим мнением?
Рис.15. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Некоторые считают, что БРС даёт объективную оценку Вашей успеваемости. Согласны ли Вы с этим мнением?»
Вывод: В результате исследования выяснилось, что большинство респондентов не верит в способность системы давать объективные оценки уровню знаний.
График построен по следующему вопросу:
Считаете ли Вы оправданным возможность снятия баллов преподавателями за несвоевременное выполнение заданий?
Рис.16. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы оправданным возможность снятия баллов преподавателями за несвоевременное выполнение заданий?»
Вывод: исследование показало, что 41% полностью несогласны с возможностью снятия баллов за несвоевременное выполнения заданий, 28% скорее несогласны, 14% скорее согласны и лишь 11% полностью согласны.
График построен по следующему вопросу:
Как Вы считаете, преподаватель обеспечивает равные возможности получения каждым студентом необходимого количества баллов?
Рис.17. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, преподаватель обеспечивает равные возможности получения каждым студентом необходимого количества баллов?»
Вывод: исследование показало, что мнение респондентов разделилось практически пополам. 51% считает, что все имеют равные возможности; 48% полагают, что некоторые имеют привилегии.
Гипотеза 3. Балльно-рейтинговая система упрощает процесс аттестации студентов – подтвердилась.
Для подтверждения данной гипотезы в анкету были введены вопросы №13, №20, №23.
График построен по следующему вопросу:
Облегчила ли Вам автоматизированная система «Деканат» контроль за своими баллами?
Рис.18. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Облегчила ли Вам автоматизированная система «Деканат» контроль за своими баллами?»
Вывод: исследование показало, что большинству респондентов автоматизированная система Деканат облегчила контроль за своими баллами, лишь 22% ответили отказом.
График построен по следующему вопросу:
Упрощает ли балльно-рейтинговая система процесс аттестации (получение зачетов, прохождение экзаменов)?
Рис.19. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Упрощает ли балльно-рейтинговая система процесс аттестации (получение зачетов, прохождение экзаменов)?»
Вывод: исследование показало, что большинство респондентов считают, что балльно-рейтинговая система упрощает процесс аттестации. Лишь 1/3 часть всех опрошенных не думает так.
График построен по следующему вопросу:
Удобно ли для Вас сдавать экзамен в тестовой форме?
Рис.20. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Удобно ли для Вас сдавать экзамен в тестовой форме?»
Вывод: исследование показало, что большинству удобней сдавать экзамен в тестовой форме, лишь 28% предпочтут традиционную сдачу экзаменов.
Гипотеза 4. Балльно-рейтинговая система усиливает мотивацию студентов к освоению образовательных программ. – опровергнута.
Для подтверждения данной гипотезы в анкету были введены вопросы №12, №14.
График построен по следующему вопросу:
Часто ли Вы следите за своим рейтингом (в группе, по курсу)?
Рис.21. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Часто ли Вы следите за своим рейтингом (в группе, по курсу)?»
Вывод: исследование показало, что 42% следят за рейтингом 1-2 раза в неделю, 1/4 часть опрошенных не следит за рейтингом, 23% - 3-5 раз в неделю и каждый десятый следит ежедневно.
График построен по следующему вопросу:
Имеет ли для Вас значение место, занимаемое в рейтинге?
Рис.22. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Имеет ли для Вас значение место, занимаемое в рейтинге?»
Вывод: исследование показало, что для 2/3 опрошенных абсолютно безразлично место, занимаемое в рейтинге. Лишь 1/3 активно занимается для его улучшения.
2.4 Заключение