Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:24, курсовая работа
В сентябре 2003 г. в Берлине Россия подписала Болонскую декларацию. Этой декларацией были провозглашены три основные цели стран-участниц: международная конкурентоспособность, мобильность, востребованность на рынке труда. Были определены принципы и методы достижения поставленных целей, а именно: введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании; введение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр); внедрение системы кредитов, или зачетных единиц; обеспечение сопоставимого качества образования. Сегодня с Болонским процессом непосредственно связан целый ряд российских вузов и среди них – Альметьевский государственный нефтяной институт.
В настоящее время внедрение балльно-рейтинговой системы связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовки квалифиц
ГЛАВА 1. Преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы:
теоретико-методологический анализ…………………………….4
1.1 Описание проблемной ситуации……………………………………….........4
1.2 Определение объекта и предмета СИ…………………………………….....9
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………….……...9
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………...10
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий….11-12
1.6 Обоснование выборки………………………………………………………12
1.7 Обоснование методов сбора социологической информации…………….13
1.8 Календарный план ………………………………………………………….13
Метод обработки данных……………………………………………..……13
ГЛАВА 2. Отчет по проведенному социологическому
исследованию……………………………………………………….14
2.1 Таблица результатов социологического исследования…………...…......14
Описание и интерпретация результатов исследования по задачам..........22
Выводы по гипотезам……………………………………………...….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………....…...412.
5 Методические рекомендации………………………………………….…...42
2.6 Практические рекомендации…………………………………………........42
2.7 Приложение 1.Анкета……………………………………………….…......43
2.8 Приложение 2.Интервью……………………………………………….......49
2.9 Список литературы………………………………………………….….......55
При защите отчета учитываются:
2.3.7. Экзамены проводятся во время экзаменационных сессий в соответствии с расписанием. Экзамены могут приниматься в устной, письменной или тестовой форме. В случае сдачи экзамена в тестовой форме, для контроля хода экзамена заведующим кафедрой назначается комиссия в составе трех преподавателей данной кафедры, включая лектора.
Поэтому, основная проблема заключается в противоречии использования балльно-рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов для определения уровня знаний; выявлении ее достоинств и недостатков.
1.2.Определение
объекта и предмета
Объект социологического исследования:
студенты Альметьевского государственного нефтяного института: первый и второй; третий и четвертый курс.
Предмет социологического исследования:
преимущества и недостатки БРС.
1.3.Определение цели и задач социологического исследования
Цель социологического исследования:
определить положительные
и отрицательные стороны
Задачи социологического исследования:
1. Определить значение балльно-рейтинговой системы для студентов АГНИ:
а) влияние БРС на успеваемость.
б) влияние БРС на посещаемость.
в) повышение активности, как следствие введения БРС.
г) формирование
у студентов мотивации к
2. Выявить отношение студентов к введению балльно-рейтинговой системы.
3. Выявить достоинства и недостатки балльно-рейтинговой системы.
4. Сформулировать
рекомендации по совершенствова
1.4.Формулировка гипотез
1) Балльно-рейтинговая
система обеспечивает
2) Балльно-рейтинговая система повышает объективность оценки работы студентов преподавателями.
3) Балльно-рейтинговая система упрощает процесс аттестации студентов.
4) Балльно-рейтинговая система усиливает мотивацию студентов к освоению образовательных программ.
Балл – 1. Единица оценки степени, силы какого-нибудь физического явления (спец.) 2. Цифровая отметка успехов (в учебных заведениях, в спорте)6.
Рейтинг – показатель популярности какого-нибудь лица, а также фильма, представления, периодического издания; степень такой популярности.7
Система – 1. Определенный порядок в расположении и связи действий. 2. Форма организации чего-нибудь. 3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. 4. Общественный строй, форма общественного устройства. 5. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое. 6. Техническое устройств, конструкция. 7. То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.)8
Балльно-рейтинговая система - это комплекс определённых расчётов и положений, в котором все результаты контролируемых видов деятельности студентов при изучении дисциплины в целом или её части (модуля) оцениваются в количественных единицах (баллах).
Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися.9
Модуль – 1. В точных науках: название некоторых коэффициентов, каких-нибудь величин (спец.) 2. Сложный инженерный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве. 3. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации.10
Тест - пробное задание, исследование, испытание (спец.)11
Объективная оценка – непредвзятая, беспристрастная оценка, не зависящая от чьей-нибудь воли.12
Эмпирическая интерпретация основных понятий
В качестве основных недостатков БРС в данном исследовании рассматриваются следующие:
а) неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.
б) неотработанна
система дополнительного
в) не отражает реальных знаний студентов.
г) не учитывает специфики преподавания отдельных дисциплин.
В качестве основных достоинств БРС в данном исследовании рассматриваются следующие:
а) обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов.
б) повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости.
в) упрощение процесса аттестации студентов (получение зачётов).
г) минимизация человеческого фактора.
В нашем социологическом исследовании генеральную совокупность представляли студенты АГНИ различных курсов: первого и второго; третьего и четвертого. Всего будет опрошено 100 человек, по 50 из каждой категории.
Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим обратить внимание Администрации (правительства) на проблемы студентов, связанные с введением балльно-рейтинговой системы, а также на выявленные меры улучшения сложившейся ситуации в этой системе.
№ п/п |
Месяц |
Тип работы |
1 |
Февраль |
Выбор темы |
2 |
Март |
Составление методологической части исследования (разработка цели, задач, гипотез и т.д.) |
3 |
Апрель |
Проведение анкетирования |
4 |
Апрель |
Обработка результатов |
5 |
Май |
Написание отчета |
Обработка данных будет проводиться с помощью программного пакета MicrosoftÒ Office – программ Microsoft Excel и Microsoft Word. Варианты ответов будут пронумерованы и будет произведен подсчет числа респондентов, выбравших определенный вариант. Результаты будут сведены в таблицы. По данным наиболее важных вопросов будут построены диаграммы.
Отчет по проведенному социологическому исследованию.
2.1. Таблица результатов социологического исследования.
Таблица 1.
Варианты ответов |
Первый и второй курс 50 |
Третий и четвертый курс 50 |
Всего 100 | |||||
Ознакомлены ли Вы с положением о балльно-рейтинговой системе (БРС) в нашем институте? | ||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во | ||||
а) ознакомлен(а) хорошо |
34 |
68 |
32 |
64 |
66 | |||
б) поверхностно ознакомлен(а) |
11 |
22 |
15 |
30 |
26 | |||
в) не ознакомлен(а) |
5 |
10 |
3 |
6 |
8 | |||
2) Влияет ли балльно-рейтинговая система на Вашу успеваемость? | ||||||||
а) да, влияет в лучшую сторону |
27 |
54 |
19 |
38 |
36 | |||
б) да, влияет в худшую сторону |
8 |
16 |
20 |
40 |
28 | |||
в) нет, совсем не влияет |
11 |
22 |
10 |
20 |
21 | |||
г) свой вариант |
4 |
8 |
1 |
2 |
5 | |||
3) На Ваш взгляд, удобно ли деление учебной программы на модули? | ||||||||
а) да, деление на модули позволяет грамотно распределять время для подготовки |
18 |
36 |
12 |
24 |
30 | |||
б) да, деление на модули способствует лучшему усвоению учебной программы |
10 |
20 |
6 |
12 |
16 | |||
в) нет, деление на модули усложняет учебный процесс, т.к. во время завершения модуля приходиться проходить тесты по всем предметам в течение краткого периода времени (1-2 недели) |
22 |
44 |
32 |
64 |
54 | |||
г) свой вариант |
- |
0 |
- |
0 |
0 | |||
4) БРС предусматривает дополнительные часы для самостоятельной работы дома. Как часто Вы занимаетесь дома в среднем за неделю? | ||||||||
а) более 12 часов |
2 |
4 |
3 |
6 |
5 | |||
б) 8-12 часов |
12 |
24 |
9 |
18 |
21 | |||
в) 4-8 часов |
18 |
36 |
14 |
28 |
32 | |||
г) менее 4х часов |
13 |
26 |
18 |
36 |
31 | |||
д) совсем не занимаюсь дома |
5 |
10 |
6 |
12 |
11 | |||
е) свой вариант |
- |
0 |
- |
0 |
0 | |||
5) Облегчает ли Вам подготовка к тестам сдачу экзаменов? | ||||||||
а) да, перед экзаменом нужно только повторить |
22 |
44 |
18 |
36 |
40 | |||
б) нет, необходимо учить всё заново |
28 |
56 |
31 |
62 |
59 | |||
в) свой вариант |
- |
0 |
1 |
2 |
1 | |||
6) Существует мнение, что балльно-рейтинговая система повышает активность студентов на занятиях. Согласны ли Вы с этим мнением? | ||||||||
а) да, безусловно |
17 |
34 |
10 |
20 |
27 | |||
б) скорее да, чем нет |
25 |
50 |
24 |
48 |
49 | |||
в) скорее нет, чем да |
7 |
14 |
10 |
20 |
17 | |||
г) нет |
1 |
2 |
5 |
10 |
6 | |||
д) свой вариант |
- |
0 |
1 |
2 |
1 | |||
7) Некоторые считают, что БРС даёт объективную оценку Вашей успеваемости. Согласны ли Вы с этим мнением? | ||||||||
а) скорее да, так как минимизируется человеческий фактор |
21 |
42 |
13 |
26 |
34 | |||
б) скорее нет, так как существуют недоработки БРС (сложно организована и трудна для понимания; не учитывает специфики преподавания отдельных дисциплин и т.д.) |
29 |
58 |
37 |
74 |
66 | |||
в) свой вариант |
- |
0 |
- |
0 |
0 | |||
8) Каково Ваше отношение к введению балльно-рейтинговой системы? | ||||||||
а) положительное, т.к. она повышает уровень мотивации и активности, улучшает посещаемость |
15 |
30 |
8 |
16 |
23 | |||
б) положительное, т.к. она упрощает процесс аттестации (получение зачетов) |
19 |
38 |
21 |
42 |
40 | |||
в) отрицательное, т.к. процедура работы с неуспевающими студентами неотработанна |
5 |
10 |
7 |
14 |
12 | |||
г) отрицательное, т.к. система не отражает реальных знаний студентов |
10 |
20 |
13 |
26 |
23 | |||
д) свой вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 | |||
9) Знаете ли Вы, какова цель введения балльно-рейтинговой системы? | ||||||||
а) да |
28 |
56 |
22 |
44 |
50 | |||
б) нет |
22 |
44 |
28 |
56 |
50 | |||
10) Если да, то укажите ее. | ||||||||
а) облегчение степени нагрузки как преподавателя, так и студента |
7 |
25 |
6 |
27,3 |
26 | |||
б) определение уровня знаний студентов по изучаемым дисциплинам |
11 |
39,3 |
8 |
36,3 |
38 | |||
в) минимизация человеческого фактора |
8 |
28,6 |
6 |
27,3 |
28 | |||
г) упрощение системы аттестации |
2 |
7,1 |
2 |
9,1 |
8 | |||
11) 19 июня 1999г.
в г. Болонья министрами | ||||||||
а) поднятие среднего уровня образования в Европе |
4 |
8 |
6 |
12 |
10 | |||
б) введение балльно-рейтинговой системы |
13 |
26 |
7 |
14 |
20 | |||
в) создание единого европейского пространства высшего образования |
11 |
22 |
8 |
16 |
19 | |||
г) не знаю |
22 |
44 |
29 |
58 |
51 | |||
12) Часто ли Вы следите за своим рейтингом (в группе, по курсу)? | ||||||||
а) ежедневно |
8 |
16 |
2 |
4 |
10 | |||
б) 3-5 раза в неделю |
13 |
26 |
10 |
20 |
23 | |||
в) 1-2 раза в неделю |
17 |
34 |
25 |
50 |
42 | |||
г) не слежу за рейтингом |
12 |
24 |
13 |
26 |
25 | |||
13) Облегчила
ли Вам автоматизированная | ||||||||
а) да |
42 |
84 |
33 |
66 |
75 | |||
б) нет |
8 |
16 |
14 |
28 |
22 | |||
в) свой вариант |
- |
0 |
3 |
6 |
3 | |||
14) Имеет ли
для Вас значение место, | ||||||||
а) да, много занимаюсь для его улучшения |
22 |
44 |
11 |
22 |
33 | |||
б) нет, мне всё равно |
27 |
54 |
39 |
78 |
66 | |||
в) свой вариант |
1 |
2 |
- |
0 |
1 | |||
15) Знакомят
ли Вас, чаще всего, | ||||||||
а) ознакамливают на первом занятии |
27 |
54 |
19 |
38 |
46 | |||
б) особенности выявляются в процессе набора баллов |
10 |
20 |
18 |
36 |
28 | |||
в) вынуждены сами интересоваться у преподавателя |
9 |
18 |
10 |
20 |
19 | |||
г) не ознакамливают |
4 |
8 |
3 |
6 |
7 | |||
д) свой вариант |
- |
0 |
- |
0 |
0 | |||
16) Своевременно ли большинство преподавателей проставляют Вам баллы? | ||||||||
а) да, сразу на следующий день после выполнения определенной работы |
2 |
4 |
5 |
10 |
7 | |||
б) да, в течение недели |
31 |
62 |
27 |
54 |
58 | |||
в) нет, только в конце семестра |
12 |
24 |
16 |
32 |
28 | |||
г) свой вариант |
5 |
10 |
2 |
4 |
7 | |||
17) Пользуются
ли преподаватели системой | ||||||||
а) большинство использует |
9 |
18 |
13 |
26 |
22 | |||
б) меньшинство использует |
29 |
58 |
26 |
52 |
55 | |||
в) никто не использует |
12 |
24 |
10 |
20 |
22 | |||
г) свой вариант |
- |
0 |
1 |
2 |
1 | |||
18) Успеваете
ли Вы набирать в течение
семестра минимальное | ||||||||
а) успеваю по всем предметам |
10 |
20 |
15 |
30 |
25 | |||
б) успеваю по большинству предметам |
29 |
58 |
19 |
38 |
48 | |||
в) успеваю только по некоторым предметам |
11 |
22 |
12 |
24 |
23 | |||
г) не успеваю |
- |
0 |
4 |
8 |
4 | |||
19) Что бы вы дополнили (изменили) в балльно-рейтинговой системе? | ||||||||
а) введение поощрения студентам, которые набирают максимально возможное кол-во баллов за семестр (оценка «автоматом», повышение стипендии) |
26 |
52 |
12 |
24 |
38 | |||
б) иметь возможность использовать традиционную оценку знаний по некоторым дисциплинам |
8 |
16 |
16 |
32 |
24 | |||
в) введение дополнительных часов для набора баллов неуспевающими студентами |
15 |
30 |
23 |
46 |
36 | |||
г) свой вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 | |||
20) Упрощает
ли балльно-рейтинговая | ||||||||
а) скорее да |
36 |
72 |
27 |
54 |
63 | |||
б) скорее нет |
14 |
28 |
22 |
44 |
36 | |||
в) свой вариант |
- |
0 |
1 |
2 |
1 | |||
21) Некоторые считают, что процедура набора баллов неуспевающими студентами не отработана. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? | ||||||||
а) согласен(а), неуспевающим в конце семестра дается очень мало времени для набора баллов |
31 |
62 |
33 |
66 |
64 | |||
б) не согласен(а), неуспевающие должны добирать баллы во время семестра |
18 |
36 |
16 |
32 |
34 | |||
в) свой вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 | |||
22) Считаете ли Вы оправданным возможность снятия баллов преподавателями за несвоевременное выполнение заданий? | ||||||||
а) полностью согласен(а) |
4 |
8 |
7 |
14 |
11 | |||
б) скорее согласен(а), чем не согласен(а) |
11 |
22 |
3 |
6 |
14 | |||
в) скорее не согласен(а), чем согласен(а) |
12 |
24 |
16 |
32 |
28 | |||
г) полностью не согласен(а) |
19 |
38 |
22 |
44 |
41 | |||
д) затрудняюсь ответить |
4 |
8 |
2 |
4 |
6 | |||
23) Удобно ли для Вас сдавать экзамен в тестовой форме? | ||||||||
а) да, мне легче сдать тест |
35 |
70 |
35 |
70 |
70 | |||
б) нет, мне удобней сдавать преподавателю |
14 |
28 |
14 |
28 |
28 | |||
в) свой вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 | |||
24) Как Вы считаете, преподаватель обеспечивает равные возможности получения каждым студентом необходимого количества баллов? | ||||||||
а) да, все имеют равные возможности |
25 |
50 |
26 |
52 |
51 | |||
б) нет, некоторые имеют привилегии |
24 |
48 |
24 |
48 |
48 | |||
в) свой вариант |
1 |
2 |
- |
0 |
1 | |||
25) Отменить
балльно-рейтинговую систему | ||||||||
а) повышение стипендии студентам, которые занимают первые места в рейтинге (в группе, по курсу) |
16 |
32 |
11 |
75 |
27 | |||
б) дополнительные баллы или «автомат» на экзамене студентам, набравшим наибольшее количество баллов |
30 |
60 |
21 |
42 |
33 | |||
в) в исключительных случаях (когда дисциплина преподаётся в виде нескольких лекций с зачётом, без семинаров и экзамена) не использовать балльно-рейтинговую систему оценки |
12 |
24 |
22 |
44 |
34 | |||
г) свой вариант |
1 |
2 |
- |
0 |
1 | |||
26) Вы студент: | ||||||||
а) ФНГ |
28 |
56 |
29 |
48 |
57 | |||
б) ФИМ |
10 |
20 |
10 |
20 |
20 | |||
в) ФЭА |
8 |
16 |
10 |
20 |
18 | |||
г) ФЭУ |
4 |
8 |
1 |
2 |
5 | |||
27) Студентом какого курса Вы являетесь? | ||||||||
а) I |
28 |
56 |
- |
0 |
28 | |||
б) II |
22 |
44 |
- |
0 |
22 | |||
в) III |
- |
0 |
28 |
56 |
28 | |||
г) IV |
- |
0 |
22 |
44 |
22 |
Мы провели социологическое исследование в виде анкетирования на тему «Балльно-рейтинговая система», в котором приняло участие 100 человек, из них 50% – студенты первого и второго курсов, 50% – студенты третьего и четвертого курсов.
Рис.1 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ознакомлены ли Вы с положением о балльно-рейтинговой системе (БРС)»
Исследование показало, что большинство от всех студентов хорошо ознакомлены с положением о балльно-рейтинговой системе (2/3 от всех опрошенных) и лишь 26% ознакомлены поверхностно. Эта зависимость сохраняется и отдельно по I и II; III и IV курсам. 2/3 от респондентов I и II курсов ознакомлены хорошо, 22% - поверхностно, и лишь каждый десятый не ознакомлен. 2/3 от респондентов III и IV курсов ознакомлены хорошо, 1/4 – поверхностно.
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования по задачам
Задача №1. Определить значение балльно-рейтинговой системы для студентов АГНИ:
а) влияние БРС на успеваемость.
б) влияние БРС на посещаемость.
в) повышение активности, как следствие введения БРС.
г)
формирование у студентов
Для раскрытия данной задачи в анкету были введены вопросы №2,№4,№5.
График построен по следующему вопросу:
Влияет ли балльно-рейтинговая система на Вашу успеваемость?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Влияет ли балльно-рейтинговая система на Вашу успеваемость?»
Описание результатов. Анализ полученных данных показал , что балльно-рейтинговая система влияет на большинство всех опрошенных респондентов, причем положительное и отрицательное влияния системы на респондентов примерно одинаковы. Система не влияет на 1/5 часть всех респондентов. Для чуть больше половины респондентов I и II курсов влияние положительное, а для 1/5 частей отрицательное и нейтральное. Примерно одинаковое кол-во респондентов III и IV высказались об положительном и отрицательном влиянии, а на 1/5 часть система не влияет.
График построен по следующему вопросу:
БРС предусматривает дополнительные часы для самостоятельной работы дома. Как часто Вы занимаетесь дома в среднем за неделю?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «БРС предусматривает дополнительные часы для самостоятельной работы дома. Как часто Вы занимаетесь дома в среднем за неделю?»
Описание результатов. Согласно результатам исследования, 1/3 части всех опрошенных респондентов занимаются 4-8 часов и менее 4х часов, 1/5 часть – 8-12 часов, а каждый десятый дома не занимается вообще. 1/3 часть респондентов I и II курсов занимается 4-8 часов, по 1/4 части – 8-12 и менее 4х часов. Каждый десятый дома не занимается. Примерно 1/3 респондентов III и IV занимаются меньше 4 часов, 1/4 часть – 4-8 часов, 1/5 часть – 8-12 часов. Каждый десятый дома не занимается.
График построен по следующему вопросу:
Облегчает ли Вам подготовка к тестам сдачу экзаменов?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Облегчает ли Вам подготовка к тестам сдачу экзаменов?»
Описание результатов. Исследование показало, что для большинства всех респондентов подготовка к тестам не облегчает сдачу экзаменов. 59% респондентов будет учить все заново, а 40% повторят только перед экзаменом. Эта зависимость с небольшими изменениями сохраняется как для респондентов I и II курсов, так и III – IV.
Вывод по задаче №1: Как показало исследование, балльно-рейтинговая система влияет на большинство опрошенных респондентов(70%), как в лучшую, так и в худшую сторону. К сожалению, подготовка к тестам не облегчает сдачу экзаменов для 2/3 всех опрошенных. Как и предусматривает БРС, 9/10 респондентов выделяют дополнительные часы для самостоятельной работы дома.
Задача №2. Выявить отношение студентов к введению балльно-рейтинговой системы.
Для раскрытия данной задачи, в анкету были введены вопросы
№ 3, №8, №9,№10,№11.
График построен по следующему вопросу:
На Ваш взгляд, удобно ли деление учебной программы на модули?
Ответы распределились следующим образом:
Рис.5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, удобно ли деление учебной программы на модули?»
Описание результатов. По итогам исследования мы выяснили, что половина всех респондентов считает, что деление учебной программы на модули усложняет учебный процесс, а для 1/3 части деление на модули способствует грамотному распределению времени. Для 16% всех респондентов деление на модули способствует лучшему освоению учебной программы. Примерно одинаковое кол-во респондентов I и II курсов полагает, что деление на модули позволяет как грамотно распределять время, так и усложняет учебный процесс, а 1/5 часть лучше усваивают учебную программу. Для большинства респондентов III – IV курсов деление на модули усложняет учебный процесс, а 1/4 – позволяет грамотно распределять время. Каждый десятый лучше усваивает учебную программу.