Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:26, реферат
На установление отношений между родителями и детьми оказывало влияние Византийское право, дошедшее к нам через кормчие книги. В до Петровское время семейными делами ведало духовенство. Трудно сказать, как и насколько отражалось это влияние в отдельных случаях, но однозначно оно способствовало только укреплению родительского авторитета. Со времени Петра Великого замечается некоторое смягчение власти, точнее - признание за детьми известных личных прав.
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию Россию до принятия христианства весьма немногочисленны и отрывочны. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.
Родители располагали достаточно большой властью по отношению к своим детям. Это было вызвано патриархальным строем, но не смотря на это на Руси родителям не принадлежало право на убийство своих детей при рождении, как это было принято у других народов, в основном язычников.
Авторитет родительской власти в старину был весьма велик, он проявлялся и охранялся весьма сильно. Родителям принадлежало право наказания своих детей, иногда в весьма жестокой форме.
На установление отношений между родителями и детьми оказывало влияние Византийское право, дошедшее к нам через кормчие книги. В до Петровское время семейными делами ведало духовенство. Трудно сказать, как и насколько отражалось это влияние в отдельных случаях, но однозначно оно способствовало только укреплению родительского авторитета. Со времени Петра Великого замечается некоторое смягчение власти, точнее - признание за детьми известных личных прав.
Одним из ярких примеров этому служит указ об отмене обычая, по которому родители давали обеты монашества от имени своих малолетних детей. «Сей обычай душегубный есть» - говорится в Прибавлении к Духовному Регламенту – «и хотя чада воли родительской подлежат, но не как скоты безсловестные, в том числе, что требует самих их рассуждений и воли, каково есть избрания жития»
ИТОГ: в том что за детьми не было закреплено никаких прав.
Основой всего древнеримского строя была, как уже известно, семья - familia; она являлась базисом государственной и общественной жизни. Вне принадлежности к той или другой семье, а через нее к тому или другому роду (gens), нельзя было в древнейшее время быть и гражданином - civis. С этой точки зрения, familia так же, как и civitas, и libertas, составляет естественное предположение гражданской правоспособности: все три status выходят в конце концов из одного и того же источника.
Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.
С течением времени юридическое положение различных элементов семьи дифференцировалось, и тогда власть paterfamilias над каждым из этих элементов приобрела свое особое обозначение, но первоначальное единство власти сказывается еще в некоторых выражениях, сохранившихся и в позднейшее время. Старое общее название власти paterfamilias над детьми обозначается термином уже patria potestas, но освобождение из этой власти обозначается термином emancipatio, в корне которого стоит еще старое manus (e-man-cipatio
Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало-помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.
Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personae sui juris и personae alieni juris.
К первым относятся только paterfamilias, то есть лица семейно-самостоятельные.
Все остальные лица, то есть дети (filii и filiae familias) и дальнейшее потомство, суть personae alieni juris.
Положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться как obligationes naturales.
В более позднем праве,
однако, положение свободных
Характер семьи определял собою и характер древнеримского родства. Единство семьи создавалось не единством кровной связи, а единством власти. Все то, что вступало под эту власть, делалось членом семьи и родственником; все, что выходило из-под этой власти, становилось юридически чужим.
ИТОГ: о том что в древнеримском праве ярко не выражались права несовершеннолетних
Согласно законодательству в период 1906 года, появляется понятие «надлежащий возраст». Согласно ст. 172 и ст. 174. «надлежащий возраст» это есть возраст годный для занятия службой или промыслом, а так же для выхода замуж. До наступления «надлежащего возраста» дети называются несовершенолетними.
Итог: что за несовершеннолетними все так же не закреплено особых прав, однако сделан большой шаг в сторону защиты. Привожу пример защиты прав несовершенолетних.
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял
"Кодекс законов об актах
гражданского состояния,
КЗоБСО 1926 г.
Указ от 8 июля 1944 г
Анализ актов