Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;
2. Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;
3. Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Профессиональные отношения студентов.
1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8
1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16
Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.
2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22
2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29
3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35
3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37
Заключение…………………………………………………………………стр. 38
Список использованной литературы………………………………………стр. 39
В литературе отмечается, что уменьшение числа детей в семьях ведет к ухудшению их качественных характеристик. Связанно это во многом с тем, что «биологические качества детей возрастают от первого ребенка к третьему, достигают максимума у четвертого и начинают снижаться у пятого по прядку рождения» [18]. К этому можно добавить, что по наблюдениям специалистов, однодетная семья в большей степени, чем многодетная, подвержена конфликтам. В целом же, какую бы форму не приняла студенческая семья в ближайшем будущем, с уверенностью можно утверждать, что в абсолютном большинстве случаев будет происходить снижение семейных и рост внесемейных ценностей.
Констатируя, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни [19]. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия. Но оказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов ХХ в., новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1 – 2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25 – 30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко появляется в большинстве студенческих семей, как столичного мегаполиса, так и областного центра. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценностей брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т. д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Таблица 1
Наличие детей в студенческих семьях (в % к числу опрашиваемых)
Тип студенческой семьи | В семье дети: | |
есть | нет | |
Неполная студенческая семья (студент - супруг) | 58,* | 41,2 |
Неполная студенческая семья(студентка - супруга) | 48,0 | 52,0 |
Полная студенческая семья | 27,0 | 73,0 |
Таблица 2
Планируемое число детей московских вузов и ГАУ г. Самары
(в % к числу опрошенных)
Сколько детей Вы планируете иметь (ожидаемое число детей) | Пол респондента | Место обучения | Все-го | Необходимое количество детей во избежание депопуляции [20] | ||
Муж | Жен | Москва | Са-мара | |||
Одного ребенка | 21,2 | 24,9 | 23,6 | 27,9 | 24,4 | 10,0 |
Двоих детей | 57,6 | 65,1 | 65,3 | 58,1 | 64,0 | 35,0 |
Троих детей | 6,1 | 7,7 | 8,5 | 2,3 | 7,4 | 35,0 |
Четырех и более | 9,1 | 1,0 | 1,5 | 4.7 | 2,1 | 16,0 |
Ни одного | 6,1 | 1,4 | 1,0 | 7,0 | 2,1 | 4,0 |
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел.
Формулировка и обоснование проблемы:
В настоящее время стимулами в получении высшего и среднего специального образования являются престижность образования, получение стипендии и одобрение родителей. В годы Советского Союза у студентов были несколько иные стимулы, такие как: лучше подготовиться к профессиональной деятельности, долг, ответственность и сознание нужности в получении образования. Это связано с тем, что в период Советского Союза, в отличие от настоящего времени, система образования была четко отлажена.
Объект и предмет исследования:
Объектом моего исследования являются студенты Нижнего Новгорода, а предметом – студенты Нижегородского авиационного технического колледжа (НАТК).
Основные понятия:
1. Студент – это лицо, зачисленное в средне-специальное или в высшее учебное заведение в установленном порядке для обучения с целью получения профессионального образования.
2. Внеучебная деятельность – деятельность, которая осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, когда студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.
3. Студенческая семья – это семья, где либо один из супругов, либо оба супруга студенты и состоят в каком-либо виде брачного союза (официально зарегистрированном или фактическом браке).
Рабочие гипотезы:
1. Чаще всего стимулом учебной деятельности является престиж образования.
2. Большинство студентов не удовлетворены деятельностью подразделения, призванного осуществлять внеучебную деятельность студентов.
3. В большей части о студенческой жизни в колледже студенты узнают из общения друг с другом.
3. 2. Процедурно – методологический раздел.
Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки.
Выборка включала в себя 30 респондентов, опрошенных в Нижегородском авиационном колледже. Выбор опрашиваемых осуществлялся с помощью квотирования (основные квотируемые признаки – пол, возраст, социальная принадлежность). Квоты по полу и возрасту были заданы в соответствии с половозрастной структурой студентов Нижнего Новгорода и с учетом социального статуса их семьи. Выборка включает в себя студенческие группы среднеспециального учебного заведения города Нижнего Новгорода. Использовался метод анкетирования и работы с документальными источниками и литературой. Пять вопросов анкеты носят социально-демографический характер и задавались с целью обеспечения более объективного анализа полученных данных.
Обоснование выбора метода сбора первичной информации.
Преимущества анкеты:
1. Возможность опросить большое количество людей одновременно;
2. Анонимность анкеты;
3. Вопросы анкеты сформулированы максимально четко и конкретно;
4. Логика постановления вопросов в анкете соответствует цели исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Недостатки анкеты:
1. Закрытые вопросы анкеты не дают полной информации о клиенте;
2. Открытые вопросы анкеты при большом количестве опрашиваемых сложно обрабатывать.
Логическая схема инструментария.
Анкета «Анализ социальной группы студентов» включает в себя одиннадцать вопросов, пять из которых носят социально-демографический характер. Вопросы анкеты содержатся в приложении №1.
Этапы проведения анкетного опроса:
1. Проектирование анкеты;
2. Размножение анкеты;
3. Общее знакомство интервьюера с методом проведения опроса;
4. Контакт с респондентом, получение его согласия на участие в опросе. Уточнение места и времени проведения опроса;
5. Инструктаж респондента по заданиям опроса. Мотивация участия в опросе.
6. Опрос респондента по вопроснику, регистрация его ответов в соответствии с программой исследования;
7. Уточнение записей после беседы с респондентом. Фиксация сопутствующих факторов характеризующих поведение респондента, обстановку проведения анкетирования.
Логическая схема обработки и анализа информации.
Таблица 1.
Стимулирование учебной деятельности студентов
(в % к числу опрошенных).
Стимулы к учебе | Пол | |
М | Ж | |
Сознание нужности в получении образования | 40 | 24,4 |
Престижность образования | – | 2,2 |
Желание стать полноценным членом общества | – | 13,4 |
Долг, ответственность | 6,7 | 4,4 |
Желание занять определенное положение в группе | – | 2,2 |
Одобрение преподавателей | – | 8,9 |
Лучше подготовиться к профессиональной деятельности | 13,3 | 4,4 |
Получить высокооплачиваемую работу | 26,6 | 17,8 |
Получить стипендию | – | 6,7 |
Избежать нареканий со стороны преподавателей, родителей | – | 15,6 |
Получить место в общежитии | 13,3 | – |
Всего: | 100 | 100 |
Как видно из приведенных данных наибольшим стимулом у студентов является «сознание нужности в получении образования», т. к. они понимают, что без образования сейчас никуда. На втором месте и у юношей, и у девушек – «получение высокооплачиваемой роботы», т. к. сейчас очень большой рост инфляции и даже на среднюю заработную плату трудно прожить.
Рисунок 1.
Таблица 2.
Оценка деятельности подразделения, призванного профессионально осуществлять внеучебную работу со студентами (в % к числу опрошенных).
Ответы | Частота | % |
Удовлетворены работой подразделения Неудовлетворены работой подразделения Затруднились оценить работу подразделения | 8 7 15 | 26,7 23,3 50 |
Всего: | 30 | 100 |