Анализ социальной группы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;
2. Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;
3. Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Профессиональные отношения студентов.
1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8
1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16
Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.
2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22
2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29
3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35
3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37
Заключение…………………………………………………………………стр. 38
Список использованной литературы………………………………………стр. 39

Работа содержит 1 файл

Надя курсовик.doc

— 367.00 Кб (Скачать)


5

 

Нижегородский авиационный технический колледж

 

Комиссия социально-экономических дисциплин и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По предмету: «Методы проведения социологического исследования»

На тему: «Анализ социальной группы студентов»

 

 

 

 

 

 

Проверила:              Выполнила:

преподаватель              студентка группы_________

Кардынова М. М.              _____________

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...стр. 3

Глава 1. Профессиональные отношения студентов.

1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8

1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16

Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.

2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22

2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27

Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.

3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29

3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35

3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37

Заключение…………………………………………………………………стр. 38

Список использованной литературы………………………………………стр. 39

Приложение……………………………………………………………стр. 40 – 41
Введение.

В годы Советского Союза система образования была четко отлажена, поэтому у студентов стимулами были: сознание нужности в получении образования, лучше подготовиться к профессиональной деятельности и ответственность. В современной России стимулами в получении образования у студентов  являются   получение  стипендий,  престижность  образования  и

дальнейший карьерный рост.

Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:

1.      Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;

2.      Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;

3.      Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;

4.      Ознакомиться с отношением студентов к семейно-брачным отношениям.

 


Глава 1. Профессиональные отношения студентов.

1. 1. Мотивационные предпочтения студентов.

Студент – это лицо, зачисленное в средне-специальное или в высшее учебное заведение в установленном порядке для обучения с целью получения профессионального образования.

Высшая школа решает важнейшую задачу – формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в государственном образовательном стандарте соответствующей специальности. Для решения этой задачи, как свидетельствует опыт, необходимо, чтобы кафедры имели ясное представление о мотивах поступления в вуз абитуриентов, уровне их общеобразовательной подготовки, степени сформированности умений и навыков самостоятельной работы, широте интересов, увлечениях, способностях, особенностях характера, состоянии здоровья – в общем, о соответствии их требованиям будущей профессии.[1] Исследования структуры мотивации студентов проводятся с 1999 г. Выбор вуза молодыми людьми – это профессиональное самоопределение, признание определенного образа жизни, важнейший этап, во многом определяющий их будущую судьбу.

Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом образуется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. Исследуя цели поступления в институт первокурсников специальности УИТ («Управление и информатика в технических системах»), мы определили, что наиболее многочисленная группа студентов – та, члены которой считают целью поступления в институт «стать профессионалом». Причем, в количественном отношении она постоянно увеличивается: в 1999г. Таких первокурсников было 40%, а к 2001г. – 61%. Примечательно, что, хотя юноши составляют большинство (приблизительно 70% от общего числа первокурсников специальности УИТ), только 2 – 7% из них отметили, что поступили в вуз, чтобы избежать службы в армии. Процесс выбора профессии,  обучения в вузе для многих студентов стал более прагматичным, соответствующим происходящим изменениям в социально-экономической жизни страны. Почти половина первокурсников видят ценность образования, прежде всего в возможности получить высокооплачиваемую работу и иметь гарантию стабильности. Но многие связывают образование с возможностью иметь интересную работу и повышать свой интеллектуальный уровень.

Условием и источником познавательной, научной, общественной активности студентов, побудительной причиной их разнообразной деятельности в вузе является сложная структура мотивов.[2] В ней при проведении исследований были выделены два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включают в сам процесс деятельности и соответствуют ее социально значимым целям и ценностям; опосредованные же связанны с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющимися.[3]

Результаты исследований познавательных мотивов и мотивов развития личности (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование, ориентация на новые знания, потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, стремление расширить кругозор и эрудицию, стремление повысить свой культурный уровень) представлены в таблице 1. Итоги изучения социальных мотивов (сознание нужности высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность); социальной идентификации (занять определенное положение в группе, одобрение преподавателей); мотивов достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу); утилитарных (получить стипендию, избежать нареканий со стороны родителей и преподавателей, иметь место в общежитии) систематизированы в таблице 2. О чем свидетельствуют данные, приведенные в таблицах?

В блоке непосредственных мотивов наиболее значимыми являются мотивы развития личности, причем наибольший вес имеют такие, как «стремление расширить кругозор и эрудицию» и «потребность в постоянном интеллектуальном росте», т. е. студенты ощущают дефицит общей культуры и эрудиции, тягу к культурным ценностям. В группе познавательных мотивов наибольший вес имеет мотив самообразования. Причем, учитывая преобладание у первокурсников мотивов «расширить кругозор и эрудицию» и «потребность в постоянном интеллектуальном росте» в сочетании с мотивами «самообразование» и «ориентация на новые знания», следует отметить, что, при стремительном росте объема учебной и научной информации и сокращение сроков ее функциональной значимости, студенты осознают необходимость учиться всю жизнь, овладеть не только профессиональными, но и гуманитарными, и естественнонаучными знаниями.

В блоке опосредованных мотивов наибольший вес имеет группа мотивов достижения. В этой группе выделяется мотив «лучше подготовиться к профессиональной деятельности», т. е. первокурсники понимают, что успешная учеба в вузе будет являться основой их становления как настоящих специалистов. Мотив материального благосостояния определяет понимание ими того, что знания пригодятся для достижения материального благополучия. Группа мотивов достижения значительно превосходит группу социальных мотивов, но следует отметить: именно в последней находится лидирующий по значимости мотив – «сознание нужности высшего образования». Большинство студентов уже на первом курсе имеют четкое представление о том, что в настоящее время востребованы специалисты, имеющие высшее образование, способны работать со сложной современной техникой, владеющие новыми информационными технологиями.

Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30%[4]. Значит, именно комплекс мотивов побуждает их успешно учиться, от степени его выраженности зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной работы. Причем, внешние условия опосредованно влияют на процесс обучения, действуют в основном на этапе адоптации, затем их влияние ослабевает и решающее значение начинают играть именно внутривузовские факторы. Эта группа факторов проявляет свое действие в рамках самого учебно-воспитательного процесса и ими можно управлять. К ним относят: организация учебного процесса (планирование и рейтинго-модульная система оценки успеваемости, информационно-методическое обеспечение), уровень преподавания и использование педагогических технологий обучения. Влияние на внутривузовские факторы возможно через ускорение адоптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе; оказание психологической поддержки со стороны кураторов групп; обучение организации и технологии учебы в вузе как специфическому виду деятельности.

Опыт свидетельствует: исследование мотивационных особенностей студентов служит исходным основанием для планирования, определения организационных форм, способов, средств учебного процесса и координации всех видов кафедры. Оно помогает совершенствовать профессиональную ориентацию, осуществить прогнозирование образовательного процесса в вузе.

Таблица 1

Познавательные мотивы и мотивы развития личности (в % к числу опрошенных)

Мотивы

1999

2000

2001

Стремление к творческой исследовательской деятельности

13

5

4

Процесс решения познавательных задач

2

11

3

Самообразование

13

18

16

Ориентация на новые знания

11

13

21

Потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте

16

16

4

Стремление расширить кругозор и эрудицию

24

25

32

Стремление повысить свой культурный уровень

21

12

10


 

Таблица 2

Стимулирование учебной деятельности студентов (в % к числу опрошенных)

Стимулы к учебе

1999

2000

2001

Сознание нужности высшего образования

36

44

28

Престижность высшего образования

5

3

3

Желание стать полноценным членом общества

8

11

10

Долг, ответственность

2

5

1

Желание занять определенное положение в группе

0

0

0

Одобрение преподавателей

0

0

0

Лучше подготовиться к профессиональной деятельности

34

14

25

Получить высокооплачиваемую работу

13

16

24

Получить стипендию

2

5

7

Избежать нареканий со стороны преподавателей, родителей

0

2

2

Получить место в общежитии

0

0

0

Информация о работе Анализ социальной группы студентов