Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;
2. Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;
3. Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Профессиональные отношения студентов.
1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8
1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16
Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.
2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22
2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29
3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35
3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37
Заключение…………………………………………………………………стр. 38
Список использованной литературы………………………………………стр. 39
1. 2. Отношение студентов к венеучебной деятельности.
Современный формирующийся рынок образовательных услуг требует от вузов и средних специальных учреждений новых ориентиров и подходов в работе со студентами. Эта потребность предполагает воссоздание системы воспитательной работы, поиск адекватных требованиям времени, форм и способов такой деятельности на основе изучения ценностных ориентаций студенчества. Как известно, воспитание в учебном заведении осуществляется через содержание учебного процесса, а также вне его – во внеучебной деятельности [5].
Внеучебная работа в вузе складывается в основном из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работа преподавателей со студентами, системы управления внеучебной деятельностью. Она является существенным элементом образа жизни студентов, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. Для образовательного учреждения внеучебная деятельность – часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с там, что она осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, когда студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.
Современные проблемы, противоречия, связанные с внеучебной деятельностью, отношение к ней студенчества были выявлены в ходе социологического исследования в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (УГППУ) в феврале – марте 19999 года. Полученные данные и выводы из их анализа имеют значимость не только для одного учреждения, ибо сопоставимы с материалами общероссийских и региональных исследований [6]. Как показывают исследования последних лет, современной студенческой молодежи свойственно, в частности, сводить воспитательную работу к различным культурно-развлекательным, досуговая форма общения. Студенты считают воспитание в процессе внеучебной деятельности нужным и важным, однако к специальным «воспитательным мероприятиям» относятся настороженно, сомневаясь в их необходимости. Проведенный анализ позволил выявить ряд новых тенденций в воспитательной работе со студентами во внеучебное время и сопутствующих им социальных проблем.
На основе квотной выборки было опрошено 836 студентов 1 – 3 курсов, из них: мужчин – 36%, женщин – 64%. Определение в качестве объекта исследования этой группы студенчества обусловлено важностью анализа мнений респондентов о внеучебной деятельности в течение всего адаптационного периода студента: от начала до его завершения, когда складываются определенные представления, ценностные предпочтения, актуализируются профессиональные интересы и перспективные жизненные планы. Выборка для исследуемой генеральной совокупности репрезентативна и позволяет рассчитывать на достоверность полученных данных. Применялись такие методы сбора информации, как письменный опрос, интервьюирование, качественный анализ документов, инновационная (деловая) игра с участием студентов и ответственность за воспитательную деятельность.
О состоянии внеучебной работы в УГППУ можно судить по рейтингу социальных проблем студенчества. Важное место среди них занимают трудности материального положения, недостаток денежных средств (77,3% опрошенных), отсутствие возможности подрабатывать (43,9%), неинтересная студенческая жизнь в учреждении и в общежитии (27%), нехватка свободного времени (23,2%), недружные отношения в группе (13,9%) и др. Таким образом, на фоне острых для большинства студентов экономических, материальных проблем вопросы организации внеучебной деятельности, студенческого досуга занимают 3 и 4 ранговые позиции.
В оценках состояния внеучебной деятельности в учреждении просматривается прямая связь с уровнем информированности респондентов о студенческой жизни, об активности той или иной организации. Результаты опроса показали, что почти не информированы о студенческой жизни 29,4%. Отсутствие соответствующей информации, естественно, сказывается на оценках удовлетворенности студентов состоянием внеучебной деятельности, работой студенческих общественных организаций, а также подразделений и служб, профессионально ответственных за эту работу. Вероятно, поэтому половина опрошенных затруднилась оценить организацию социокультурной деятельности в общежитии, 30,3%роро – в вузе, 16,6% – на факультете.
О студенческой жизни студенты узнают друг от друга в результате общения (92,1%), благодаря личной наблюдательности (53,5%), из объявлений информации на рекламных щитах и холлах, вестибюлях (48,0%), из разговоров с преподавателями (27,4%), из стенгазет, плакатов (16,3%). Точно так же распределились мнения респондентов по курсам обучения. Ведущее значение в информировании студентов о студенческой жизни, таким образом, сохраняет межличностное общение. Отражая довольно значительные в студенческой среде масштабы данного канала коммуникации, эта тенденция имеет негативное значение в смысле критериев достоверности, полноты и объективности передаваемой информации.
Бо'льшая информированность о состоянии дел на факультетах, на кафедрах, нежели в учебном заведении в целом, позволила студентам дать более содержательные оценки состояния внеучебной деятельности в этих структурных подразделениях: 32,3% оценили уровень этой работы как высокий, 51,1% – как низкий и 16,6% затруднились ответить.
Результаты опроса, а также выступления студентов ходе деловой игры показали, что не на всех факультетах преподаватели прониклись идеей необходимости естественной и органической связи между учебным и воспитательным процессом.
Уровень информированности респондентов о студенческой жизни в УГППУ дефференциирован в зависимости от курса, а также роли и степени активности той или иной организации во внеучебной деятельности. Практически не информированы о студенческой жизни студенты первого курса; абсолютное большинство их не обладает достаточным объемом информации о многих студенческих организациях. Более всего осведомлены респонденты о деятельности студенческих отрядов, спортивных секций, студенческого профкома, имеющих определенные традиции, опыт, которые используют различные средства и формы информирования о своей работе. Эти результаты подтверждаются оценками удовлетворенности студенчества степенью включенности студенческих организаций во внеучебную, социокультурную деятельность. Престижные ранговые места в рейтинге оценок респондентов занимают студенческие отряды (41,4% удовлетворенных), спортивные секции (34,4%), команды КВН (22,0%), студенческий профком (20,0%).
Весьма дифференцированы оценки удовлетворенности деятельностью подразделений и служб, призванных профессионально осуществлять внеучебную работу со студентами. Только 14,7% опрошенных их работой и считают, что ректорат, деканы, дирекции институтов принимают в достаточной мере участие в организации внеучебной деятельности, учитывают культурно-досуговые интересы, потребности студентов. При этом 63,6% не удовлетворены внеучебной работой служб и подразделений; 21,7% вообще затруднились оценить их деятельность по причине отсутствия должной информации. Результаты подтверждают гипотезу о неудовлетворенности значительной части студенчества организацией внеучебной деятельности, о влиянии плохой информированности студентов на их оценки состояния внеучебной работы в целом.
В студенческих ориентациях, с одной стороны, находит отражение личностное субъективное восприятие качества профессионализма, подготовки будущего специалиста. С другой стороны, они косвенно отражают изменения в сложных и противоречивых процессах профессиональной подготовки, профессионального определения студенчества в условиях формирования рынка. Кроме того, обозначенные студентами приоритеты в направленности воспитательного воздействия могут быть рассмотрены как модель деятельности по формированию востребованных сегодня качеств современного молодого специалиста. Однако, выделены студентами как приоритетные направления воспитательной деятельности могут быть, по их мнению, реализованы посредством популярных дискотек, игр КВН, экскурсий, туристических поездок, традиционных межвузовских праздников, спортивных мероприятий и др. Предпочтительны, таким образом, развлекательные виды деятельности и менее популярны креативные, творческие; более того, многие предполагаемые формы работы неадекватны целям и содержанию отдельных направлений воспитательного процесса.
Современный подход к воспитательной (внеучебной) деятельности предполагает учет специфики всех направлений воспитания, реализации в рамках каждого из них единой, целостной установки на гражданственность специалиста. В этой связи внимания заслуживает то значение, которое студенчество придает институту кураторства и кураторам как организаторам воспитательной (внеучебной) работы. В иерархии субъектов этой деятельности кураторы занимают второе место. Абсолютное большинство опрошенных (76,3%), не зависимо от курса обучения и факультета (института), заявили о необходимости куратора учебной группы. Особые надежды на кураторов, на их помощь в процессе адоптации к новой студенческой жизни возглавляют первокурсники.
Перспективы функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях видятся в реализации следующих мер:
поиск новых форм и направлений внеучебной деятельности, адекватных современным ценностям ориентациям студенческой молодежи в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
создание Центра и системы социального мониторинга интересов и динамики проблем студенческой жизни;
совершенствование системы информирования студентов (в том числе оборудование ярких информационных стендов в учебных корпусах, воссоздание системы радиовещания, издание газеты);
создание службы психологической поддержки студентов, консультативной помощи; активизация работы по социальной защите студентов, соблюдению их прав и льгот;
оказание помощи во вторичной занятости студентов и трудоустройстве выпускников посредством организации студенческой биржи труда;
совершенствование системы управления внеучебной деятельностью; создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты; совершенствование системы стимулирования внеучебной деятельности;
реализация в системе внеучебной работы возможностей студенческого самоуправления; создание условий для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере внеучебного времени; создание банка данных о творческих организаторских способностях студентов, их использование в учебно-воспитатеьлной деятельности;
содействие работе профсоюзной студенческой организации, молодежному движению студенческих отрядов, другим общественным организациям, органам студенческого самоуправления в общежитиях, клубам и объединениям;
обеспечение материальной и финансовой базы внеаудиторной работы;
создание системы морального и материального стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов-организаторов внеучебной деятельности;
реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение профессионализма организаторов внеучебной работы – преподавателей, студентов-общественников, штатных сотрудников-специалистов;
совершенствование работы кураторов, контроль за их деятельностью, регулярное проведение конкурса кураторов;
осуществление действенного контроля за содержанием и эффективностью внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.
Возможно, совершенствование учебной деятельности, а также обновление воспитательной работы в соответствии с требованиями времени приведут в будущем к увеличению внеучебного времени, которое может быть использовано как для общего развития, воспитания личности, так и для углубления профессиональной подготовки специалистов.
Рисунок 1
Студенты об основных направлениях воспитательной работы (в % к числу респондентов): 1.Формирование профессиональной этики будущего специалиста; 2.Правовое воспитание студентов; 3.Воспитание у студентов элементарной культуры общения; 4.Экономическое просвещение; 5.Воспитание духовности и нравственных общечеловеческих норм; 6.Политическое просвещение студентов; 7.Физисеское воспитание студентов; 8.Борьба с влиянием на студентов «тоталитарных» религиозных сект; 9.Формирование гражданской позиции, патриотическое воспитание студентов; 10.Борьба с наркоманией и алкоголизмом.
Таблица 1
Рейтинг функций куратора студенческой группы.
Функции | Ранг |
Помощь в организации внутригрупповых мероприятий | 1 |
Проведение собраний в группе | 2 |
Контроль за работой старосты группы | 3 |
Организация культурно-просветительской работы | 4 |
Решение конфликтных ситуаций среди студентов, между студентами и преподавателями | 5 |
Контроль за успеваемостью студентов | 6 |
Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе | 7 |
Привлечение студентов к участию в работе учебного заведения | 8 |
Помощь деканату в организации учебной и воспитательной деятельности | 9 |