Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере.
Задачи:
Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.
Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций.
Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Жулебино»).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных
организаций в России: теория и методология 4
1.1Теоретико-методологические основы технологий
социально-культурной деятельности общественных организаций4
1.2Технологии социально-культурной деятельности по
видам деятельности общественных организаций 7
Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной
организации по месту жительства (Совет общественного
самоуправления микрорайона «Жулебино») 14
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Тех.основы СКД.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

 Итак, организация и методика социально-культурной  деятельности, которые своим результатом  имеют специфически сформировавшуюся  вещественно-предметную среду, развивающиеся  по присущим им законам деятельности, начинают переходить в новое  качество – «технология». Поэтому  совокупность всех теоретико-методологических  компонентов, перечисленных в  данном параграфе, и будет являться  основами технологического процесса  в социально-культурной деятельности. 
 
 

1.2 Технологии социально-культурной деятельности по       видам деятельности общественных организаций 

     В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

 Множество  идей, проектов и предложений,  выдвигаемых общественными организациями,  реализовано в городе. Становление  структур и увеличение потенциала  некоммерческих организаций позволит  перейти на новый качественный  уровень – комплексной политики  социального партнерства. Это не только взаимополезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и еще один шаг к формированию демократического общества, в котором складываются отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса. В нашем городе функционирует очень много общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединения людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодежные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-спортивные, туристические, экологические и др.

Далее мы будем рассматривать технологии, и анализировать возможность применения данных технологий в деятельности общественных объединений.

  Культуротворческие  и культуроохранные  технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной. Разные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ. Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности. Хотелось бы в первую очередь отметить художественную самодеятельность. В нашем городе существует много художественных коллективов в различных областях искусства и культуры. Более активно стали создаваться общественные организации в сфере социально-политической деятельности, например, Центр социальных инициатив, Центр избирательных технологий, Центр общественных связей, центр развития попечительства и др. 

Технологии  художественно-творческой деятельности.

Получают  развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская  работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных  студий, театров – публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном  материале. В сфере музыкальной  самодеятельности проявляется интерес  к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию  музыкального фольклора. Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых  традиций. Одно из приоритетных направлений  такой деятельности – развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются  традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла  как исторической и культурной ценности. Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона. Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры. 

  Культуроохранные  технологии.

 Главной  установкой культуроохранных технологий  является сохранение культурно-исторической  среды с помощью современных  охранно-реставрационных мероприятий.  Суть этой установки заключается  в том, чтобы сберечь, по  возможности, зримые приметы и  знаковые ценности каждого отдельно  взятого – возрастного, социального,  профессионального, этнического  культурного – сообщества, превратить  их в активно функционирующие  элементы современных образовательных,  художественно-творческих, развлекательных  процессов. В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремесел, обрядов. 

Рекреативные  технологии.

 Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные  технологии предназначены для  обеспечения и сохранения жизнеспособности  человека. Они универсальны по  своему использованию. В процессе  социально-культурной деятельности. Современные рекреативные методики  основаны на психолого-педагогических  закономерностях развлекательно-игровой,  физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной  деятельности. В процессе разработки  большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение  качества уровня жизни и оздоровления  быта, основное внимание специалистов  сосредоточено на внедрении новейших  достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового  и специализированного досуга. 

Анимационные  социокультурные  технологии. 

 Цель  анимационных технологий обладает  ярко выраженной гуманитарной  направленностью – предотвратить  отчуждение личности в культуре  общества, в структуре общественных  отношений. Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения. Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов – святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий. Отличительной чертой организации досуга в спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности. В этот сложный период, в котором находится сейчас наша страна, появляется множество психологических и кризисных центров, деятельность которых направлена на психологическую помощь населению (кризисный центр «Доверие», учебно-психологический центр «Веста», Центр поддержки семьи, фонд содействия социальной реабилитации).

  Педагогические игровые  технологии.

 В  ряду рекреативно-оздоровительных  технологий значительное место  занимает обширная по масштабам  игровая деятельность. Из всех  известных видов социально-культурной  деятельности игра предстает  наиболее свободной деятельностью.  Игровые технологии демонстрируют  продуктивную социально-культурную  деятельность независимых субъектов,  которая осуществляется в рамках  добровольно принятых на себя  условных правил и обладает  множеством привлекательных качеств  – социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.  Как рекреативная технология, игра  обладает хорошо известными педагогическими  и организационно-методическими  преимуществами. Она позволяет существенно  сократить время на накопление  необходимой информации, приобретение  тех или иных умений и навыков;  способствует имитации различных  видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности  с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления  со многими жанрами искусства  и литературы. Интенсифицируя саморефлексию  личности, игра является действенным  инструментом углубления демократичности  общения, сотрудничества, социального  диалога.

 С.А.  Шмаков выделяет следующие главные  методы организации детского досуга: 

- Метод  игры и игрового тренинга. Игра  – самостоятельный и очень  важный вид деятельности детей,  равноправный со всеми иными.  Игра может выступать формой  неигровой деятельности, элементом  неигрового дела.

- Метод  театрализации. Досуг детей имеет  бесконечное множество сюжетов  и социальных ролей.

 Согласно  классификации А.В.Соколова, в зависимости  от целевого назначения и психологического  контекста игровые технологии  могут быть разделены на несколько  поведенческих типов.

 Наиболее  распространенным в игровых технологиях  является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе  за превосходство в спортивных  соревнованиях, азартных играх,  лотереях, конкурсах, предоставляющих  возможности для использования  своего шанса. Главным игровым  выигрышем здесь служит ощущение  победы и самоутверждение. Состязание  распространяется на все сферы  творческой деятельности, кроме  нравственной.

Своеобразную  по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую  разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические  ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный  фольклор. Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа игра-маскарад. Эти технологии применяются практически во всех организациях, работающих с детьми и подростками. Также методы театрализации применяют многие организации, которые занимаются зрелищно-театральной деятельностью.

Социально-защитные и реабилитационные технологии.

 Сфера  культуры, искусства, образования,  досуга, спорта характеризуется  наличием различных по содержанию  и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.

Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других. Эти  технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей  сути, не зависят от влияния внешних  социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов. В качестве постоянного ресурсодержателя базовых  социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные  структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения. Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально-незащищенных категорий населения – детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста – используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных программ практически невозможно. Данные технологии в основном используют государственные учреждения для разработки программ, концепций и законодательных актов.

Информация о работе Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства