Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере.
Задачи:
Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.
Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций.
Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Жулебино»).

Содержание

Введение 2
Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных
организаций в России: теория и методология 4
1.1Теоретико-методологические основы технологий
социально-культурной деятельности общественных организаций4
1.2Технологии социально-культурной деятельности по
видам деятельности общественных организаций 7
Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной
организации по месту жительства (Совет общественного
самоуправления микрорайона «Жулебино») 14
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Тех.основы СКД.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение                                                                                                                  2

 Глава  1. Социально-культурная деятельность  общественных

               организаций в России: теория и методология                                     4                               

            1.1Теоретико-методологические основы технологий

                 социально-культурной деятельности общественных организаций4 

           1.2Технологии социально-культурной деятельности по

                видам деятельности общественных организаций                               7

Глава 2.   Анализ деятельности и опыта работы общественной

                 организации по месту жительства (Совет общественного

                 самоуправления микрорайона «Жулебино»)                               14

 Заключение                                                                                                      19

 Список  использованной литературы                                                                22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем  городе накоплен уникальный опыт социально-культурного  развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения. Научная  актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления целесообразности существующих форм, способов и средств  удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

 Область  культуры, досуга и творчества  является постоянной сферой социального  участия и социального лидерства  граждан в виде формальных, полуформальных  и неформальных общностей. Именно  поэтому крайне необходим для  развития личности, формирования  ее субъективной позиции является  создание условий, при которых  человек или общность людей  смогут проявить в полной мере  и удовлетворить свои потребности  и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма и отдыха. Одной из  форм реализации этих потребностей  и интересов являются социально-культурные  общности и формирования.

 Общественные  организации и движения выступают  как выразители интересов отдельных  социальных слоев и групп, а  также как субъекты реформационного  процесса. Они способны представлять  интересы населения, взаимодействовать  с властью, в определенных случаях  оказывать давление на нее.  Общественные движения, выступая  в качестве одной из самых  динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются  к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются  к изменившимся правилам. Особенностью  современного общества является  появление гибких социальных  структур, в качестве которых  выступают общественные организации  и движения, позволяющие сочетать  свободу и интересы индивидов  с общими принципами, регулирующими  их совместную деятельность. Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта  независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения  и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы  в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

 Цель: изучить особенности технологии  организации деятельности общественных  объединений, функционирующих в  социально-культурной сфере.

 Задачи:

 Изучить  теоретико-методологические основы  технологий социально-культурной  деятельности общественных организаций.

 Исследовать  технологии социально-культурной  деятельности по видам деятельности  общественных организаций.

 Обобщить  и проанализировать опыт работы  общественной организации по  месту жительства (Совет общественного  самоуправления микрорайона «Жулебино»).

Предмет исследования: изучение теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.

Объект: общественные объединения по месту  жительства (Совет общественного  самоуправления микрорайона «Жулебино»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I .Социально-культурная деятельность общественных

организаций в России:  теория и методология                                   1.1 Теоретико-методологические основы технологий социально-  культурной деятельности общественных организаций 

 В  этом параграфе рассматривается  теоретические и методологические  основы возникновения и особенности  содержания социально-культурных  технологий, которые описывают технологии  как целостное явление, необходимое  для успешной реализации социально-культурной  деятельности.

Термин  «технология» заимствован из области  технических дисциплин. И, тем не менее, его введение в терминологический  аппарат социально-культурной деятельности представляется целесообразным, поскольку  он отражает совокупность оснований  профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем. Эта совокупность систем зависит не только от целей, поставленных перед социально-культурной деятельностью, но и от состояния  знаний, умений, способов достижения цели. Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в  сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть  отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического  опыта социально-культурной деятельности. К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

 Анализ  сущности социально-культурных технологий  показывает, что большинство из  них основано на взаимодействии  репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих  элементов. Типологически уровни  такого взаимодействия выглядят  следующим образом: творческий  уровень – в технологиях преобладают  творческие моменты; репродуктивно-творческий  – автор открыл для себя  новое в том, что объективно  не является новым; репродуктивный  – в технологии элементарно  воспроизводятся давно известные  и отработанные на практике  способы, приемы, подходы.

 В структуре социально-культурных технологий можно выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета. Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы. Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы.

 Принципиальное  теоретическое и практическое  значение имеет выяснение таких  основных понятий методики, как  средства, формы и методы.

     К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, в первую очередь, относятся устное (живое) слово (речь); печатное слово (тексты); наглядные средства экспонаты, репродукции, театр, музыка, хореография, кино, живопись и др.). Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства – общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений. Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.

 В  социально-культурных институтах  используются следующие методы:

 Просветительские  методы (изложение материала, демонстрация  предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепления  знаний, отработку умений и навыков);

 воспитательные  методы (убеждение, пример, поощрение,  порицание);

 методы  организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества  и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);

 методы  рекреации (вовлечение в развлекательное  занятие, вытеснение малоценных  развлечений полезными, организация  игрового соревнования). 

 В  качестве логических оснований  для классификации социально-культурных  технологий выдвигаются три наиболее  общих, характерных признака:

Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии – медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентированные технологии – технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические – технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения – коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные);

 Функциональный или процессуальный признак (информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии - реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования);

  Социально-демографический,  «субкультурный»  признак (индивидуально ориентированные технологии – авторские, частные; специализированные или групповые – семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые – общедоступные). 

Информация о работе Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства