Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Цель работы: проследить процесс развития военно-морского флота России со второй половины XIX – до начала XXв.
Вместе с этой общей целью в работе решаются задачи:
- изучить военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие;
- исследовать развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
Введение
Глава I
Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.
стр. 7-17
Глава II
Развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
стр. 18-28
Заключение
Библиография
Общий срок службы для рядового состава флота был установлен 10 лет, из которых 5 лет действительной службы и 5 лет в запасе.
В предвоенные годы для Балтийского флота была открыта в Кронштадте школа юнг. Создавая ее, Морское министерство не только имело в виду повышение качества подготовки личного состава флота, но и преследовало политические цели. Через школу юнг оно рассчитывало подготовить преданных царскому самодержавию служак, которых можно было бы использовать в борьбе с революционным движением на флоте.
Для подготовки специалистов унтер-офицерского звания на Балтийском и Черном морях существовали учебные отряды, в составе которых имелись артиллерийские и минные школы. Кроме того, были созданы различные школы, классы и учебные команды, не входившие в учебные отряды: машинные школы и школы рулевых и сигнальщиков Балтийского и Черноморского флотов, школа подводного плавания (общая для обоих флотов), водолазная школа Балтийского флота, фельдшерские школы в Кронштадте и Николаеве, учебные команды строевых унтер-офицеров Балтийского и Черноморского флотов и др.
Офицерский состав флота комплектовался из детей дворян, буржуазии, офицеров и чиновников. В инженерные училища принимались и выходцы из других слоев населения. Подготовка офицерских кадров велась в Морском корпусе, специальных классах и Морской академии.
В ходе русско-японской войны система комплектования флота рядовым и офицерским составом претерпела значительные изменения. Война вызвала большой расход флотских кадров. Набор и обучение пополнений не могли вестись по довоенным нормам и принципам. Были сокращены сроки подготовки, отменены некоторые цензовые ограничения в прохождении службы офицерским составом, расширен допуск в офицерский корпус для выходцев из мелкобуржуазных слоев.
Боевая подготовка. Боевая подготовка русского флота, имела некоторые характерные особенности. Передовые офицеры русского флота тяжело пережили трагедию Цусимы. Они обратили внимание прежде всего на боевую подготовку личного состава. И, надо сказать, достигли в этом направлении немалых результатов, особенно в Балтийском флоте.
На Балтийском море боевой подготовкой флота руководил вице-адмирал Н. О. Эссен, который во многом придерживался взглядов С. О. Макарова. С 1906 г. он командовал 1-й минной дивизией флота, базировавшейся на незамерзающий порт Либаву. Корабли дивизии плавали круглый год независимо от метеорологических условий, что способствовало выработке у личного состава выносливости, смелости, инициативы и настойчивости в достижении поставленной цели, т. е. тех боевых качеств, которые требовались на войне. 1-я минная дивизия стала школой боевой подготовки, через нее в предвоенные годы прошли многие командиры кораблей и соединений флота. В ноябре 1908 г. Н. О. Эссен был назначен начальником соединенных отрядов Балтийского моря. Первым важным мероприятием, которое он провел в масштабе флота, было сведение разрозненных ранее кораблей и отрядов в соединения, способные решать оперативные и тактические задачи [8, с.47].
Крупным недостатком в боевой подготовке русского флота на протяжении длительного периода была практика преимущественно рейдовых учений. Из-за экономии материальных ресурсов корабли выходили в море, как правило, только в летнее время, да и то ненадолго. Теперь в организацию боевой подготовки вносились принципиальные изменения. Вводилась система поэтапного обучения: сначала проводилась подготовка одиночного корабля, затем — тактического соединения (дивизион, бригада кораблей), далее — крупного соединения (дивизия кораблей) и, наконец, в исходе кампании — маневры всего действующего флота.
Большое внимание на Балтийском флоте обращалось на артиллерийскую подготовку. Русские корабли предвоенного периода по мощи своего артиллерийского вооружения несколько уступали однотипным кораблям немецкого флота. Поэтому добиться равенства или превосходства над противником можно 'было только за счет искусства артиллерийской стрельбы. Было значительно увеличено количество практических стрельб, улучшено обеспечение их боеприпасами. В 1910 г. были введены специальные приборы для обучения артиллеристов управлению огнем одиночного корабля и приспособления для быстрого заряжания орудий.
Важное место в плане войны на Балтийском море отводилось оборонительным минным постановкам. Для осуществления их требовалась заблаговременная и тщательная подготовка, тем более что Балтийский флот не располагал достаточным количеством специальных заградителей. Осенью 1909 г. был сформирован отряд минных заградителей, который с весны следующего года приступил к усиленной боевой подготовке, нацеленной на выполнение минных постановок, определенных планом войны. Корабли отряда и эскадренные миноносцы 1-й минной дивизии практиковались в постановке учебных мин в районах будущих оборонительных минных заграждений.
Не менее серьезно была организована на флоте подготовка по использованию в будущей войне торпедного оружия. На вооружение были приняты торпеды новых образцов (1908, 1910, 1912 гг.), которые требовали всестороннего испытания. Другими стали и носители торпедного оружия — миноносцы и подводные лодки. Необходимо было разработать более совершенные методы торпедной стрельбы. Центром боевой подготовки по использованию торпедного оружия являлась 1-я минная дивизия флота. Здесь и были испытаны новые торпеды и разработан способ залповой стрельбы по площади с трех миноносцев, вооруженных тремя однотрубными аппаратами. С 1910 г. боевая подготовка по использованию торпедного оружия развернулась также в бригаде подводных лодок Балтийского флота. Лодки привлекались к участию во всех учениях и маневрах флота, в ходе которых они отрабатывали приемы атак боевых кораблей и транспортов. В 1912 г. подводники разработали метод залповой стрельбы веером. Он был проверен в торпедных стрельбах 1912—1913 гг. и дал удовлетворительные результаты.
Особую
заботу в предвоенное время
Большое внимание было обращено на отработку совместных действий флота с сухопутными войсками. Проводились стратегические и оперативные игры и учения. Зимой 1912 г. была проведена игра по обороне столицы — Петербурга — от вражеского десанта, а летом — учение 2-й минной дивизии и войск 22-го армейского корпуса по обороне шхерного района.
В общей системе боевой подготовки немалое значение придавалось изучению морского театра. Несмотря на оборонительный характер русского плана войны на Балтийском море, командование флота не теряло надежды на ведение активных действий в южной части моря. Плавая в этом районе, русские корабли определяли места будущих активных минных заграждений, возможные позиции подводных лодок, тренировались в ведении всех видов морской разведки, в том числе и радиотехнической.
В целом боевая подготовка Балтийского флота в предвоенные годы отвечала тем задачам, которые ставились перед флотом планом войны на Балтийском море. Благодаря серьезно продуманной системе обучения личного состава Балтийский флот, сильно ослабленный в период русско-японской войны, за сравнительно короткий срок (5—6 лет) стал значительной силой. Большая заслуга в этом принадлежала прогрессивной части офицерского состава, следовавшей лучшим боевым традициям русского флота.
Иначе обстояло дело с боевой подготовкой на Черноморском флоте. Здесь не было той кропотливой и целеустремленной работы по обучению личного состава, которая велась на Балтике. Попытки командования флота направить боевую подготовку на решение задач, вытекавших из плана войны, не привели к желаемым результатам. В 1912—1913 гг. Черноморский флот фактически не проводил боевой подготовки. Командование флотом было напугано начавшимся в стране подъемом революционного движения, захватившим также и Черноморский флот, и в августе 1912 г. ввело на флоте военное положение, отказавшись от боевой учебы.
На боевую подготовку Черноморского флота в предвоенные годы отрицательное влияние оказали события на Балканах — балканские войны. Царское правительство, опасаясь прямого вмешательства Германии и Австро-Венгрии в эти войны и ослабления своих позиций в борьбе за черноморские проливы, в течение девяти месяцев с конца 1912 г. держало Черноморский флот в четырехчасовой готовности к выходу в море. Итоговых маневров в 1913 г. флот не проводил. Плановая боевая подготовка на флоте возобновилась только с началом летней кампании 1914 г. и происходила в напряженной обстановке последних предвоенных недель. Наверстать упущенное в предшествующие годы в короткий срок было невозможно.
Таким
образом, морские силы России на Черном
море вступили в войну недостаточно подготовленными
в боевом отношении. Черноморским морякам
пришлось уже в ходе войны исправлять
положение. Правда, и противник у Черноморского
флота был не тот, который противостоял
Балтийскому флоту. Однако появление на
Черном море германских кораблей «Гебена»
и «Бреслау» усложнило обстановку и потребовало
от Черноморского флота дополнительных
боевых усилий.
Необходимость военных реформ возникла вследствие неудач России в Крымской войне, обнаружившей техническую отсталость русского флота на фоне стремительного роста и модернизации военного потенциала западноевропейских держав, и по причине глубоких социально-экономических изменений, которые заставили пересмотреть основополагающие принципы организации с морских сил.
Флот нуждался в новой системе комплектования - рекрутские наборы изжили себя и не позволяли, в случае военной грозы, мобилизовать требуемые людские ресурсы - ни по количеству, ни по должной боевой готовности. В годы Крымской войны общая численность армии и флота составляла 2 млн. человек - 3 % всего населения, из них участвовало в военных действиях 700 тыс. человек. Увеличить эту численность правительство не могло, так как опасалось хозяйственного упадка и волнений.
Иным должно было стать управление флотом. Достоянием гласности были факты чудовищного беспорядка и воровства, царившего в действующей Крымской армии. Многочисленная и громоздкая администрация, работавшая на собственное воспроизводство и весьма далекая от потребностей флота, уступала место территориальной и отраслевой структуре, децентрализованной и выстроенной в соответствии с военными и морскими задачами. Условием сокращения и децентрализации управления являлась строгая персональная ответственность начальников отдельных его звеньев.
Одними из главных задач реформ флота была военно-техническая модернизация и качественное улучшение боевой подготовки. Выполнение данных задач становилось невозможным без реорганизации и развития системы военных и морских учебных заведений - технических, артиллерийских, медицинских, юридических и др., без воспитания высокообразованного командного состава. В целях выдвижения на командные должности наиболее талантливых и деятельных лиц, а также для оздоровления моральной атмосферы в войсках и на флоте, укрепления боевого братства властям предстояло отказаться от феодально-сословных принципов военной организации. Успехи военной карьеры и взаимоотношения военнослужащих не должны были зависеть от сословной принадлежности.
Вступив на путь преобразований еще до Крымской войны, во время царствования Николая I. В течение нескольких лет Морское министерство было единственным ведомством, которое готовило и проводило реформы, используя при этом элементы гласности, широкое обсуждение проводимых преобразований, привлечение представителей других министерств. Подобный подход являлся неслыханным для того времени нововведением. Неслучайно современники называли его «министерством прогресса»[28;4].
Широта
начинаний Морской
Морские реформы имели огромное значение в деле модернизации флота, воспитания его личного состава в период, когда на смену парусным судам пришли винтовые, а через десятилетие - броненосные суда. Был подан пример рационального реформирования администрации, совершенствования системы образования, решения острых социальных проблем в рамках одного ведомства. Морское начальство подняло ряд важнейших вопросов, общих для всей военной отрасли - о принципах набора на службу, о способах достижения офицерского чина, об отношениях между офицерами и нижними чинами. Нововведения в морском ведомстве во многом инициировали крупные преобразования в масштабе всей России - крестьянскую, судебную, образовательную, финансовую и другие реформы.
Особенностью
преобразований стало то, что период
второй половины XIX столетия явился исключительным
по своему значению в развитии флота. В
этот период дважды происходили крупные
технические перевороты в мировом судостроении:
сначала на смену парусным кораблям пришли
паровые, а затем на смену деревянному
флоту пришел броненосный. Морское министерство
вынуждено было прилагать значительные
усилия, чтобы не отставать от флотов своих
потенциальных противников. Проблемы
технического перевооружения и реконструкции
флота переплетались с проблемами политического
характера, связанного с выходом на политическую
арену новых государств, изменением соотношения
сил в мире. Это чрезвычайно осложняло
деятельность Морского министерства,
но в то же время заставляло решать возникавшие
проблемы, используя новые, не применявшиеся
ранее подходы и методы, укрепляя государственную
мощь.
Основой реформ, залогом их успешного
претворения в жизнь, стали преобразования
флотского управления, начатые несколько
раньше других изменений в Морском ведомстве
второй половины XIX столетия.
Спецификой морского управления на всем
протяжении его развития стала его «двойственность»
- соединение в мирное время под единым
началом руководства строевой и хозяйственной
частями. Эта особенность приводила к
возникновению внутреннего противоречия,
которое в свою очередь развивалось наряду
с развитием флота, его технического оснащения,
изменением форм борьбы на море. Возникавшая
неопределенность в управлении пагубно
сказывалось на всем управленческом процессе,
снижая его эффективность и оперативность.
Это стало отчетливо видно во время Крымской
войны, когда к неповоротливости системы
флотского управления, неопределенности
между его частями, добавилась удаленность
места ведения боевых действий от основных
органов управления флота. Налицо был
кризис всей системы управления флотом.
Для разрешения этого кризиса, устранения
возникших внутренних противоречий во
второй половине XIX столетия руководством
Морского министерства было начато реформирование
системы управления ВМФ.
Реформирование управления Морским ведомством
во второй половине XIX начала XX вв. представляет
собой практически единый процесс, затронувший
все грани флотской организации, а не случайные
изменения ее отдельных частей. Именно
в рассматриваемый период впервые выходят
документы, строго определяющие структуру
и штаты местных органов управления, происходит
определенная унификация и стандартизация.
Четко определяются функции местного
управления и задачи стоящие перед ним,
появляется четкое их разделение между
центральными и местными органами управления.
Для разделения хозяйственного и строевого
управления вопросы материального обеспечения
передаются в основном на места, портовым
учреждениям. Органы центрального управления
начинают заниматься задачами перспективного
развития флота, его боевого управления.
Для этого в процессе реформ возникают
новые органы, такие как Главный штаб,
Главное управление кораблестроением
и снабжением, способные решать эти задачи.
Во многом начало процесса реформирования
связано с сосредоточением в Морском Министерстве,
под руководством великого князя, генерал-адмирала
Константина Николаевича, молодых, талантливых,
неординарно мыслящих чиновников, которых
общество назвало «константиновцами».
В последствии они разошлись по другим
ведомствам, заняв важные государственные
посты. А.В. Головнин, Д.А. Толстой, Е.В. Путятин
были министрами народного просвещения,
М.Х. Рейтерн - министром финансов, Д.Н.
Набоков руководил Министерством юстиции.
Деятельность этих людей по реформированию
Морского ведомства представляет собой
интереснейший опыт проведения преобразований
направленных «сверху», проводимых в условиях
жестких финансовых ограничений.