Военно-морской флот России в 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Цель работы: проследить процесс развития военно-морского флота России со второй половины XIX – до начала XXв.
Вместе с этой общей целью в работе решаются задачи:
- изучить военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие;
- исследовать развитие российского военно-морского флота в начале XX в.

Содержание

Введение
Глава I
Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.
стр. 7-17
Глава II
Развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
стр. 18-28

Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Флот1.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

                                             План 
 
 
 

         Введение 

      Глава I

    Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.    

                                                                                                            стр. 7-17 

      Глава II

      Развитие  российского военно-морского флота  в начале XX в. 

                                                                                                       стр. 18-28 
 

      Заключение 

      Библиография  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение

     Российская империя  имела выход к двенадцати морям трех океанов. Ее территория простиралась на двух континентах, имела самую протяженную в мире морскую границу. И поэтому Российской империи был нужен мощный современный флот, с высокими показателями боевой эффективности, флот который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфики. Именно флот является универсальным, мощным и высокомобильным видом вооруженных сил, обладающий практически всеми существующими средствами из арсенала вооруженной борьбы, что позволяет ему эффективно действовать в любых средах, районах и условиях. Военно-морской флот России, развивался как единая сбалансированная система.

      К сожалению, в истории нашего флота, часто повторялись одинаковые и трагические по своим последствиям ошибки. Периоды подъема, выдающихся достижений отечественного флота не раз сменялись периодами упадка, из которых приходилось выходить ценой немалых усилий.

      Любые реформы и преобразования Военно-морского флота России были успешны так, как они опирались на историческое наследие. После окончания Крымской войны, когда вся страна находилась в ожидании грядущих перемен, Морское министерство первым начало процесс реформирования, показав тем самым пример другим ведомствам.

      Цель   работы: проследить процесс развития военно-морского флота России со второй половины XIX – до начала XXв.

     Вместе  с этой общей целью в работе решаются задачи:

     - изучить  военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие;

      - исследовать развитие российского военно-морского флота  в  начале XX в.

      Степень изученности темы:

      Круг  источников по истории флота и  Морского ведомства в исследуемый  период достаточно обширен.

      Начало  преобразований, вызвало определенный всплеск «официального» направления  в освещении деятельности Морского Министерства по восстановлению флота. Появляется большое количество различных  отчетов, как по всему Морскому ведомству, так и по отдельным его частям, где имеются некоторые элементы анализа проходивших реформ, зачастую не совсем объективные.

     Но  эти работы носили скорее статистический характер, чем историографический. Так, например, двухтомный «Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880», составленный под руководством бывшего директора канцелярии министерства К.А. Манна, представляет, по своей сути, скорее развернутый вариант всеподданнейшего юбилейного отчета по Морскому ведомству [2, с.8].

     С началом царствования императора Александра III, в силу различных причин, возникло определенное молчание официальной  историографии.

      В конце 90-х годов XIX столетия вновь стали появляться труды на эту тему. Во многом это связано с началом реализации новой кораблестроительной программы и наблюдавшегося в связи с этим ростом общественного интереса к флоту. Отражением этого интереса стали работы, имевшие публицистический характер, как, например статья А.Е. Белмора, содержащая общий обзор флотских преобразований.

     Об  усилении интереса к устройству и  проблемам флотского управления свидетельствуют изданные в конце  Х1Х-начале XX века в разных военно-морских  учебных заведениях конспекты лекций и учебники, посвященные устройству флотской администрации.

     Среди довольно упрощенных, содержавших обобщающий материал учебников выделяется труд А. Долгова, как наиболее серьезное  и объективное исследование по вопросам морского управления. Всеподданейший отчет по Морскому министерству за первое двадцатипятилетие царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880. СПб., 1880; Обзор деятельности Морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования императора Александра Николаевича: в 2-х т.1855-1880./Сост. под рук. К. А. Манна. СПб., 1880. В 1898 году вышла работа С.Ф. Огородникова «Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802-1902)». Издание содержат богатый фактический материал, но их юбилейный характер определил несколько однобокую оценку деятельности Морского ведомства.

      Стремление  возродить флот в начале XX века, заставляло обращаться к опыту преобразований второй половины XIX столетия. В рамках дискуссии о дальнейшей судьбе русского военного флота из печати вышел целый ряд работ, освещающих флотскую историю.  
Продолжалось и начатое ранее изучение устройства морской администрации в учебных заведениях.

      Заметное  место в историографии, посвященной теме преобразований флота и его управления во второй половине XIX века, занимает исследование капитана 2 ранга А.Г. фон Витте, погибшего при Цусиме. Его книга вышла уже после его смерти. Автор произвел подробный анализ развития флотской организации, по ряду направлений, проводя при этом сравнения с флотами других государств.

      В советское время одной из первых работ, затрагивающих развитие флота  во второй половине XIX столетия, стала, вышедшая на базе военно-морской академии, работа М.А. Петрова, посвященная подготовке России к войне на море. После достаточно долгого перерыва, к теме флотских реформ второй половины XIX столетия обратилась в своем диссертационном исследовании Т.С. Шабалина (Карпова) [28]. Вопросы преобразований, происходивших во второй половине XIX столетия в Морском ведомстве, затрагивал в своих работах Л.Г. Бескровный. Так, в труде «Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России» содержится богатый статистический материал, помогающий наглядно представить динамику происходивших изменений в разных областях флотской жизни [1]. В 1990 году в свет вышло исследование А.П. Шевырева, пожалуй, самое полное исследование административных преобразований на флоте в 60-70 года XIX века. По словам автора, он смотрел на флот «из окон Адмиралтейства», рассматривая реформы с позиций либеральных чиновников Морского министерства [29]. Работа А.П. Шевырева - одно из немногих исследований, где упоминается о реформах местного управления, хотя и недостаточно полно.

      Работа  Я.В. Бухарева посвящена вопросам развития флота рубежа XIX - XX веков. Автор предпринял попытку объединить различные сферы флотской жизни термином «военно-морское дело», полагая, что одним из первых в рассматриваемы период, стали изменения системы управления.

     Определенные  моменты преобразований Морского ведомства в рассматриваемый период, затронуты в исследованиях Р.В. Кондратенко и А.В. Чистого, посвященных морской политики России в конце XIX века [27] Так, например, Кондратенко в своем исследовании описывает принятие руководством Морского министерства некоторых предложений адмирала Н.М. Чихачева, предусматривавших изменения в организации флота. Автор подчеркивает большую роль в строительстве флота адмирала И.А. Шестакова, управляющего Морским министерством с 1882 по 1888гг.

     Общие вопросы реформ во второй половине XIX столетия привлекали внимание не только отечественных, но и зарубежных историков. Так вышедший в 1992 году труд «Великие реформы в России 1856 — 1874гг», рассматривает возможные пути развития русского общества того периода, проблему реформ, как альтернативу революции, а также  необходимость создания винтового, а затем и броненосного флота. [3]

     Золотарев В.А., Козлов И.А. в  своих работах рассматривали важнейшие этапы развития русского военно-морского флота в период XIX-начале XX века, его участие в войнах, которые вела Россия.[12,14] В частности, можно выделить их труд посвященный военно-морскому флоту России  во время русско-японской войны 1904-1905гг., которая вышла в 1990 году [13]. В этой работе  основанной на архивном материале, рассматривается состояние, техническая оснащенность, степень подготовленности личного состава к войне.

     Анализ  вышеперечисленных работ показывает, что история реформирования системы  управления флота России во второй половине XIX века не получила еще должного освещения в литературе. Хотя некоторые авторы затрагивали в своих трудах преобразования отдельных органов управления в рассматриваемый период, но комплексного исследования изменений всей системы управления, не было обнаружено. Требуют дополнительного изучения реформы органов местного управления, их взаимосвязь с преобразованиями центральных учреждений, зависимость процесс реформ от состояния экономики страны и взглядов высшего руководства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Глава I

        Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.

      Необходимость военных реформ возникла вследствие неудач России в Крымской войне, обнаружившей техническую отсталость русской армии и флота на фоне стремительного роста и модернизации военного потенциала западноевропейских держав, и по причине глубоких социально-экономических изменений, которые заставили пересмотреть основополагающие принципы организации сухопутных и морских сил.

      Армия и флот нуждались в новой системе комплектования -рекрутские наборы изжили себя и не позволяли, в случае военной угрозы, мобилизовать требуемые людские ресурсы - ни по количеству, ни по должной боевой готовности. В годы Крымской войны общая численность армии и флота составляла 2 млн. человек - 3 % всего населения, из них участвовало в военных действиях 700 тыс. человек. Увеличить эту численность правительство не могло, так как опасалось хозяйственного упадка и волнений.

      Иным  должно было стать управление сухопутными  войсками и флотом. Достоянием гласности были факты чудовищного беспорядка и воровства, царившего в действующей Крымской армии. Многочисленная и громоздкая администрация, работавшая на собственное воспроизводство и весьма далекая от потребностей армии и флота, уступала место территориальной и отраслевой структуре, децентрализованной и выстроенной в соответствии с военными и морскими задачами. Условием сокращения и децентрализации управления являлась строгая персональная ответственность начальников отдельных его звеньев.

      Одними из главных задач реформ армии и флота были военно-техническая модернизация и качественное улучшение боевой подготовки. Выполнение данных задач становилось невозможным без реорганизации и развития системы военных и морских учебных заведений - технических, артиллерийских, медицинских, юридических и др., без воспитания высокообразованного командного состава. В целях выдвижения на командные должности наиболее талантливых и деятельных лиц, а также для оздоровления моральной атмосферы в войсках и на флоте, укрепления боевого братства властям предстояло отказаться от феодально-сословных принципов военной организации. Успехи военной карьеры и взаимоотношения военнослужащих не должны были зависеть от сословной принадлежности.

      В подготовке военных реформ первенствующая роль принадлежала не сухопутному, а морскому министерству, во главе которого с 1853 г. стоял генерал-адмирал русского флота великий князь Константин Николаевич. При непосредственном участии офицеров и адмиралов Балтийского и Черноморского флотов - «всего морского сословия» - был открыто обсужден и в 1853 г. утвержден Николаем I новый Морской устав.

      В условиях Крымской войны и непосредственной угрозы неприятельского нападения на Кронштадт и Петербург морское министерство приступило к изготовлению винтовых механизмов, к постройке первых крупных винтовых судов и нескольких десятков винтовых канонерских лодок. Испытывались и устанавливались на подступах к Кронштадту новейшие морские мины. При этом чиновники министерства делали ставку на развитие частной предпринимательской инициативы. Частные подрядчики, использовавшие наемный труд, оказались гораздо эффективнее казенной промышленности, не справлявшейся с получаемыми заказами. Благодаря умелой организации подрядов, морское ведомство смогло в 1854-1856 гг. «из ничего» создать морские силы, которые пришли на смену сгнившим парусным судам. Они надежно защищали Кронштадт и обезопасили столицу от вражеского десанта.

Информация о работе Военно-морской флот России в 19-20 вв