Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Цель работы: проследить процесс развития военно-морского флота России со второй половины XIX – до начала XXв.
Вместе с этой общей целью в работе решаются задачи:
- изучить военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие;
- исследовать развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
Введение
Глава I
Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.
стр. 7-17
Глава II
Развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
стр. 18-28
Заключение
Библиография
Введение
Глава I
Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.
Глава II
Развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
Заключение
Библиография
Введение
Российская империя имела выход к двенадцати морям трех океанов. Ее территория простиралась на двух континентах, имела самую протяженную в мире морскую границу. И поэтому Российской империи был нужен мощный современный флот, с высокими показателями боевой эффективности, флот который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфики. Именно флот является универсальным, мощным и высокомобильным видом вооруженных сил, обладающий практически всеми существующими средствами из арсенала вооруженной борьбы, что позволяет ему эффективно действовать в любых средах, районах и условиях. Военно-морской флот России, развивался как единая сбалансированная система.
К сожалению, в истории нашего флота, часто повторялись одинаковые и трагические по своим последствиям ошибки. Периоды подъема, выдающихся достижений отечественного флота не раз сменялись периодами упадка, из которых приходилось выходить ценой немалых усилий.
Любые реформы и преобразования Военно-морского флота России были успешны так, как они опирались на историческое наследие. После окончания Крымской войны, когда вся страна находилась в ожидании грядущих перемен, Морское министерство первым начало процесс реформирования, показав тем самым пример другим ведомствам.
Цель работы: проследить процесс развития военно-морского флота России со второй половины XIX – до начала XXв.
Вместе с этой общей целью в работе решаются задачи:
- изучить военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие;
- исследовать развитие российского военно-морского флота в начале XX в.
Степень изученности темы:
Круг источников по истории флота и Морского ведомства в исследуемый период достаточно обширен.
Начало преобразований, вызвало определенный всплеск «официального» направления в освещении деятельности Морского Министерства по восстановлению флота. Появляется большое количество различных отчетов, как по всему Морскому ведомству, так и по отдельным его частям, где имеются некоторые элементы анализа проходивших реформ, зачастую не совсем объективные.
Но эти работы носили скорее статистический характер, чем историографический. Так, например, двухтомный «Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880», составленный под руководством бывшего директора канцелярии министерства К.А. Манна, представляет, по своей сути, скорее развернутый вариант всеподданнейшего юбилейного отчета по Морскому ведомству [2, с.8].
С началом царствования императора Александра III, в силу различных причин, возникло определенное молчание официальной историографии.
В конце 90-х годов XIX столетия вновь стали появляться труды на эту тему. Во многом это связано с началом реализации новой кораблестроительной программы и наблюдавшегося в связи с этим ростом общественного интереса к флоту. Отражением этого интереса стали работы, имевшие публицистический характер, как, например статья А.Е. Белмора, содержащая общий обзор флотских преобразований.
Об усилении интереса к устройству и проблемам флотского управления свидетельствуют изданные в конце Х1Х-начале XX века в разных военно-морских учебных заведениях конспекты лекций и учебники, посвященные устройству флотской администрации.
Среди довольно упрощенных, содержавших обобщающий материал учебников выделяется труд А. Долгова, как наиболее серьезное и объективное исследование по вопросам морского управления. Всеподданейший отчет по Морскому министерству за первое двадцатипятилетие царствования государя императора Александра Николаевича. 1855-1880. СПб., 1880; Обзор деятельности Морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования императора Александра Николаевича: в 2-х т.1855-1880./Сост. под рук. К. А. Манна. СПб., 1880. В 1898 году вышла работа С.Ф. Огородникова «Исторический обзор развития и деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802-1902)». Издание содержат богатый фактический материал, но их юбилейный характер определил несколько однобокую оценку деятельности Морского ведомства.
Стремление
возродить флот в начале XX века, заставляло
обращаться к опыту преобразований
второй половины XIX столетия. В рамках
дискуссии о дальнейшей судьбе русского
военного флота из печати вышел целый
ряд работ, освещающих флотскую историю.
Продолжалось и начатое ранее изучение
устройства морской администрации в учебных
заведениях.
Заметное место в историографии, посвященной теме преобразований флота и его управления во второй половине XIX века, занимает исследование капитана 2 ранга А.Г. фон Витте, погибшего при Цусиме. Его книга вышла уже после его смерти. Автор произвел подробный анализ развития флотской организации, по ряду направлений, проводя при этом сравнения с флотами других государств.
В советское время одной из первых работ, затрагивающих развитие флота во второй половине XIX столетия, стала, вышедшая на базе военно-морской академии, работа М.А. Петрова, посвященная подготовке России к войне на море. После достаточно долгого перерыва, к теме флотских реформ второй половины XIX столетия обратилась в своем диссертационном исследовании Т.С. Шабалина (Карпова) [28]. Вопросы преобразований, происходивших во второй половине XIX столетия в Морском ведомстве, затрагивал в своих работах Л.Г. Бескровный. Так, в труде «Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России» содержится богатый статистический материал, помогающий наглядно представить динамику происходивших изменений в разных областях флотской жизни [1]. В 1990 году в свет вышло исследование А.П. Шевырева, пожалуй, самое полное исследование административных преобразований на флоте в 60-70 года XIX века. По словам автора, он смотрел на флот «из окон Адмиралтейства», рассматривая реформы с позиций либеральных чиновников Морского министерства [29]. Работа А.П. Шевырева - одно из немногих исследований, где упоминается о реформах местного управления, хотя и недостаточно полно.
Работа Я.В. Бухарева посвящена вопросам развития флота рубежа XIX - XX веков. Автор предпринял попытку объединить различные сферы флотской жизни термином «военно-морское дело», полагая, что одним из первых в рассматриваемы период, стали изменения системы управления.
Определенные моменты преобразований Морского ведомства в рассматриваемый период, затронуты в исследованиях Р.В. Кондратенко и А.В. Чистого, посвященных морской политики России в конце XIX века [27] Так, например, Кондратенко в своем исследовании описывает принятие руководством Морского министерства некоторых предложений адмирала Н.М. Чихачева, предусматривавших изменения в организации флота. Автор подчеркивает большую роль в строительстве флота адмирала И.А. Шестакова, управляющего Морским министерством с 1882 по 1888гг.
Общие вопросы реформ во второй половине XIX столетия привлекали внимание не только отечественных, но и зарубежных историков. Так вышедший в 1992 году труд «Великие реформы в России 1856 — 1874гг», рассматривает возможные пути развития русского общества того периода, проблему реформ, как альтернативу революции, а также необходимость создания винтового, а затем и броненосного флота. [3]
Золотарев В.А., Козлов И.А. в своих работах рассматривали важнейшие этапы развития русского военно-морского флота в период XIX-начале XX века, его участие в войнах, которые вела Россия.[12,14] В частности, можно выделить их труд посвященный военно-морскому флоту России во время русско-японской войны 1904-1905гг., которая вышла в 1990 году [13]. В этой работе основанной на архивном материале, рассматривается состояние, техническая оснащенность, степень подготовленности личного состава к войне.
Анализ
вышеперечисленных работ
Военно-морской флот России во второй половине XIX века: его реформирование и развитие.
Необходимость военных реформ возникла вследствие неудач России в Крымской войне, обнаружившей техническую отсталость русской армии и флота на фоне стремительного роста и модернизации военного потенциала западноевропейских держав, и по причине глубоких социально-экономических изменений, которые заставили пересмотреть основополагающие принципы организации сухопутных и морских сил.
Армия и флот нуждались в новой системе комплектования -рекрутские наборы изжили себя и не позволяли, в случае военной угрозы, мобилизовать требуемые людские ресурсы - ни по количеству, ни по должной боевой готовности. В годы Крымской войны общая численность армии и флота составляла 2 млн. человек - 3 % всего населения, из них участвовало в военных действиях 700 тыс. человек. Увеличить эту численность правительство не могло, так как опасалось хозяйственного упадка и волнений.
Иным должно было стать управление сухопутными войсками и флотом. Достоянием гласности были факты чудовищного беспорядка и воровства, царившего в действующей Крымской армии. Многочисленная и громоздкая администрация, работавшая на собственное воспроизводство и весьма далекая от потребностей армии и флота, уступала место территориальной и отраслевой структуре, децентрализованной и выстроенной в соответствии с военными и морскими задачами. Условием сокращения и децентрализации управления являлась строгая персональная ответственность начальников отдельных его звеньев.
Одними из главных задач реформ армии и флота были военно-техническая модернизация и качественное улучшение боевой подготовки. Выполнение данных задач становилось невозможным без реорганизации и развития системы военных и морских учебных заведений - технических, артиллерийских, медицинских, юридических и др., без воспитания высокообразованного командного состава. В целях выдвижения на командные должности наиболее талантливых и деятельных лиц, а также для оздоровления моральной атмосферы в войсках и на флоте, укрепления боевого братства властям предстояло отказаться от феодально-сословных принципов военной организации. Успехи военной карьеры и взаимоотношения военнослужащих не должны были зависеть от сословной принадлежности.
В подготовке военных реформ первенствующая роль принадлежала не сухопутному, а морскому министерству, во главе которого с 1853 г. стоял генерал-адмирал русского флота великий князь Константин Николаевич. При непосредственном участии офицеров и адмиралов Балтийского и Черноморского флотов - «всего морского сословия» - был открыто обсужден и в 1853 г. утвержден Николаем I новый Морской устав.
В условиях Крымской войны и непосредственной угрозы неприятельского нападения на Кронштадт и Петербург морское министерство приступило к изготовлению винтовых механизмов, к постройке первых крупных винтовых судов и нескольких десятков винтовых канонерских лодок. Испытывались и устанавливались на подступах к Кронштадту новейшие морские мины. При этом чиновники министерства делали ставку на развитие частной предпринимательской инициативы. Частные подрядчики, использовавшие наемный труд, оказались гораздо эффективнее казенной промышленности, не справлявшейся с получаемыми заказами. Благодаря умелой организации подрядов, морское ведомство смогло в 1854-1856 гг. «из ничего» создать морские силы, которые пришли на смену сгнившим парусным судам. Они надежно защищали Кронштадт и обезопасили столицу от вражеского десанта.