Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа
2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, и влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В тех случаях, когда
по обстоятельствам дела нарушение
условий проведения предвыборной агитации
(условий доступа к средствам
массовой информации, порядка предоставления
эфирного времени или печатной площади,
оказание предпочтения в информационных
блоках отдельным кандидатам или
объединениям) допущено самими организациями
(телерадиокомпаниями и
Средства массовой информации как организации и юридические лица за нарушение условий проведения агитации подвергаются штрафу в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности. В рамках избирательной кампании рекламирование коммерческой и иной деятельности определенных лиц и организаций приравнивается с точки зрения правового режима к предвыборной агитации.
В соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется примерно на тех же основаниях, что и предвыборная агитация. Такая реклама должна оплачиваться из избирательного фонда и сопровождаться информацией о том, из какого фонда она оплачивается. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
Нарушение указанных правил влечет для физических лиц административную ответственность по ст. 409 КоАП, а для организаций - по ст. 5 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неострожности.
Проведение предвыборной агитации, агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом. Административная ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 4010 КоАП.
Объектом правонарушения
являются урегулированные
Агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных блоков и объединений, общественных объединений, имеющая целью: при проведении выборов - побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
При проведении повторного
голосования предвыборная агитация
возобновляется со дня официального
опубликования решения о
Агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена законом.
Данное административное правонарушение может быть совершено как гражданами, так и должностными лицами умышленно либо неосторожно.
Проведение агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом. Административная ответственность за данное правонарушение установлена в ст. 4011 КоАП.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации.
В соответствии с п.
5 ст. 37 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» в
агитации при проведении выборов
не могут участвовать члены
Проведение предвыборной агитации физическими лицами (гражданами и должностными лицами), которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Совершение аналогичного
административного
Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. Действующим законодательством о выборах запрещено изготовление или распространение анонимных печатных агитационных материалов. За такие правонарушения установлена административная ответственность (ст. 4012 КоАП).
Административно наказуемыми являются несколько составов правонарушений: изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов агитационных печатных, аудиовизуальных материалов без письменного подтверждения согласия соответствующего зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, а равно изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно или неполно.
Предметом административных правонарушений выступают агитационные печатные и аудиовизуальные материалы.
Под агитационными
печатными материалами в данных
составах административных правонарушений
понимаются растиражированные типографским
способом (печатанием или тиснением)
в каком-либо количестве идентичных
экземпляров произведения письменности
и (или) изобразительного искусства, содержащие
признаки предвыборной агитации, агитации
и предназначенные для
Аудиовизуальные агитационные
материалы - это вид агитационных
материалов, которые представляют собой
произведения, состоящие из зафиксированной
серии связанных между собой
кадров (как правило, с сопровождающим
их звуком), предназначенных для
зрительного и слухового
Аудиовизуальные материалы
признаются агитационными, если они
содержат признаки предвыборной агитации
и предназначены для массового
распространения и
В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» печатные агитационные материалы должны содержать выходные данные: наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Федеральным законом также предусмотрено, что экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата. Вместе с данными материалами в комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Следует учитывать также, что изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не допускаются. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением указанных требований запрещается.
Правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и бездействия. Его субъектами могут быть как граждане, так и должностные лица.
Изготовление или
распространение анонимных
Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации. Административная ответственность физических лиц за данное правонарушения предусмотрена в ст. 4013 КоАП.
Согласно ст. 45 (п. 6) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в программах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях с государственным и муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения указанных средств массовой информации и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Одним из таких видов ответственности и является административная ответственность, установленная для физических лиц в ст. 4013 КоАП, а для организаций (средств массовой информации) - в ст. 11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам. Общественная вредность данного административного правонарушения (ст. 4014 КоАП) выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей.
Предметом данного
правонарушения выступают печатные
материалы, относящиеся к выборам
(информационные и агитационные печатные
материалы), в частности: портреты кандидатов
в депутаты или на выборные должности,
плакаты с биографиями
Правонарушение может
совершаться в форме
При квалификации правонарушения следует учитывать, что вывешивание агитационных и иных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.