Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа
2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен
Избрание гражданина
депутатом представительного
Расформирование избирательных комиссий (комиссий референдума) как мера конституционно-правовой ответственности. Данная мера юридической ответственности регламентируется в ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В качестве санкции здесь выступает принудительный досрочный роспуск в судебном порядке комиссии в ранее сформированном составе. Прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий ее членов с правом совещательного голоса.
Основанием данного
вида ответственности является нарушение
избирательной комиссией
Признание недействительными
итогов голосования либо результатов
выборов должно быть осуществлено в
порядке, установленном федеральными
законами (в том числе и на основании
судебного решения) и законами субъектов
Российской Федерации. Общие положения
о порядке признания
Дела о расформировании
избирательных комиссий рассматриваются
судами в соответствии с правилами
подсудности, предусмотренными п. 2 ст.
63 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Согласно
этой норме суды субъектов Российской
Федерации рассматривают дела о
расформировании избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации
и окружных избирательных комиссий
по выборам в федеральные органы
государственной власти; районные суды
рассматривают дела о расформировании
окружных, территориальных, участковых
избирательных комиссий. Правовая возможность
расформирования Центральной
Суды рассматривают
дела о расформировании
С заявлением в суд
о расформировании
С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться:
группа избирателей
численностью не менее одной трети
от общего числа депутатов
группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа;
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Закон не исключает правовой возможности одновременного обращения с заявлением в суд о расформировании определенной избирательной комиссии нескольких субъектов, имеющих такое право. В этом случае суд рассматривает эти заявления одновременно в рамках одного дела.
В соответствии с п.
4 ст. 25 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» заявление
о расформировании комиссии принимается
к рассмотрению немедленно и решение
по нему выносится не позднее чем
через 14 дней. Дело о расформировании
избирательной комиссии рассматривается
судом коллегиально по процессуальным
правилам, установленным Гражданско-
Новая избирательная комиссия формируется соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.
2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
Общие условия административной ответственности за нарушение избирательного законодательства. Административная ответственность физических лиц за нарушения законодательства о выборах регламентирована Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах относится к ведению федерального законодателя.
Основанием административной
ответственности является совершение
административного
Конкретные составы административных правонарушений физических лиц, посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП (ст. 401 - 4013).
В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.
Административная ответственность физических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.
Большинство административно-наказуемых нарушений законодательства о выборах может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административные правонарушения, совершенные умышленно, то есть преднамеренно, с продуманным замыслом, отличаются большей степенью публичной опасности и должны влечь более суровые меры административной ответственности. К примеру, только с умышленной формой вины совершаются такие административные правонарушения как выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Разумеется, в отличие от умышленных неосторожные административные правонарушения подлежат менее суровому наказанию. С неосторожной формой вины могут быть совершены такие административные правонарушения как непредставление избирательной комиссии должностными лицами необходимых для ее работы сведений и материалов, проведение агитации в период ее запрещения, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. При определенных обстоятельствах указанные правонарушения могут быть также совершены и с умышленной формой вины.
Испытывать вину как особое психическое состояние может только психически здоровый человек. Невозможно вменить в вину совершение административного правонарушения психически больному человеку. Статья 20 КоАП так и гласит: «Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния». Заключение о наличии или отсутствии такого рода заболеваний дает врач-психиатр. При необходимости может проводиться психиатрическая экспертиза.
При отсутствии вины привлечение физического лица к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах недопустимо.
Совершение административных
правонарушений, посягающих на избирательные
права граждан, является административно
наказуемым. Под административной наказуемостью
понимается установленная законом
юридическая возможность
Административные правонарушения физических лиц в рассматриваемой сфере влекут штрафные санкции. Административный штраф выражается в разовом взыскании твердо установленной денежной суммы в доход государства. Он исчисляется в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения.
В статьях Особенной части КоАП штрафные санкции за административные правонарушения сформулированы относительно определенным образом (в виде вилки «от и до»). Конкретный размер штрафа определяется судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя.
За совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах к административной ответственности может быть привлечено физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
За отдельные виды
административных правонарушений в
этой сфере к административной ответственности
привлекаются физические лица, наделенные
статусом специального субъекта и выполняющие
предусмотренные законом
В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане независимо от того, где они работают (не работают) или учатся.
Административная
ответственность юридических
Основанием данной ответственности является нарушение федеральных и региональных законов о выборах и референдумах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии. Конкретные составы административных правонарушений юридических лиц сформулированы в ст.ст. 2-11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».
Понятие юридического
лица дано в ст. 48 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Согласно этому
предписанию юридическим лицом
признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном