Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:35, контрольная работа
Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит создание Вооруженных Сил РФ на новой, контрактной основе. В этот период создание эффективной системы гарантий правового статуса граждан РФ, состоящих на военной службе, усиление социальной защиты военнослужащих, упрочение их правового положения должны стать приоритетным направлением государственной политики в военной области.
Введение..................................................................................................................................3 стр.
§1. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих..........................................5 стр.
§2. Гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин........................10 стр.
Заключение...........................................................................................................................19 стр.
Список использованной литературы..................................................................................21 стр.
Решение большей части семейно-бытовых проблем видится в предоставлении служебного жилья военнослужащим либо на территории, либо в непосредственной близости от воинских частей или мест дислокации отдельных подразделений. Также вблизи от воинских частей должны располагаться дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения. Как уже указывалось выше, детские сады (ясли) должны быть ведомственными, что позволит согласовать график их работы с регламентом служебного времени. Что касается обучения в общеобразовательных учреждениях, то должны быть заключены договоры между командованием части и администрацией ближайшего общеобразовательного учреждения о первоочередном приеме детей военнослужащих в данное учреждение и о создании на базе таких учреждений групп продленного дня. Формирование семейно-бытовой инфраструктуры при воинских частях позволит также решить проблему трудоустройства членов семей военнослужащих путем создания дополнительных рабочих мест.
Безусловно, в тех воинских частях, при которых действуют военные городки, многие бытовые проблемы решаются гораздо проще. Конечно, содержание военных городков требует значительных финансовых затрат. Но, не решив проблемы бытового обустройства семей военнослужащих, невозможно разрешить противоречия между семейно-бытовой и служебной функцией военнослужащих. Обращаю особое внимание на актуальность данных проблем для органов пограничного контроля в связи с ростом числа семей, где оба супруга являются военнослужащими.
Право каждого человека на охрану здоровья - общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», - гласит ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное положение соответствует нормам и принципам международно-правовых актов, например, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и др. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Есть ряд проблем, связанных с медицинским обеспечением военнослужащих-женщин. В первую очередь это отсутствие военно-акушерской службы, недостаточное количество или вообще отсутствие врачей-гинекологов в военно-медицинских учреждениях. Все это приводит к тому, что право на получение бесплатной медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях существует, а возможности реализации данного права для военнослужащих-женщин существенно ограничены. Применительно к возможности реализации данного права военнослужащими-женщинами, проходящими службу в органах пограничного контроля, следует отметить, что эта проблема существует как в крупных городах (Москва, Санкт–Петербург), так и в небольших населенных пунктах, где в местах дислокации подразделений предусмотрены только пункты медицинской помощи. В обоих случаях реализация данного права затруднена из-за значительного удаления военно-медицинских учреждений от мест жительства (службы) военнослужащих. В первую очередь это негативно сказывается на беременных военнослужащих-женщинах, военнослужащих-женщинах, имеющих детей, особенно в послеродовой период. Военнослужащие-женщины вынуждены обращаться в учреждения здравоохранения и оплачивать лечение за свой счет, возмещение в данном случае средств, потраченных на лечение, нормативными правовыми актами не предусмотрено. Предположительно, решение данного вопроса возможно в рамках пересмотра порядка реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь для военнослужащих в целом. Как вариант решения данной проблемы предлагается рассмотреть возможность оформления для военнослужащих полисов обязательного медицинского страхования (в настоящий момент законодательством не предусмотрено), которые наряду с услугами военно-медицинских учреждений позволяли бы пользоваться услугами учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Считаю, что создание оптимальных условий военной службы для военнослужащих-женщин также является в настоящее время актуальной проблемой. Ведь изначально вся система обеспечения военной службы складывалась в расчете именно на военнослужащих мужского пола. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость гигиенического нормирования условий и характера труда военнослужащих-женщин. В настоящий момент действуют Гигиенические нормы к условиям труда женщин. Однако проведенное специалистами Военно-медицинской Академии (г. Санкт–Петербург) комплексное исследование условий и характера труда военнослужащих-женщин в современных Вооруженных Силах позволяет говорить об отсутствии в местах прохождения военной службы женщинами надлежащих социально-бытовых условий. В ст. 161 УВС ВС РФ определено, что для военнослужащих-женщин оборудуются отдельные общежития (спальные помещения), комнаты для подготовки к занятиям, совещаний и досуга, душ и туалеты, а также комнаты бытового обслуживания и комнаты для умывания. В соответствии с требованием ст. 164 УВС ВС РФ военнослужащие-женщины размещаются в спальных помещениях с расположением кроватей в один ярус.
Безусловно, закрепление в Уставе особых требований к размещению военнослужащих-женщин имеет значение для создания благоприятных бытовых условий для данной категории военнослужащих. Однако этого не достаточно. Ведь чаще всего военнослужащие-женщины проживают вне расположения воинских частей, и поэтому особую важность приобретает проблема создания необходимых бытовых условий на рабочем месте. Причем в данном случае имеется ввиду соблюдение хотя бы элементарных санитарно-гигиенических норм. В первую очередь это касается оборудования достаточного количества туалетных комнат и комнат (кабин) личной гигиены, необходимых для женщин в силу физиологических особенностей женского организма. В большинстве воинских частей комнаты личной гигиены отсутствуют не только в непосредственной близости от рабочих мест, но и в медицинских пунктах, более того, в некоторых воинских частях нет отдельных туалетных комнат для военнослужащих женского пола. В связи с этим сложно говорить, в частности, о профилактике заболеваний мочеполовой системы у военнослужащих-женщин и об охране здоровья военнослужащих-женщин в целом. Кроме того, в тех случаях, когда рабочие места находятся на удалении от мест проживания военнослужащих, что характерно для органов пограничного контроля, возникает необходимость оборудования ряда дополнительных помещений: комната бытового обслуживания, комната отдыха, при невозможности организации питания по месту службы - столовая комната и т.д. Нужно оговориться, что создание нормальных бытовых условий, конечно, необходимо и для военнослужащих мужского пола.
Несмотря на очевидность данной проблемы, она не нашла отражения в военном праве. В нормах военного права не предусмотрены даже минимальные требования к оборудованию рабочих мест военнослужащих-женщин, решение данного вопрос полностью зависит от усмотрения командования воинских частей и финансовых возможностей, что, по моему мнению, недопустимо. Назрела необходимость разработки документа, который бы установил требования к оборудованию помещений, где исполняют служебные обязанности военнослужащие-женщины. Более того, речь может идти даже о создании паспорта рабочего места военнослужащей-женщины, где нашли бы отражения такие показатели, как режим работы, условия труда, оснащение необходимыми техническими средствами и т.д. Такие документы должны быть разработаны совместно с военно-медицинским управлением ФСБ России, заместитель начальника которого является главным санитарным врачом ФСБ России. До разработки таких документов полагаем необходимым издать приказ ФСБ России о применении в федеральной службе безопасности существующих в настоящее время гигиенических требований к условиям труда женщин.
Важной является и проблема сексуального насилия в отношении военнослужащих-женщин. Сексуальные посягательства являются одним из источников опасности в условиях военной службы. Традиционно объектом насилия становится женщина однако пострадавшим может оказаться и мужчина. Данный вопрос уже урегулирован нормами права: Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности - глава 18 УК РФ, а также преступления против свободы, чести и достоинства личности - глава 17 УК РФ. Однако подобные правонарушения зачастую остаются скрытыми, т.к. жертвы насилия по различным причинам не хотят предавать их огласке. Требуется не изменять действующее законодательство, а повышать уровень культуры военнослужащих и поддерживать здоровый морально-психологический климат в подразделениях. Это задача военных воспитателей, психологов, а не юристов. То есть, в данном случае следует обратить особое внимание на профилактику подобных правонарушений. И при том, всё же есть необходимость предавать гласности факты сексуальных посягательств и обсуждать эти проблемы в средствах массовой информации.
Помимо несовершенства нормативных правовых актов, причиной нарушений прав военнослужащих-женщин зачастую является слабое знание данной категорией военнослужащих законодательства, регламентирующего их права и обязанности.
Следовательно, чтобы предотвратить возможные нарушения прав, нужно разъяснять военнослужащим их права и обязанности, а также способы и порядок защиты своих прав. В механизме правовых гарантий реализации статуса военнослужащих на первое место должно ставиться информирование военнослужащих об их правах, об органах государственного и военного управления, о правоохранительных органах, правомочных осуществлять защиту их прав и свобод. При решении данной проблемы также следует учитывать, что соблюдение прав и свобод военнослужащих во многом зависит от командиров (начальников), т.к. они несут личную ответственность за все стороны жизни и деятельность вверенных им подразделений. Поэтому необходимо обратить внимание на уровень правовой подготовки командиров (начальников). В программе по общественно-государственной подготовке надо предусмотреть тему по особенностям правового регулирования положения военнослужащих-женщин. В настоящее время издан «Юридический справочник военнослужащих-женщин», где собраны нормативные правовые акты, касающиеся правового положения военнослужащих-женщин, даны комментарии к ним и приведены примерные формы рапортов. Подобные данному справочнику пособия должны быть в каждой воинской части, причем они должны своевременно обновляться.
Одной из гарантий реализации правового статуса военнослужащих-женщин также является осуществление юридического контроля за соответствием действующему законодательству правовых актов, издаваемых органами военного управления.
Применительно к теме работы речь идет о контроле за соответствием данных правовых актов законодательству об охране семьи, материнства и детства.
Особое значение в сфере обеспечения прав военнослужащих-женщин имеет деятельность общероссийской общественной организации «Союз женщин границы».
Данное общественное объединение состоит из жен военнослужащих, а также военнослужащих-женщин, таким образом, его члены имеют ясное представление о наиболее острых проблемах, с которыми приходится сталкиваться военнослужащим–женщинам и семьям военнослужащих, и могут предложить пути их решения.
Подводя итог, можно сделать вывод о несовершенстве правового регулирования статуса военнослужащих-женщин, что приводит к возникновению проблем при его реализации. Налицо противоречие между служебной и семейно-бытовой функциями военнослужащих-женщин, вызванное простым распространением норм трудового права на военно-служебные отношения без учета специфики последних. В частности, предусмотренный военным правом Российской Федерации порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком может отрицательно сказываться на выполнении служебных задач. Особенно остро данная проблема стоит для органов пограничного контроля, учитывая, что военнослужащие-женщины составляют большую часть личного состава данных органов. В связи с этим предлагаем распространить с некоторыми изменениями институт приостановления военной службы на случаи нахождения военнослужащих в отпуске по уходу за ребенком. Помимо изменения порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком необходим комплекс мер, направленных на устранение вышеуказанного противоречия: развитие сети бытовой инфраструктуры, оказание материальной поддержки военнослужащим, имеющим малолетних детей и т.д.
Обнаружены трудности реализации права военнослужащих-женщин на охрану здоровья и безопасные условия службы. Не лишним было бы разработать нормативные правовые акты, закрепляющие требования к условиям несения службы военнослужащих-женщин, а также пересмотреть порядок пользования услугами учреждений здравоохранения.
Ну и в самом заключении, стоит отметить, что из всего многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих-женщин особое внимание следует уделить развитию таких гарантий реализации их прав, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышению уровня правовой культуры военнослужащих–женщин, прежде всего - знания своих прав и способов их защиты, а также обязанностей.
Заключение
Современное
состояние военной службы характеризуется
наличием трех групп проблем правового
обеспечения организации
Первая
группа проблем обусловлена
полномочиями в военной сфере, и органов военного управления, воинских должностных лиц всех уровней, соблюдением прав и свобод военнослужащих.
Вторая группа
проблем связана с
- сущность и причины противоречий законодательства о государственной службе и военной службе;
- научное определение понятий “военная служба” и “военнослужащий”;
- определение системы и классификация принципов организации военной службы;
- определение системы нормативных правовых актов для регулирования вопросов военной службы и ее совершенствование.
Третья группа правовых проблем касается организации прохождения военной службы:
- правовое значение и классификация оснований возникновения, изменения и прекращения военно-служебных отношений;
- правовое значение и классификация прав и обязанностей и мер юридической ответственности военнослужащих;
- создание для военнослужащих системы продвижения по службе (“карьерного роста”), правовое значение и классификация воинских должностей и составов военнослужащих;
- несовершенство системы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.
Информация о работе Юридические гарантии реализации статуса военнослужащи