Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:35, контрольная работа
Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит создание Вооруженных Сил РФ на новой, контрактной основе. В этот период создание эффективной системы гарантий правового статуса граждан РФ, состоящих на военной службе, усиление социальной защиты военнослужащих, упрочение их правового положения должны стать приоритетным направлением государственной политики в военной области.
Введение..................................................................................................................................3 стр.
§1. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих..........................................5 стр.
§2. Гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин........................10 стр.
Заключение...........................................................................................................................19 стр.
Список использованной литературы..................................................................................21 стр.
Репродуктивная функция является естественной для женщины. На военную службу принимаются женщины в возрасте от 18 до 40 лет. Возраст приема на военную службу совпадает с тем периодом в жизни женщины, когда наиболее вероятно рождение детей. Поэтому вполне естественно, что большинство военнослужащих-женщин используют отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком. Безусловно, в больших подразделениях, где количество военнослужащих-женщин незначительно, это не вызывает серьезных проблем. Однако для подразделений, где женщины занимают большое количество должностей, использование этих отпусков неизбежно приведет к значительному увеличению служебной нагрузки на остальной личный состав. Особую актуальность данная проблема приобретает для органов пограничного контроля, учитывая, что основную часть личного состава в них составляют военнослужащие-женщины. Реализация в органах пограничного контроля предусмотренного законодательством права на перерывы для кормления ребенка затруднена в силу объективных причин. Поэтому эффективность правового регулирования порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком приобретает особое значение.
Порядок предоставления отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком регламентируется ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы.
По желанию военнослужащей-женщине может быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время нахождения в этом отпуске за военнослужащим сохраняется место военной службы и воинская должность. При этом военнослужащие-женщины в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не имеют права на получение денежного довольствия. Период нахождения в отпуске засчитывается в выслугу лет, а также в срок выслуги в присвоенном воинском звании.
Наличие ребенка у военнослужащей-женщины в качестве основания для увольнения с военной службы законодательством Российской Федерации не предусмотрено, и командование не имеет права увольнять с военной службы военнослужащих-женщин по этому основанию. Военнослужащие-женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.
В
гражданском секторе существует
аналогичный порядок
Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что в случае служебной необходимости на военнослужащего может быть с его согласия возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается. Возникает вполне закономерный вопрос: а кто же в таком случае будет выполнять обязанности по воинской должности этого военнослужащего? Безусловно, существует возможность временного возложения обязанностей по этой должности на третьего военнослужащего и так далее. Представляется, что это не лучший выход из сложившейся ситуации. Ведь от «перекладывания» обязанностей с одного военнослужащего на другого общее количество военнослужащих в воинской части не возрастет, а возможности восполнить нехватку личного состава нет, так как отсутствуют вакантные воинские должности. То есть получается, что формально подразделение укомплектовано полностью, вакантных должностей нет, но количество военнослужащих, которые фактически могут быть привлечены к исполнению обязанностей военной службы, меньше, чем предусмотрено штатом. Служебная нагрузка при этом меньше не становится. Конечно, решать данную проблему надо, но, считаю, идти надо не по пути отмены отпусков по уходу за ребенком или установления запрета на рождение детей в период прохождения военной службы, а по пути пересмотра порядка предоставления данных отпусков. Наверное, не лишним будет сказать, что проблемы, связанные с предоставлением военнослужащим-женщинам отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, возникают во всех странах, где женщинам разрешено поступать на военную службу.
Оптимальным вариантом решения данной проблемы нам видится порядок, принятый во Франции. Институт, напоминающий предусмотренное французским военным правом «временное увольнение», существует и в российском военном праве.
Речь идет о приостановлении военной службы. Военная служба приостанавливается военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим указанные полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Глагол «приостановить» означает остановить, задержать на некоторое время. Институт приостановления известен ряду отраслей права, например, в гражданском праве предусмотрено приостановление срока исковой давности. Из ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы следует, что приостановление военной службы влечет для военнослужащих, которым она приостановлена, существенные изменения в служебно-правовом положении. К таким изменениям можно отнести прекращение действия контракта о прохождении военной службы и освобождение от занимаемой воинской должности. О приостановлении военной службы издается приказ по личному составу.
Приостановление военной службы отличается от увольнения с военной службы тем, что такое приостановление не влечет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава части. Следовательно, с приостановлением военной службы она не оканчивается в отличие от увольнения с нее.
Срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании, однако, в период приостановления военной службы очередное воинское звание военнослужащим не присваивается, поскольку они в этот период не занимают воинскую должность.
Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, при прекращении оснований для приостановления военной службы имеют право продолжить военную службу или уволиться с нее. С этой целью они представляют рапорт об увольнении соответствующему командиру (начальнику) не позднее одного месяца после истечения срока (досрочного прекращения) полномочий на выборной должности или прибывают в этот же срок к последнему месту своей военной службы, где их назначают на прежнюю или с их согласия на другую воинскую должность. С согласия военнослужащего ему может быть предоставлена воинская должность по иному месту военной службы.
Таким образом, приостановление военной службы влечет за собой освобождение военнослужащего от занимаемой должности. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным использование института приостановления военной службы при нахождении военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком, учитывая большую продолжительность этого отпуска (до трех лет). Однако правовые последствия приостановления военной службы в случае ухода военнослужащего (независимо от его пола) в отпуск по уходу за ребенком должны отличаться от предусмотренных действующим законодательством. Речь идет о зачете в выслугу лет периода, на который военная служба приостанавливается. Как было указано выше, период приостановления воинской службы засчитывается в выслугу лет, что немаловажно для пенсионного обеспечения и расчета процентной надбавки за выслугу лет. Данный период также засчитывается в срок службы в воинском звании.
Полагаю, что в случаях приостановления военной службы, связанного с отпуском по уходу за ребенком, время приостановления военной службы в срок службы в воинском звании засчитываться не должно. Если обратиться к истории развития законодательства, регламентирующего порядок присвоения воинских званий, то можно согласиться с мнением А.Е. Калинина, который в своем исследовании указал, что в царской, а затем и в советской России система воинских званий являлась стимулом надлежащего исполнения обязанностей военной службы и выполняла следующие функции: отражение заслуг, авторитета военной и специальной квалификации военнослужащего, его служебного стажа и служебного положения. Существующий в настоящее время порядок присвоения воинских званий привел к утрате первых двух функций системы воинских званий и частично третьей. Теперь для присвоения очередного звания необходимо соблюдение всего лишь двух условий: истечение срока службы в предыдущем воинском звании и соответствие присваиваемого воинского звания воинскому званию, предусмотренному по занимаемой воинской должности. Таким образом, выслуга в предыдущем воинском звании стала играть наряду с занимаемой должностью ключевую роль при присвоении очередного воинского звания. Само выражение «срок службы в воинском звании» подразумевает под собой, что военнослужащий в течение данного периода исполнял обязанности военной службы, накопил определенный служебный опыт и набрал служебный стаж. Считать нахождение в отпуске по уходу за ребенком исполнением служебных обязанностей не представляется возможным. Зачет данного периода в срок службы в воинском звании, как это делается в настоящее время, представляется нам нецелесообразным.
В военном праве статус лица, у которого приостановлена военная служба, детально не регламентирован. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» нет указания на то, распространяется ли его действие на данную категорию лиц. На мой взгляд, при определении правового статуса лица, у которого военная служба приостановлена, следует исходить из того, что приостановление военной службы является временным прекращением военно-служебных отношений. Следовательно, лицо, для которого военная служба приостановлена, не имеет статуса военнослужащего, так как последний обусловлен именно военно-служебными отношениями. Соответственно, данной категории лиц не положено материальное обеспечение и социальные гарантии, закрепленные за военнослужащими. В настоящее время приостановление военной службы предусмотрено в случаях избрания депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и т.д., данная категория лиц после избрания приобретает новый правовой статус и привилегии. Однако, если распространить институт приостановления военной службы на военнослужащих, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, то, лишившись прав, социальных гарантий, положенных военнослужащим, данная категория не приобретет новых привилегий, и положение таких лиц будет существенно ухудшено. В частности, возникнут проблемы с обеспечением служебным жильем, медицинским обслуживанием и т.п., что недопустимо. Поэтому, необходимо, распространить на данную категорию лиц институт приостановления военной службы, указать, что за данными лицами сохраняется статус военнослужащих по контракту.
Безусловно, только изменив систему предоставления отпусков, невозможно полностью снять противоречия между необходимостью учитывать, с одной стороны, интересы военной службы, а с другой - обеспечить соблюдение нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Нужен целый комплекс мер, направленных на преодоление этих противоречий. Я считаю, что необходимо стимулировать возвращение военнослужащих-женщин к исполнению служебных обязанностей после рождения ребенка. В качестве таких мер стимулирования в пограничных органах может выступать премирование за досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком на службу, установление, где возможно, гибкого регламента служебного времени для военнослужащих с семейными обязанностями, неполного рабочего дня. Все эти мероприятия, в конечном итоге, должны быть направлены на поддержку семей военнослужащих. Подобные предложения уже высказывались М.В. Щелкуновой, по ее мнению, такие меры помогут предотвратить увольнения сотрудников. В частности, установление дополнительных выплат военнослужащим, не использовавшим (частично использовавшим) отпуск по уходу за ребенком, позволит военнослужащим-женщинам, имеющим детей, вернуться к выполнению служебных обязанностей, использовав указанные средства для оплаты услуг по уходу за ребенком.
Федеральный
закон «О статусе военнослужащих»
закрепляет отдельные социальные гарантии
для членов семей военнослужащих.
Например, п. 6 ст. 19 Федерального закона
«О статусе военнослужащих»
Ранее в п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было предусмотрено, что детям военнослужащих-граждан по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Незначительно изменив формулировку о первоочередном порядке предоставления мест для детей военнослужащих в общеобразовательных и образовательных дошкольных учреждениях (далее - детских учреждениях), заменив слово «предоставляются» на словосочетание «могут предоставляться», законодатель, по сути, лишил данную социальную гарантию какого-либо смысла. Действительно, если формулировка с использованием слова «предоставляется» подразумевала с одной стороны, право военнослужащих на первоочередной прием их детей в детские учреждения, а с другой стороны - обязанность администрации соответствующих учреждений принимать детей военнослужащих в первоочередном порядке, то нынешняя редакция Федерального закона «О статусе военнослужащих» оставляет решение данного вопроса целиком и полностью на усмотрение администрации соответствующих учреждений. На мой взгляд, в условиях постоянной переполненности детских учреждений отмена первоочередного порядка предоставления мест в них детям военнослужащих существенно ухудшает положение семей военнослужащих, особенно той их части, где оба супруга состоят на военной службе, а также одиноких родителей. Как уже было отмечено при рассмотрении зарубежного опыта, одним из наиболее важных путей для снятия противоречий между служебной сферой и семьей является обустройство быта военнослужащих и развитие семейно–бытовой инфраструктуры. Если семьи военнослужащих обустроены в бытовом плане, развита система детских учреждений, то, соответственно, уменьшается отрыв военнослужащих от службы. По моему мнению, при решении вопроса об устройстве детей военнослужащих в общеобразовательные и дошкольные учреждения надо идти не по пути фактического ограничения социальных гарантий, как это сделано в настоящее время, а вернуться к ранее существовавшей системе ведомственных детских учреждений. Это, во-первых, позволит решить вопрос с устройством детей военнослужащих в эти учреждения, а во-вторых, позволит согласовать график работы таких учреждений с регламентом служебного времени, в том числе, следует предусмотреть возможность их работы в выходные дни. Учитывая, что для органов пограничного контроля характерен сменный график несения службы, наличие таких учреждений приобретает особое значение. Особенно остро необходимость таких учреждений ощущается в крупных городах, при условии значительной удаленности мест проживания военнослужащих от расположения воинских частей, а ведь многие воздушные и морские пункты пропуска расположены именно в крупных населенных пунктах. Например, большая часть международных аэропортов, а соответственно, и воздушных пунктов пропуска расположена в областных и краевых центрах.
Информация о работе Юридические гарантии реализации статуса военнослужащи