Юридические гарантии реализации статуса военнослужащи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит создание Вооруженных Сил РФ на новой, контрактной основе. В этот период создание эффективной системы гарантий правового статуса граждан РФ, состоящих на военной службе, усиление социальной защиты военнослужащих, упрочение их правового положения должны стать приоритетным направлением государственной политики в военной области.

Содержание

Введение..................................................................................................................................3 стр.
§1. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих..........................................5 стр.
§2. Гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин........................10 стр.
Заключение...........................................................................................................................19 стр.
Список использованной литературы..................................................................................21 стр.

Работа содержит 1 файл

ОВЗ - Юрид.гарантии реализации статуса военнослужащих (Контрольная).docx

— 60.79 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Калининградский пограничный  институт федеральной службы безопасности Российской Федерации»

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по Основам  военного законодательства

 

Тема: «Юридические гарантии реализации статуса военнослужащих»

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Карев В.В.

 

учебной группы 47/1, зачётная книжка №122

 

Научный руководитель: Гармидов Ю. А.

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи:____________________

Дата защиты:__________________

Оценка:_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2012

Содержание

 

Введение..................................................................................................................................3 стр.

§1. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих..........................................5 стр.

§2. Гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин........................10 стр.

Заключение...........................................................................................................................19 стр.

Список использованной литературы..................................................................................21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших направлений военно-правовой реформы в Российской Федерации  является решение проблемы совершенствования  правовых гарантий реализации статуса  военнослужащих. Это имеет большое  значение и для теории военного права, а также практической деятельности государственных органов по совершенствованию  военного законодательства в данной области.

Актуальность работы в том, что в настоящее время происходит создание Вооруженных Сил РФ на новой, контрактной основе. В этот период создание эффективной системы гарантий правового статуса граждан РФ, состоящих на военной службе, усиление социальной защиты военнослужащих, упрочение их правового положения должны стать приоритетным направлением государственной политики в военной области.

Несомненно, что такая деятельность станет более  плодотворной, если она будет осуществляться с учетом научно обобщенного опыта  решения подобных проблем в других государствах. За рубежом уже длительное время действует довольно развитая система законодательства о правовом положении военнослужащих и отлажен механизм реализации правовых гарантий статуса, т.к. армии ряда западных стран давно комплектуются по смешанному принципу и проводимые ими в разное время реформы, были направлены на совершенствование правовых гарантий статуса военнослужащих, повышение престижа военной службы. В этих странах действуют специальные законы о статусе военнослужащих, в которых закрепляются правовые гарантии, а также созданы специфические механизмы защиты прав военнослужащих. В США например, вооруженные силы комплектуются на контрактной основе, и правовые гарантии играют важнейшую роль в жизнедеятельности военнослужащих.

В России Вооруженные Силы активно проводятся реформы в этой области, поэтому необходимо изучать и использовать опыт указанных стран.

Следует отметить, что разработка проблемы правового статуса военнослужащих была осуществлена такими исследователями, как: Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, А.А. Воротников, В.М. Корнуков, В.А. Кучинский, Н.И. Матузов, Г.М. Мальцев, Ю.Ю. Мигачев, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеев, Н.В.Артамонова и др. Однако, в своей массе эти исследования касались военнослужащих Вооруженных сил СССР и проводилось на основе исследования советского законодательства. С того момента произошли крупные политические изменения, коренным образом обновилось законодательство. Был принят Закон РФ "О статусе военнослужащих", ряд других федеральных законов и подзаконных актов в данной сфере, сложилась определенная практика их применения, в том числе и судебная. Все эти изменения необходимо должным образом исследовать и осмыслить.

В работах А.А.Вихрова, В.П.Серегина, А.Н.Соколова, рассматривающих отдельные вопросы  военного законодательства зарубежных государств, в том числе США  и ФРГ, не обобщался положительный  опыт решения проблем правовых гарантий статуса и социальной защиты военнослужащих в этих странах, а по Франции таких  исследований вообще не проводилось. Кроме  того, указанные работы были написаны до принятия законов РФ "О статусе  военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной  службе", а также "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную  службу, службу в органах внутренних дел и членов их семей".

Современных специальных научных исследований по вопросам правовых гарантий статуса  военнослужащих РФ не имеется.

В силу множества нерешенных социально-экономических  и политических проблем в современном  Российском государстве определенная часть норм, закрепленных в Федеральном  законе РФ "О статусе военнослужащих", не имеет четких механизмов реализации. Это выражается и в неполном финансировании социальных программ в интересах военнослужащих, и в перебоях в выдаче денежного довольствия - практически единственного источника существования семей военнослужащих, и в целом ряде других проблем, стоящих перед военнослужащими и органами военного управления.

Все эти вопросы требуют тщательного  изучения и осмысления. Особенно это  касается вопросов создания механизмов и институтов защиты прав военнослужащих, обеспечивающих условия для достойной  жизни, адекватно компенсирующих все  трудности и опасности военной  службы, ограничения их прав и свобод.

В связи с этим важным представляется исследование механизмов и институтов защиты прав военнослужащих, действующих  в зарубежных странах: военной юстиции, военных омбудсменов, профсоюзов и доверенных лиц.

В правоприменительной деятельности это связано с возможностью создания специальных судов в вооруженных  силах как элемента административной юстиции. Опыт деятельности подобных судов  в армиях зарубежных стран подтверждает их достаточную эффективность. Совершенствуется зарубежная практика и в области  правовой и социальной защиты военнослужащих. Так, только за последнее время в  США, ФРГ и Франции был введен ряд новых льгот, касающихся денежного  содержания, дополнительно оплачиваемой работы, пенсионного обеспечения и др.

Важен, на мой взгляд, и соответствующий сравнительный анализ правовых гарантий реализации статуса военнослужащих в действующем военном законодательстве, а также законодательстве России XIX - начала XX в. и в советском военном законодательстве.

Особое  значение имеет проблема теоретических  основ правовых гарантий статуса  военнослужащих, поскольку здесь  имеются различные точки зрения. В рамках настоящей контрольной важным является не только анализ этой проблемы в теоретическом плане, но и закрепление принципов реализации правового статуса военнослужащих в новых общественно-политических условиях.

Это предполагает выявление специфики  законодательства, закрепляющего статус военнослужащих; его места в системе  конституционного и военного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Правовые гарантии реализации статуса  военнослужащих

 

Военная служба, является по своей природе  и по определению особым видом  государственной службы и имеет  ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной  государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, но по своему содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности, характерные только для неё. В русском языке прилагательное «особый» имеет следующее значение: не похожий на других, не такой, как все; необычный, особенный. Близким по смысловому значению является существительное «особенность», которое означает характерное, отличительное свойство, качество, признак кого -, чего-либо. Слово «особенность» иногда заменяется другим словом – «отличие» - признак, создающий разницу, различие между данным предметом, явлением и т.п. и другим предметом, явлением и т.п. Следовательно, семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие указанным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Исходя из поставленной научной задачи необходимо определить те признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированные её сущностью, и не характерные для других видов государственной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военной, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. здесь можно выделить отличия военной службы.

Главное отличие специальных видов государственной  службы, в том числе и военной  службы, от общегражданской государственной службы заключается в «предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах».

Для всех специальных видов государственной  службы, включая и военную службу, характерны следующие признаки:

- специфика выполняемых задач и функций; наличие определённых принципов в организации службы;

- особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

- наличие профессиональной специфики;

- особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.);

- наличие дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы;

- особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения званий, аттестация, прекращение службы;

- наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

- особый порядок привлечения к видам правовой ответственности и т.п. Многие из перечисленных отличительных признаков имеют свой особый характер.

На  основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющая собой деятельность граждан, осуществляющих функции по обеспечению обороны и военной безопасности государства.

2.Статус  военной службы устанавливается  только федеральным законодательством  и исключает возможность ее  введения в государственных органах  и организациях субъектов Российской Федерации. Финансирование военной службы осуществляется исключительно из федерального бюджета. Следовательно, военная служба является разновидностью федеральной государственной службы Российской Федерации.

3.Содержанием  военной службы, как особого вида  федеральной государственной службы, являются юридически оформленные  специфические отношения между  государством (в лице органов  государственной власти, государственных  органов и организаций) и гражданами  в целях осуществления последними  обязанностей и прав.

4.Военная  служба представляет собой самостоятельные  и относительно обособленные  виды действий субъектов военно-служебных  отношений в целях практической  деятельности государственных организаций  и органов, в которых она предусмотрена законом.

Военная служба, в отличие от гражданской  государственной службы, является деятельностью  государственных организаций и  органов в целях обеспечения  решения задач в сфере безопасности и обороны государства, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных  конфликтов, а также в соответствии с международными договорами.

5.Военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах, решающих задачи в сфере военной безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения, в целях защиты Отечества, т.е. практического осуществления закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статус  военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных  государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных  законодательством.

Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность  установлены с учетом их максимально  возможной реализации в условиях Вооруженных Сил и других военных  организаций и имеют некоторые  ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения  своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению  информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную  тайну, обсуждать и критиковать  приказы командиров (начальников). Они  вправе участвовать в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей  и не запрещенных органами государственной  власти и органами местного самоуправления, и только во внеслужебное время. Но участвовать в забастовках они  не имеют права.

Информация о работе Юридические гарантии реализации статуса военнослужащи