Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 11:00, реферат
Целью настоящей работы является определение понятия точности речи, выявление проблем неправильного словоупотребления и показать значение точной речи в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи, перечень которых вытекает из самой цели:
1. дать понятие и выделить основные признаки точной речи;
2. показать значение употребления точной речи;
3. описать основные проблемы употребления точной речи и пути их решения;
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Точность и ясность речи…………………………………………4
1.1 Точность речи………………………………………………………...….4
1.2 Язык и речь………………………………………………….………….....9
1.3 Речь, её особенности………………………….........................................10
1.4 Культура речи………………………………………………………........11
Глава II. Особенности точности речи………………………………..…..14
2.1 Точность словоупотребления…...………………….……………………14
2.2 Слова-паронимы и точность речи……………………………………....16
2.3 Точность словоизменения и формообразования…………………….....19
Заключение………………………...………………………………………...22
Список использованной литературы.........................................................23
Однако иногда паронимы в определенных значениях и сочетаниях могут выступать как синонимы. Например, можно сказать и далекие и дальние края, и травяное и травянистое поле.
Как правило, паронимы, входящие в пару, сочетаются с разным набором слов, и это необходимо учитывать при их использовании. При затруднении в выборе правильной формы паронима или слова, с которым может сочетаться пароним, необходимо обращаться к словарям паронимов русского языка или к толковым словарям.
Именно различия в сочетаемости позволяют разграничивать слова-паронимы. Например, паронимы гарантийный и гарантированный сочетаются с разным набором существительных. Гарантийными могут быть: капитал, кредит, ценные бумаги, документация, паспорт, письмо, обязательство, договор, ремонт. В сочетании со словом гарантированный можно употреблять слова: аванс, доход, заработок, займ, зарплата, оклад, производство, тираж, отдача, работа, отдых, урожай. Различия в сочетаемости связаны с различиями в значениях: гарантийный - относящийся к гарантии, служащий гарантией; гарантированный - обусловленный, поддержанный законом, а также обеспеченный.
Сравним также паронимы демонстративный (совершаемый с целью демонстрации) и демонстрационный (предназначенный для демонстрации, показа), которые в речи могут сочетаться с разными словами. Слово демонстративный имеет три значения, а демонстрационный - только одно.
Из словарей паронимов можно узнать, что с прилагательным демонстративный сочетаются: существительные, обозначающие действия, проявления отношения человека к кому-либо, чему-либо (поступок, уход, внимание, уважение, характер); существительные, относящиеся к «военной» лексике (атака, огонь); существительные лекция, метод и др.
С прилагательным демонстрационный сочетается ограниченный круг существительных, в основном обозначающих учебное помещение для лекций, занятий, демонстрации чего-л. (лекция, аудитория, класс, зал). Поэтому нельзя сказать, к примеру: «На занятиях с детьми мы используем кубики, плакаты, яркие схемы и другой демонстративный материал». Материал может быть только демонстрационным, а вот если кто-то, уходя, громко хлопает дверью, такое поведение может быть демонстративным.
Как правило, словарная статья словаря паронимов дает исчерпывающую информацию о значениях паронимов и о тех словах, с которыми они сочетаются: словарь предостерегает читателя от возможных ошибок и неточностей. Задача словарей паронимов состоит в том, чтобы выяснить особенности сочетаемости однокоренных слов на основе сопоставления их семантики.
Для удобства рассмотрения материала можно условно выделить три группы паронимов.
1. Совпадающие или близкие по значению.
2.
Совпадающие в некоторых
3. Значительно различающиеся по смыслу15.
Рассмотрим названные группы. Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками. Например, паронимы заплатить и оплатить имеют сходное значение.
При сопоставлении значений легко убедиться, что они но многом совпадают (выделенная часть является обшей). Однако паронимы оплатить и заплатить сочетаются с разными слонами. Например, можно оплатить (что) проезд, нарт), счет, но заплатить (что) взносы, долг. Глагол зашатать сочетается с существительными и творительном падеже (заплатить деньгами, валютой), которые не сочетаются с глаголом оплатить. Можно заплатить за что-то (за проезд, за покупки!, но нельзя говорить, например: оплатите за проезд. В гаком случае нужно использовать форму оплатите проезд, так как глагол оплатить не сочетается с существительными с предлогом за. Способность паронимов сочетаться с разными слонами и формами слои представляет главную трудность при их использовании.
Паронимы
могут сочетаться с одними и теми
же формами слов, по различаться
тонкими смысловыми оттенками. Например,
паронимы упростить - опростить имеют
общее значение «сделать более простым»,
но второе слово характеризуется дополнительным
оттенком «более простым, чем следует».
Например: упростишь спой стиль и опростить
свою речь. Семантические оттенки паронимов
обычно настолько важны, что замена одного
слова другим без нарушения смысла невозможна.
2.3
Точность словоизменения
и формообразования
Точность и ясность речи иногда требует от нас четкости в употреблении форм рода, падежа имен существительных. Попробуйте догадаться, кто - мужчина или женщина - говорит о себе: «Сирота я, сирота несчастная!» Всякий подумает: конечно, женщина! Действительно, для современной речи стало нормой согласование по смыслу с существительными общего рода (они в равной мере применимы к мужчинам и женщинам - неряха, сладкоежка, кокетка, умница). Но у писателей прошлого можно встретить иное согласование: Приезжай, милый дедушка, пожалей ты меня, си роту несчастную (Ч., «Ванька»),
Теперь мы говорим: Он ужасный сладкоежка; Этот мальчик такой неряха...
Однако бывают случаи, когда неправильное употребление форм прилагательных, согласуемых с существительными общего рода, вносит неясность. Например: Он стоял пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним малютке. Но девушка взяла на руки ребенка и, назвав мальчику премиленьким, унесла. О мальчике или девочке идет речь?
Уточнить значение некоторых существительных могут падежные окончания. Тик, в форме именительного падежа множественного числа хлеба означают злаки на корню, а хлебы - выпеченные из муки изделия. Поэтому нельзя призвать верной такую фразу: Хозяйка вынимала из печи хлеба. Не следует путать окончания в таких существительных: мехи (кузнечные) - меха (выделанные шкуры); образы (литературно-художественные) - образа (иконы); ордены (рыцарские и монашеские общества) - ордена (знаки отличия); поясы (географические) - пояса (части одежды); пропуски (недосмотры - пропуска (документы); соболи (животные) - соболя (меха); тормозы (препятствия) - тормоза (приборы); цветы (растения) - цвета (окраска); юнкеры (до 1945 г. в Германии гак называли крупных землевладельцев) - юнкера (курсанты в поенных училищах царской России).
Не следует забывать и о смысловых отличиях некоторых грамматических форм имен прилагательных.16
Часто полная форма прилагательных указывает на постоянный признак предмета, а краткая - на временный. Ср.: он больной - он болен, она такая добрая - будьте добры, движения его спокойные - лицо его спокойно.
В других случаях полная форма прилагательных обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая относительный признак применительно к определенной ситуации: потолок низкий (признак вообще) - потолок низок (для высокой мебели). Ср. также: ботинки малы, сапоги велики, проход узок.
Особую точность следует соблюдать при употреблении местоимений. Их способность замещать предшествующие не может стать причиной неясности высказывания. Например, как понять фразу о любви к животным? - Саша знал, что, если после трехдневного содержания собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они будут уничтожены (владельцы или собаки?). Подобное употребление местоимений нередко порождает двусмысленность и неуместный комизм: Педагогов волнует свободное время подростка и как его убить...
При
употреблении глагола может возникнуть
неясность из-за возможности двоякого
толкования форм на -ся, например; Сюда
собираются дети, заблудившиеся на улицах
(сами собираются или их собирают?). Неразличие
субъектно-объектных отношений в таких
случаях может создать неуместный комизм
высказывания: Птенцы выкармливаются
насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается
собака17.
Вывод по второй главе
В данной главе мы рассмотрели особенности точности речи, такие как - точность словоупотребления, точность словоизменения, слова паронимы и точность речи.
Точность словоупотребления, небрежное отношение к выбору слов в нашей повседневной речи становится причиной досадных лексических ошибок. Неясность высказывания может возникнуть при употреблении многозначных слов и омонимов, если контекст проявит непредусмотренное автором значение. Поэтому точность словоупотребления играет огромную роль в построении речи.
Слова паронимы играют важную роль при построении точной речи, ведь различия в значениях паронимов обычно настолько важны, что замена одного слова другим без нарушения смысла невозможна.
Точность
словоизменения - точность и ясность речи
иногда требует от нас четкости в употреблении
форм рода, падежа имен существительных.
Заключение.
Точность и ясность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.
Целесообразное применение языка обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, ясность, выразительность, богатство, уместность.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
Чтобы стать грамотным и уважаемым человеком, нужно в первую очередь научиться правильно говорить, а чтоб научиться правильно говорить нужно правильно и четко выстраивать свои мысли и позицию.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь точной и ясной. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы и грамотно выражать свои мысли.
Список
использованной литературы