«Речь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:21, реферат

Описание работы

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..3
1. Понятие речи…………………………………………………………..…….. 3
2. Виды речи. ……………………………………………………………..……..6
2.1 Внешняя речь. ………………………………………………………...……..7
2.2 Внутренняя речь. ………………………………………………………..….12
3. Функции речи. ………………………………………………………………..14
4. Развитие речи у ребёнка……………………………………...........................17
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы……………………..…………………….…24

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

— 53.32 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки

      российской федерации 

    (минобрнауки  россии)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет»

Институт  менеджмента и  информационных технологий

(филиал) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Череповце

(ИМИТ  СПбГПУ)

Кафедра менеджмента

 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     Дисциплина: «Психология и педагогика»

                                          Тема: «Речь»

 
 
 

Выполнил студент  группы з.301Т              Ситкова Ольга Владимировна

№ варианта        по зачетной книжке № з.3100120 -т

Руководитель                                Яковлева Елена Викторовна

 
 

                                              «_______» _________________________200___г.

                                            __________   __________________

                                       отметка о зачете           подпись преподавателя

 
 
 
 

                                                    г. Череповец

                                                          2011 г

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……..3

1. Понятие речи…………………………………………………………..…….. 3

2. Виды речи. ……………………………………………………………..……..6

2.1 Внешняя речь. ………………………………………………………...……..7

2.2 Внутренняя  речь. ………………………………………………………..….12

3. Функции речи. ………………………………………………………………..14

4. Развитие речи у ребёнка……………………………………...........................17

Заключение……………………………………………………………………… 22

Список используемой литературы……………………..…………………….…24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

Речь является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не воспринимаемые явления, законы, правила  и т.п.) Без письменной речи человек  был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

 

1.  Понятие речи

       Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

     Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, — это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

        Речь —  это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления [‎5].

      Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т.д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека — идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.

Язык - это система  знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым  строятся предложения. Всякий язык, имеет прежде всего, определённую систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

       Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения. Любое значение слова - это всегда общение. Например, если мы говорим слово «машина», то это слово объединяет целую систему предметов, например автомашины всех разновидностей и любых моделей или какие-либо механические устройства. В то же время данное слово может обозначать конкретный предмет, причём мы отчётливо осознаём, о каком предмете идёт речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Например, если вы спрашиваете: «Что это за машина?», то ваш собеседник понимает, что вы спрашиваете о конкретном автомобиле. При этом ваш собеседник понимает, что вас интересует марка и тип той машины.

       Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое — семантическое — содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т.д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.

        Но значение — не пассивное отражение предмета самого по себе как "вещи в себе", вне практически действенных отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включенный в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включено в процесс общения между людьми. Значение слова — это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

     В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения. Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи.

   У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи существовала примерно около полумиллиона лет тому назад. Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т.е. превращением их в жесты. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь. Таким образом, рука человека оказалась главным средством общения. Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад.

 

    Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определёнными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития - на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества.

   Она не была сразу столь совершенна как сейчас. Первые слова заменяли целые предложения. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего.

    Следующим этапом развития речи явилось создание письменности, которая пережила тоже ряд этапов в своём развитии. Таким образом, человеческая речь является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций:

- сигнификативная (обозначения) - отличает речь человека от коммуникации животных;

- обобщения - слово обозначает не только  отдельный, данный предмет, но  и целую группу сходных предметов,  и всегда является носителем их существенных признаков;

- коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств) - передача информации, как внешнее  речевое поведение. Выделяются  три стороны: информационная, выразительная,  волеизъявительная.

2.  Виды речи

     Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1.     внешнюю; 

2.     внутреннюю.

2.1 Внешняя речь.

 

       Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

·  жаргон;

·  интонация.

       Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

       Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной.

Информация о работе «Речь»