Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:30, курсовая работа
В курсовой работе была поставлена цель - проанализировать свободные и устойчивый словосочетания документных текстов. Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить историю словосочетаний;
2. раскрыть понятие словосочетания;
3. рассмотреть виды связей слов в словосочетании;
4. выявить особенности связанных словосочетаний;
5. проанализировать документные тексты Ангарском архивного отдела на наличие в них свободных и устойчивых словосочетаний;
6. разработать предложения по улучшению работы с текстом документа.
Введение…………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Словосочетание как самостоятельная языковая единица…………………………………….7
1.1. Словосочетания: понятие, типы, виды…………………...…………………………………………7
1.2. Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний……………………………12
1.3. Свободные и несвободные словосочетания……………………………………………………….16
Глава 2. Анализ свободных и устойчивых словосочетаний, используемых в документных текстах Архивного отдела…………………………………………………………………………………...……25
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………………………………….25
2.2. Анализ текстов документов Архивного отдела ...…………………………………..…………….26
2.3. Предложения по улучшению работы с документным текстом…………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………………………….31
Литература.…………………………………………………………………………………….………....33
Приложение 1………………………………………………………………………………………….…34
Приложение 2………………………………………………………………………………………….…35
Приложение 3………………………………………………………………………………………….…36
Приложение 4………………………………………………………………………………………….…37
Приложение 5………………………………………………………………………………………….…38
Приложение 6…………………………………………………………………………………………….39
Вопрос
о том, считать ли словосочетанием
в терминологическом понимании
этого слова сочетание
Спорным является и вопрос о подразделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный тип словосочетаний) и сочинительные (сочетания однородных членов предложения). Признание второго типа находим у многих авторов (например, у A.M. Пешковского), однако другие исследователи отделяют группы однородных членов от словосочетаний (например, В.В. Виноградов).
Всех авторов объединяет в трактовке рассматриваемого вопроса понимание словосочетания как синтаксического единства, вычленяемого из предложения; словосочетание существует в составе предложения.
Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли «предикативные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли «сочинительные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Нетрудно видеть, что решение последних двух вопросов зависит от решения первого, так как и предикативные отношения, и сочетания однородных членов существуют только в составе предложения.
Принципиально новое решение рассматриваемой проблемы в целом дает В.В. Виноградов. В книге «Русский язык» он пишет: «Словосочетание - это сложное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово. Оно так же, как и слово, может иметь целую систему форм. В области лексики этому понятию соответствует понятие о фразеологической единице языка». [5]
В связи с анализом синтаксической системы A.M. Пешковского акад. Виноградов пишет: «...В корне ошибочна мысль, внушенная A.M. Пешковскому акад. Ф.Ф. Фортунатовым, будто понятие предложения можно вывести из понятия словосочетания. Словосочетание и предложение - понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей... Предложение - вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют и слова-предложения. Но оно и по внутреннему существу своему, по своим конструктивным признакам непосредственно не выводимо из словосочетания. Словосочетание... также, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же - произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности». [4,6]
Как явствует из приведенной цитаты, акад. Виноградов строго разграничивает понятие предложения и понятие словосочетания. Основанием для этого служит наличие у каждого из этих понятий особых признаков: предложение - это единица сообщения, коммуникативная единица, а словосочетание - это единица называния, обозначения. Предложение содержит законченное содержание с соответствующей интонацией, характеризуется наличием категории модальности, тогда как у словосочетания эти признаки отсутствуют. В словосочетании имеются только подчинительные отношения, а в предложении наряду с ними имеются также отношения сочинительные, пояснительные, присоединительные.
Что
касается соотношения между
Из сказанного вытекает следующее: 1) словосочетания не результат дробления предложения на части - пары связанных между собою подчинительными отношениями слов, но наряду с отдельными словами они входят в состав предложения в качестве его конструктивных элементов, выполняя лексико-семантическую функцию сложного называния предметов и явлений; значительно реже, в результате взаимодействия между словосочетаниями и предложениями, в составе последних образуются отдельные типы словосочетаний, которые, вычленяясь из предложения, приобретают номинативное значение; 2) к числу словосочетаний не относятся пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении (предикативные отношения); 3) не образуют словосочетания также конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится; 4) группа однородных членов (сочинительное сочетание) не образует словосочетания, так как не является сложным наименованием явлений объективной действительности. Правда, парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т.п., образующие так называемые замкнутые сочетания, компоненты которых связаны соединительными (реже противительными) союзами, употребляются в номинативной функции и тем самым входят в разряд словосочетаний.
Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) полнозначных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства, например: советское общество, мнение коллектива, желание работать, лететь самолетом, любить спорт, поехать в город, находиться в квартире, лежать на земле, читать вслух, человек сильного характера, готовый к бою, свободный от предрассудков, экономически выгодный. Компонентами словосочетания являются:
1) главное слово (или стержневое)
2) зависимое слово.
Главное
слово — это слово
Типы словосочетаний по их структуре
В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: высокий дом, книга студента, слушать лекцию, бегло читать и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое - зависимым, определяющим.
Простые
словосочетания не обязательно бывают
двусловными: распространение слова
может быть произведено путем
цельного синтаксического или
Сложные словосочетания представляют собою распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова. Например, в словосочетании успех молодого писателя определение молодого ни по смыслу, ни по форме не связано с главным словом всей группы - существительным успех; в словосочетании можно выделить две пары: успех писателя и молодого писателя, но их связывает более расчлененное представление, выражаемое всем словосочетанием. В словосочетании мой старший брат одно слово (мой) определяет целое словосочетание (старший брат). [1,2]
Существуют
также трехчленные или
Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова
В зависимости от того, какое слово является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:
Глагольные словосочетания
а) беспредложные (например: читать книгу, искать покоя, писать брату, рубить топором);
б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).
Именные словосочетания
I. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);
2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);
II. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);
2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);
III. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (например: две книги, оба друга, трое в шинелях, третий из спутников).
IV. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (например: кто-то из студентов, нечто новое).
Наречные словосочетания
Приведенная схема не касается дальнейших деталей. Так, в глагольных словосочетаниях в роли зависимого слова может выступать деепричастие (например: идти оглядываясь, говорить улыбаясь).
Не
все типы словосочетаний одинаково
продуктивны в современном
С
другой стороны, непродуктивными следует
считать в настоящее время
словосочетания с дательным падежом
без предлога типа корм лошадям
(корм для лошадей), словосочетания
с предлогом о и предложным падежом,
выражающие атрибутивные отношения, типа
стол о трех ножках (стол с тремя ножками)
и некоторые другие. [1,2]
1.2. Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний
Слова,
входящие в словосочетания, находятся
в различных семантико-
а) атрибутивные (например: тетрадь студента, интересное сочинение);
б) объектные (например: составить тезисы, любоваться закатом, чтение книги);
в) субъектные (например: данный людьми, освобожденный армией);
г)
обстоятельственные с различными значениями:
определительно-
Информация о работе Свободные и устойчивые словосочетания, используемые в текстах