Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа
Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.
Первый модус – любовь как обладание – характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами, становится предметом купли-продажи.
Второй модус – любовь как бытие – творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров.
Так же Фромм выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.
Незрелая любовь, с точки зрения Э. Фромма, – это влюбленность. Кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное.
Зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна и деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребывание ней. Любовь – это, прежде всего, готовность давать, а не получать.
Фромм связывал полное решение проблемы освобождения от одиночества в способности человека к зрелой любви.
Зрелая любовь предполагает выполнение ряда функций по отношению к любимому человеку.
Так же Фромм говорит о практике любви, которая требует следующего.
Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личностной зрелостью человека, т. е. его индивидуальными качествами.
Итак,
мы рассмотрели различные
Мы выяснили, что «основа всех видов человеческой любви – это отношение к другому человеку как к самому себе: такое состояние души, когда все в нем так же дорого подсознанию, как ты сам».
Но,
проанализировав все эти
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
В доступной нам литературе нам не удалось найти исследования по вопросам любовных конфликтов. Большинство работ таких авторов, как С. В. Ковалев, Л. А. Петровская, В. А. Сысенко и др., посвящены психологии семейных отношений и разработке вопросов по супружеским конфликтам (выявление причин, структуры конфликтов и др.). В нашей работе мы рассматриваем понятие любовного конфликта как более узкое, чем семейный конфликт. Семейный конфликт – это не только разногласия между супругами. Часто в нем принимают участие все члены семьи. Кроме этого, перечень причин семейного конфликта гораздо шире, чем у любовного, и включает в себя и бытовые проблемы, и разногласия по поводу воспитания детей, и материальные проблемы, и пр.
На наш взгляд, любовный конфликт может считаться одним из видов супружеского конфликта в том случае, если причиной конфликта в семье служит нарушение и искажение чувства любви, переживание ее утраты, ревность или измена.
Но любовный конфликт можно рассматривать и в отрыве от понятия семьи, ведь не все любящие люди могут находиться в семейно-брачных отношениях, в силу возраста, помех со стороны родителей, внутренней неуверенности и неготовности брать на себя обязательства или других причин. Учитывая вышесказанное, подчеркнем, что любовный конфликт, на наш взгляд, может происходить и в семье между супругами, и между теми партнерами, которые не находятся в браке.
Обзор научных источников (19, 22, 29, 30, 33) не дал нам точного определения любовного конфликта, поэтому мы, опираясь на определение конфликта в целом (25, 26), сформулировали собственное определение любовного конфликта.
Итак, под любовным конфликтом мы понимаем – противоречие, возникающее между любящими людьми и вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей.
Обратимся к рассмотрению причин данных конфликтов.
2.1. Причины и коммуникативные тактики поведения в конфликте
Опираясь на работы (19, 22, 30), выделим пять причин семейных конфликтов, но, по нашему мнению, эти причины способствуют возникновению и конфликтов в любовной сфере. Итак, эти причины состоят в следующем:
Таким образом, можно сделать обобщение, что причиной любовного конфликта может быть любой повод, начиная от вопросов политики и религии и кончая работой и деньгами, от того, как провести вечер до разделения обязанностей по дому.
В. А. Сысенко (45, С. 12) предлагает классификацию семейных конфликтов, которая, на наш взгляд, может быть применена и к любовным разногласиям.
Практичность данной классификации заключается, на наш взгляд, в том, что отражает все острые углы межличностных отношений.
Итак, исходя из вышесказанного, делаем вывод, что даже в самых лучших взаимоотношениях не удается избежать конфликтов.
В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий между людьми, а только усугубляет ее. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования пары, либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность.
Рассмотрим, какие функции конфликтов выделяют исследователи. Л. А. Петровская (19, С. 98) выделила конструктивную и деструктивную функции конфликта.
Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:
Деструктивный конфликт характеризуется тем, что:
Таким образом, конструктивный конфликт – это конфликт, где нет побежденных и победителей, где выигрывают обе стороны, а деструктивный – это навязывание побежденному мнения победителей.
Опираясь на эти сведения и на анализ текстов, видеофрагментов, данные констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что конфликт любовный так же может разрешать двумя путями: деструктивно и конструктивно.
Для
любовного конфликта деструктив
В рамках конфликта важно учитывать поведение участников, которое может быть весьма разнообразным и реализовываться в различных речевых тактиках. Под речевой тактикой понимается линия поведения, образ действия кого-либо в достижении намеченной цели [10, 51].