Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     Одна  из первых классификаций форм любви  восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии: эрос – стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленного на объект любви; филиа – любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору; сторгэ – любовь-нежность, семейная; агапэ – жертвенная любовь.

       В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, например, в русском – вожделение, дружелюбие, сострадание, жалость, милосердие, благоговение. Это допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между этими различными опытами душевной и духовной активности человека.

     В различных толковых словарях (6; 13; 32; 40; 46) мы нашли отличные друг от друга определения.

     В частности, в толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (32) даны 2 значения: любовь1. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

     В другом словаре (40) даны 3 значения понятия «любовь»: 1. Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. Чувство расположения, симпатии к кому-либо. 2. Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. О человеке, внушающем такое чувство. Любовные отношения. 3. Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо. Пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо.

     Но, на наш взгляд, в этих словарях нет  такого определения, которое бы полностью  отражало многоплановость и многоаспектность рассматриваемого понятия.

     Наиболее  полное определение любви мы обнаружили в толковом словаре русского языка под ред. профессора Д. Н. Ушакова (46). В этом определении, по нашему мнению, учтены все аспекты данного понятия. И мы, вслед за Д. Н. Ушаковым, будем понимать под любовью1. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовность отдать свои силы общему делу.// Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.// Такое же чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношении двух лиц, взаимно связанных эти чувством. 3. Человек, внушающий это чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-либо.

     В нашей работе мы будем рассматривать  любовь в 1 и 2 значениях.

     Но, кроме лексического значения понятия «любовь», необходимо обратить внимание на психологическое и на философское осмысление данного понятия. Это наиболее важный аспект исследования, поскольку любовь – это эмоциональное чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная и интимная привязанность к другому человеку или объекту; сложный психологический феномен, возникающий как столкновение индивидуума и социума, низменного и возвышенного, духовного и телесного начала. Любовь рассматривается и как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

     Психологи и философы (19, 22, 29, 30, 31, 44, 45, 50) подчеркивают, что любовь – это чувство, которому невозможно дать точное и безоговорочное научное определение. Это духовная материя, которую человек может до конца не осознавать.

     Далее мы обратимся к выявлению различий между трактовками данного явления в древности и в современности, чтобы выяснить для себя, как менялось отношение к любви с течением веков и как она определяется сегодня.

     Двадцать  четыре века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию  любви; она была крупным шагом  в постижении человеческой любви, а позднее стала истоком для большинства любовных теорий (54, С. 370).

     Любовь  для Платона – двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга к прекрасному и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. Она таится в самой природе человека, и нужна для того, чтобы исцелить изъяны этой природы. Любовь — это сила, влекущая половины, оставшиеся после наказания богов, к воссоединению (54, С. 371).

     Античное  представление о любви несколько отличается от современных трактовок.Алёна, а почему перепрыгнули сразу к современным теориям, минуя, к примеру, средневековые? Так, например, в основе работ Зигмунда Фрейда лежит взаимосвязь между любовью и сексуальностью. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

     Русскому  философу Вл. Соловьеву принадлежит определение смысла любви как «оправдания и спасения индивидуальности через жертву эгоизма» (42, С. 250). Любовь понимается Соловьевым как такое отношение между двумя людьми, при котором:

  • это отношение одного к другому представляет собой полный и постоянный обмен;
  • благодаря этому отношению и посредством его один может вполне утверждаться в другом;
  • это отношение построено на взаимодействии и общении;
  • оно носит непременно взаимный характер.

     Благодаря таким взаимоотношениям, говорит  Соловьев, создается новый человек  и действительно осуществляется истинно человеческая индивидуальность.

     Еще одна знаменательная работа, посвященная в XX веке любви, «Искусство любить» Э. Фромма, который соединил идеи позднего З.Фрейда о либидо и эросе с классическими философскими представлениями о любви. Любовь, говорит Фромм, как бы откликаясь на мысль, высказанную Соловьевым, это объединение с другим человеком при условии сохранения обособленности и целостности самого себя (50, С. 134). Способность человека любить зависит от меры развития им собственной личности в ее целостности.

     Мы  рассмотрели несколько определений  любви, несколько взглядов, но в каждом из них красной нитью прослеживается нечто общее: любовь сильное чувство, которое позволяет человеку давать другому необходимое и получать нужное для себя.

     О понятии «любовь» можно рассуждать бесконечно, приводя в пример различные трактовки данного термина. Некоторые из представлений о любви (Р. Мэйя, Р. С. Немова и И. С. Кона), которые не вошли в данный параграф, мы сочли нужным включить их в экспериментальную часть исследования.

     Исходя из того, что само понятие любви является многомерным и разноплановым для описания, мы посчитали необходимым определить ту разновидность любовных переживаний, которая составляет содержание именно любовного конфликта.

     1.2. Классификации любовных  отношений

     Многими исследователями, как в философии, так и в психологии делались неоднократные попытки предложить различные классификации любовных переживаний и выделить виды любви.

     Обзор научной литературы свидетельствует  о том, что наиболее значимыми авторами, предпринявшими попытку классифицировать любовные отношения, являются:  Р. Стернберг, Т. Кемпер, Э. Фромм. К анализу этих концепций мы обратимся ниже для того, чтобы более полно раскрыть понятие любви.

     Трехкомпонентная  теория любви Р. Стернберга

     Р. Стернберг (30, С. 117) говорил о том, что любовь имеет три составляющих.

     Первая  составляющая – интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом, это и готовность прийти ему на помощь в трудную минуту расчет на то, что он поступит также. Интимность проявляется и в общих интересах, мыслях, чувствах и готовности ими поделиться.

     Вторая  составляющая – страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности к кому-то, потребности в поддержке, потребность в самоуважении.

     Третья  составляющая – обязательство. Один партнер принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком – решает, что он является для него особенным, сохраняет ему верность и т. п.

     Все перечисленные составляющие любви  могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. В зависимости от того, как эти три составляющие комбинируются, можно выделить следующие виды любви.

  • Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.
  • Страстная любовь. Здесь присутствуют только компонент страсти, интимность и обязательства отсутствуют.
  • Придуманная любовь. Такая любовь часто встречается в подростковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только с одной стороны, и исключает интимность и страсть. 
  • Романтическая любовь. Такая любовь чаще встречается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недостает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязательства.
  • Любовь-товарищество. В такой любви присутствует интимность и обязательства, а компонент страсть не выражен.
  • Слепое увлечение. Предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.
  • Совершенная любовь. В ней ярко выражены все три компонента.

     Другой  распространенной классификацией является классификация Т. Кемпера (30, С. 119) основанием для выделения различных видов любви здесь выступают различные сочетания двух фактороввласти и статуса. Власть – это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус – это желание идти навстречу требованиям партнера, т.е. желаемый результат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному отношению партнера. Т.Кемпер выделяет семь видов любви.

  • Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Это любовь яркая, страстная, мучительная и трагическая одновременно.
  • Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не обладают властью. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Нет принуждения, отсутствует ревность.
  • Харизматическая любовь. Один партнер обладает статусом и властью, другой – только статусом.
  • Измена. Один партнер обладает властью и статусом, а второй – только властью.
  • Безответная любовь. Один из партнеров обладает статусом и властью, а другой не обладает ни тем, ни другим.
  • Детско-родительская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой – низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель).

     Данная  классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с компонентом власти.

     Следующая теория, которая привлекла наше внимание, – концепция Э. Фромма (19, 30, 50).

     Любовь  рассматривалась им как способ противостояния обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества – конформизма и соглашательства, труда и развлечения, плодотворной творческой активности и сотрудничества с другими людьми и любви – психологически оправданными являются лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творческая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром – путь любви – признается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологической природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим человеком, мужчины с женщиной.

     Фромм выделяет различные виды любви:

  • эротическую – любовь между мужчиной и женщиной;
  • братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;
  • материнскую, пронизанную заботой и ответственностью, это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдавать;
  • любовь к себе, отсутствие любви не позволяет человеку стоить отношения любви с другими, поскольку не способный любить не может дать любви другому;
  • любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение во всех формах ее проявления.

Информация о работе Риторика любовных конфликтов