Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.
Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Систематическое описание речевого поведения участников конфликта.
3. Проведение анализа использования речевых стратегий и тактик в диалогической речи участников речевого конфликта на примере произведений классической литературы.
Введение………………………………………………………………………с. 3
I.Теоретические основы исследования. Сущность понятия «конфликт»……………………………………………………………………с.5
1.1. Причины, характер и цели конфликта………………………….............с.5
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт»……………………………..с.8
1.3. Речевые акты любовного конфликта……………………………………с.11
II. Анализ речевого оформления любовного конфликта на примере произведений русской классической литературы и современных кинофильмов………………………………………………………………….с.17
Заключение…………...………………………………………………..............с.30
Библиография………………………………………………..…………………с.32
Лариса (глубоко оскорбленная). Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!(просьба и мольба)
Карандышев. Оставить вас? Как я вас оставлю, на кого я вас оставлю?
Лариса. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
Карандышев (с жаром). Я беру вас, я ваш хозяин. (Хватает ее за руку.)(требование)
Лариса (оттолкнув его). О, нет! Каждой веши своя цена есть... Ха, ха, ха... я слишком, слишком дорога для вас (насмешка над собой и оскорбление) .
Карандышев. Что вы говорите! мог ли я ожидать от вас таких бесстыдных слов?(упрек и обвинение, возмущение)
Лариса (со слезами). Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова (просьба) .
Карандышев. Что вы, что вы, опомнитесь!(предупреждение)
Лариса. Ну, так я сама пойду.
Карандышев. Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю (просьба, требование) .
Лариса (с горькой улыбкой). Вы мне прощаете? Благодарю вас. Только я-то себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы (упрек, оскорбление) .
Карандышев. Уедемте, уедемте сейчас из этого города, я на все согласен.(мольба, призыв)
Лариса. Поздно. Я вас просила взять меня поскорей из цыганского табора, вы не умели этого сделать; видно, мне жить и умереть в цыганском таборе.
Карандышев. Ну, я вас умоляю, осчастливьте меня.(мольба)
Лариса. Поздно. Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты.
Карандышев. Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас.(мольба)
Лариса (с отвращением). Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня (приказ, оскорбление) .
Карандышев. Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? (Падает на колени.) Я вас люблю, люблю.(мольба, признание в любви)
Лариса. Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу (приказ) .
Карандышев (вставая). О, не раскайтесь! (Кладет руку за борт сюртука.) Вы должны быть моей (предупреждение, угроза) .
Лариса. Чьей ни быть, но не вашей.
Карандышев (запальчиво). Не моей?
Лариса. Никогда!
Карандышев. Так не доставайся ж ты никому![ 33 ]
Как видим, в произведениях русской классической литературы любовный конфликт носит чрезвычайно острый характер и имеет яркое речевое наполнение.
Приведем еще пример из классической русской литературы, более лаконичный. Любовный конфликт между Кити и Левиным (роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»[34]) произошел из-за того, что Константин приревновал свою жену к Весловскому. Когда Кити объяснила мужу, о чем она говорила с гостем, Левин сначала извинился за свою глупую ревность, а потом произнес:
– Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно у нас всё лето и буду рассыпаться с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь.
В данном случае фраза Левина сочетает в себе элементы извинения и обещания. Кроме этого, Константин в это же время уверяет себя, что он был не прав по отношению к Весловскому [34].
Следующий пример любовного конфликта взят нами из романа Антонины Коптяевой "Дерзание"[35].
Конфликт начинается из-за работы: профессор Иван Иванович Аржанов занимается новым направлением в медицине - микрохирургией, проводит несколько неудачных операций. Его жена Варя не верит в своего мужа. Потом в ней вспыхивает ревность к бывшей возлюбленной мужа.
Один из самых напряженных моментов в отношениях супругов описан в части 3 главе 10. Сначала следует речевой акт требования:
— Мне нужно поговорить с тобой, — задыхаясь, словно после быстрого бега, сказала она, но в голосе ее все-таки прозвучало плохо скрытое раздражение
— Пожалуйста.
Затем упрек и возмущение:
— Ой, как ты со мной разговариваешь?!
В ответ идет недоумение:
— А как я должен?
— Почему ты такой? Ты сердишься, значит, ты не прав!
Опять возмущение и упрек со стороны Вари.
— Старая поговорка. Ты опоздала с нею.
Далее спор двух партнеров перемежается взаимными упреками, возмущением, обвинениями с двух сторон и моралью:
— Ты знаешь, мне очень тяжело! — неожиданно резко сказала Варя.
— Мне тоже. Но ты думаешь только о себе, о своих делах и настроениях.
— Разве так? — Она задумалась, немножко озадаченная. — Разве это плохо, что я увлекаюсь своей работой?
— Ты не чувствуешь себя виноватой передо мной? Ты во всем права?
— Да! — не размышляя, а даже торопливо, даже с вызовом воскликнула Варя. — Я вся, без остатка, отдаюсь только семье, только работе. В чем же ты можешь упрекнуть меня? Чего еще хочешь?
— Совсем немного… — Он криво усмехнулся. — Немножко человеческой теплоты и чуткости.
— Как тебе не стыдно! — сразу вспылила Варя. — Ты сегодня… вчера… Я всю ночь глаз не сомкнула. Мучилась, плакала!.. Где ты был вчера вечером?
— Слушал музыку.
…
— С кем ты был? — тихо спросила она.
— С Алешей Фирсовым.
— С сыном Ларисы Петровны? Вдвоем?
— Да.
— Ты лжешь! Она тоже была с вами, — грубо сказала Варя, и лицо ее в густой тени леса стало прозрачно-белым, даже синеватым, как мокрый снег.
— Я никогда никому не лгал. Тебе тем более.
— Мне? Скажите какое исключение! Да я всю жизнь только и делаю, что плачу из-за вас! — вдруг перейдя на «вы», с враждебностью сказала Варя, подумав и о том, что он нашел время для сына Фирсовой, а своего ребенка совсем забросил в последнее время.
— Неужели больше ничего у нас не было?
— Трудно припомнить после таких переживаний!
— Ну что же, спасибо!
В последней фразе уже слышится предупреждение и скрытая угроза разрыва отношений, что и произойдет в скором времени [35].
А вот пример любовного конфликта из советского фильма «Служебный роман»[36]. Начало конфликта происходит в доме у Юрия Самохвалова. Продолжается он в кабинете Людмилы Прокофьевны Калугиной.
Речевое наполнение конфликта тоже весьма разнообразно и поэтому также требует построчного анализа.
Калугина: Вчера Вы позволили себе утверждать, что во мне нет ничего человеческого (упрек).
Новосельцев:
Мало ли что я вчера болтал, на меня не надо обращать внимания (оправдание, совет) .
Калугина:
Нет, надо! Почему же не надо? Вы являетесь выразителем мнения
определенных слоев нашего коллектива (мораль).
Новосельцев: Неужели?(недоумение)
Калугина:
Вчера Вы меня публично оклеветали, оскорбили. Все, что Вы говорили – возмутительная ложь! - Возмутительная... Я с Вами категорически не согласна (упрек, обвинение).
Новосельцев:
И я категорически (извинение) .
Калугина: Почему Вы все время виляете?(возмущение)
Новосельцев: Я не виляю (оправдание).
Калугина: Что Вы за человек? Я не могу Вас раскусить (недоумение).
Новосельцев: Не надо меня кусать... Зачем... (призыв, требование)
Калугина: Вы утверждали, что я черствая!(упрек, обвинение)
Новосельцев: Почему? Мягкая (оправдание, примирение) .
Калугина: Бесчеловечная! (упрек, обвинение)
Новосельцев: Человечная (оправдание, примирение) .
Калугина: Бессердечная! (упрек, обвинение)
Новосельцев: Сердечная (оправдание, примирение) .
Калугина: Сухая! (упрек, обвинение)
Новосельцев: Мокрая….Простите, Людмила Прокофьевна... (оправдание, извинение) .
Калугина: Прекратите надо мной издеваться!( призыв, требование)
Новосельцев: Ради Бога... Я не хотел...Я не понимаю, почему у меня вырвалось это слово... мокрая... Я...Я хотел сказать... добрая, Людмила Прокофьевна (оправдание, извинение).
Калугина: Я не понимаю, за что Вы меня так ненавидите, что я Вам такого сделала?... Я Вас не подсиживала... (упрек) .
Новосельцев: Не подсиживали (согласие).
Калугина: Я Вас с должности не снимала... (констатация факта) .
Новосельцев: Пока еще нет. (согласие).
Калугина: Премию Вы регулярно получали... (констатация факта) .
Новосельцев: Получаю... Я...(согласие)
Калугина: Я раскритиковала Ваш отчет, извините, я имею на это право, я пока еще Ваш директор. (констатация факта, оправдание) .
Новосельцев: Мы в Вас души не чаем...Мы Вас любим... В глубине души
Где-то очень глубоко. (примирение, оправдание, признание в любви).
Калугина: Так глубоко, что я этого даже не замечаю.(упрек, прием бумеранга)
Новосельцев: Нет, это заметно. Должно быть заметно…Демократичная наша, демократичная!(оправдание, комплимент)
Калугина: Что Вы врете! Прекратите сейчас же!(возмущение, требование)
Новосельцев: Вы даже себе не представляете... Вы нас когда вызываете к себе в кабинет,… мы идем, как на праздник!(комплимент)
Калугина: Возмутительно!(возмущение)
Новосельцев: Что Вы делаете? Вы что плачете? Перестаньте плакать! Вам по должности не положено плакать.(недоумение, требование)
Калугина: Не Ваше дело решать, что мне положено и что не положено.
На это есть вышестоящие инстанции.(возмущение) [36]
Как видим из этой сцены, Калугина выражает возмущение, упрек, обвинение, мораль, негодование. А стороны Новосельцева один за другим следуют речевые акты оправдания, извинения, примирения, комплиментов и даже признания в любви. Однако они приводят к усугублению ситуации.
В одной из последних
сцен фильма мы становимся свидетелями
кульминации любовного
Калугина: Хочу Вас поздравить, товарищ Новосельцев. Я долго подбирала кандидатуру. И пришла к выводу, что лучшей не найти. Вы решительный, знающий, энергичный, предприимчивый еще какой предприимчивый (скрытое обвинение, намек). Я подписала приказ о Вашем назначении начальником отдела.
Новосельцев: За что? Что я Вам такого сделал плохого?(недоумение, юмор)
Калугина: Вы отказываетесь? (уточнение)
Новосельцев: Просто не хочу, чтобы меня назначали таким тоном (упрек, мораль).
Калугина: Другого тона Вы не заслужили (обвинение) .
Новосельцев: Почему? В чем дело? Что произошло, пока я бегал за этими билетами? (недоумение)
Калугина: Это произошло намного раньше. И я отдаю должное Вашей
изобретательности. (упрек, намек)
Новосельцев: Какой? Я ничего не изобретал.(недоумение).
Калугина: Не скромничайте. Как же? (сарказм) Приударить за мной, чтобы получить должность - разве не блестящая идея?
Новосельцев: Я так и знал, что все это плохо кончится. Конечно, я не имел права ухаживать за Вами ради карьеры, но я же не знал тогда,
что полюблю Вас. Вы даже не представляете, как я тогда был далек от этого (оправдание, извинение, примирение, признание в любви).
Калугина: Вы страшный человек, Новосельцев.(обвинение, мораль)
Новосельцев: Я?
Калугина: Вы. Ваш поступок не имеет названия. Вы даже не понимаете, насколько гадко и мерзко Вы поступили. (обвинение упрек, мораль)
Новосельцев: У меня есть смягчающие обстоятельства. Я люблю Вас. Люблю. (оправдание, признание в любви)
Калугина: Я Вам не верю.
Новосельцев: А Самохвалову поверили?(упрек)
Калугина: Ладно. Хватит. Идите, работайте.(требование) У Вас теперь новая интересная должность. Она потребует от Вас много умения и сил. Вам надо сосредоточиться. Вы ведь добились того, чего хотели (упрек)[36] .
В этой сцене со стороны Калугиной идут такие речевые акты, как упрек и обвинение, а со стороны Новосельцева – оправдание и признание в любви.
Драматизм ситуации подчеркивается невербальными факторами: нарочитым спокойствием интонаций Калугиной, в которых чувствуется великая боль оскорбленной женщины.
В последней сцене фильма ситуация из крайне драматичной переходит в разряд комичных. Здесь с обеих сторон мы наблюдаем такие яркие речевые акты, как оскорбления, насмешку, угрозу, переходящую из вербальной плоскости в физическую. Нам, впрочем, известно, что данные угрозы и их реализация в конечном итоге ведут к примирению сторон и выходу отношений на новый уровень.
Калугина: Ознакомилась с Вашим заявлением, товарищ Новосельцев.
Новосельцев: Весьма своеобразно ознакомились. Нет ничего проще написать второе.
Уже со второй реплики мы слышим угрозу со стороны Калугиной:
Калугина: Новое заявление постигнет та же участь.
В то же время со стороны Новосельцева уже нет извинений и оправданий, а есть предупреждение.
Новосельцев: Напишем третье, четвертое, пятое. Не буду работать под Вашим началом. Не хочу и не буду!
Калугина: Будете, товарищ Новосельцев (опять угроза ).
Новосельцев: Не буду, товарищ Калугина (предупреждение).
Калугина: Я Вас не отпускаю (угроза) .
Новосельцев: Отпустите (угроза).
Калугина: Вы ведь у нас незаменимый работник (насмешка).
Новосельцев: Незаменимых у нас нет. Найдете себе более порядочного,
более честного, который не врет (предупреждение, насмешка) .
Калугина: Вы тоже рассчитываете найти себе
другую начальницу, помоложе, покрасивее. Не так ли? (упрек, обвинение)
Новосельцев: Так ли, так ли (здесь мы наблюдаем полемический прием бумеранга с высмеиванием). Тем более, что это не проблема.
Калугина: Вы все время врываетесь в мой кабинет для того, чтобы оскорбить меня.(обвинение)
Новосельцев: Я не врываюсь, Вы меня вызываете в свой кабинет, отрываете от работы. (обвинение)
Калугина: Я Вас не вызывала!(отрицание)
Новосельцев: Нет, Вы меня вызывали!(упрек, обвинение)
Калугина: Идите работайте! Кто Вас задерживает?(приказ, требование)
Новосельцев: Я не могу. Вы меня задерживаете. Вы не подписываете мое заявление. Я не могу получить расчет.(обвинение, мораль)
Калугина: Пишите. Я его завизирую.