Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Цель работы – выявление особенностей риторики любовного конфликта.
Общая цель работы включает следующие частные задачи исследования:
1. Изучение научной литературы по теме.
2. Систематическое описание речевого поведения участников конфликта.
3. Проведение анализа использования речевых стратегий и тактик в диалогической речи участников речевого конфликта на примере произведений классической литературы.
Введение………………………………………………………………………с. 3
I.Теоретические основы исследования. Сущность понятия «конфликт»……………………………………………………………………с.5
1.1. Причины, характер и цели конфликта………………………….............с.5
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт»……………………………..с.8
1.3. Речевые акты любовного конфликта……………………………………с.11
II. Анализ речевого оформления любовного конфликта на примере произведений русской классической литературы и современных кинофильмов………………………………………………………………….с.17
Заключение…………...………………………………………………..............с.30
Библиография………………………………………………..…………………с.32
Конфликт имеет следующие этапы развития: неречевые факторы - потребности, интересы, мотивы, взгляды, определяющие социальный и психологический тип личности, - обусловливают установки индивида на взаимодействие с другими членами коллектива. Установки влияют на формирование целей общения, которые, в свою очередь, определяют выбор субъектом речевых стратегий. Речевые стратегии, являясь речевой реализацией цели, жестко соотносятся с установками (речевые стратегии подчинения и дискредитации соотносятся с установкой на конфликт, конфронтацию; речевые стратегии близости, отказа от выбора соотносятся с установкой на контакт, сотрудничество). Все эти компоненты конфликтного общения - неречевые факторы, установки, цели, речевые стратегии - регулируют выбор тактик речевого поведения, конфликтный репертуар которых очень богат: от прямого оскорбления до самого изощренного способа унижения чести и достоинства собеседника (недомолвки, намеки, двусмысленности, речевые импликатуры и др.) [15,с. 13];
Любой конфликт - политический, трудовой, психологический, нравственно-этический и др. - имеет языковую и речевую репрезентацию[16, c. 22]. Как язык, так и речь имеют такие конфликтогенные свойства, которые провоцируют пользователей языка на конфликтное взаимодействие. Эти свойства поддерживаются социальными и психологическими факторами, под влиянием которых формируются устойчивые типы личностей, вступающих в коммуникацию и действующих по тем или иным моделям общения. Реализация гармонической или дисгармонической модели поведения в конфликте предопределяется социальными, психологическими, а также лингвистическими факторами, обусловленными коммуникативным контекстом в целом .
Конфликт ведет за собой спор, словесное состязание, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. В современной научной, методической, справочной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор – это особый вид речевой коммуникации. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту[18, c. 34]
В русском языке существуют синонимы данного слова: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях данные слова используются не только как синонимы к слову «спор», но и как его разновидности.
Любой спор имеет определенную структуру. С одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой – опровержение выдвинутого тезиса и его аргументации вторым оппонентом. Подобная классификация споров в зависимости от цели довольно условна. Редко возможно встретить тот или иной спор в чистом виде. Так, добиваясь победы в споре, полемист стремится убедить оппонента в своей позиции. А убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых предположений, принятию более правильных решений[17, c. 12].
1.2. Сущность понятия «любовный конфликт».
Любовный конфликт – это одновременно и результат выявления и сам процесс выявления, а также процесс устранения несоответствия партнеров друг другу по какому-то из тех десяти основных признаков-характеристик любовных отношений.
С точки зрения Зберовского [19, c. 11], все те конфликты, что возникают в любовных или семейных отношениях, можно условно разделить на две большие группы:
1. Конфликты, возникающие по объективным причинам. Проще говоря, это все те конфликты, которые связаны с различием партнеров по их взглядам на жизнь, недовольством своим низким статусом в любовных или семейных отношениях, своеобразием их характеров, темпераментов, целей общения, объему жизненного опыта, социальному, имущественному, культурному и возрастному уровню и т.д.
2. Конфликты, возникающие… из-за прошлых конфликтов. Это очень большая группа любовных или семейных конфликтов, которые неизбежными уже не являются. Это конфликты, зачастую возникающие практически на пустом месте и связанные чаще всего только с тем, что во время прошлой размолвки партнеры:
А. …сказали друг другу
так много неприятного и
Б. …после ссоры так долго играли в гордость и тянули с примирением, что у кого-то из пары возникло устойчивое ощущение, будто у партнера уже «кто-то есть». Что, разумеется, вызвало дополнительное раздражение, породило с трудом скрываемое недоверие и «завело» кого-то из партнеров настолько, что отныне он(а) только и ждет: ну когда же другой человек сделает ошибку и наконец-то все тайное станет явным… А если ничего такого все еще не происходит, это означает только одно: Партнер очень ловко скрывает свои эротические похождения! Поэтому смотреть в оба, караулить и скандалить следует с удвоенной энергией…;
В. …примирились просто «по факту», так и не сказав друг другу, как они друг без друга страдали, как им было плохо, не проанализировав причины ссоры, не сделав правильных выводов. В итоге примирение просто безжизненно повисло в воздухе, не доставило никому особого удовольствия и оказалось коротким…
Главное отличие любовных конфликтов от всех остальных заключается
в том, что какой бы остроты они ни были, партнеры все равно хотят оставаться вместе[19, c 23]. Самим конфликтом партнеры преследуют определенные цели. Можно выявить шесть целей любовного конфликта:
- доказать свое умственное, волевое, психологическое (или какое-то другое) превосходство над партнером;
- принудить партнера сделать то, что нам выгодно;
- навсегда подавить сопротивление партнера;
- вызвать в партнере чувство вины за свое поведение;
- заставить партнера
позвонить после ссоры первым(
- временно прервать
любовные или семейные
В зависимости от целей, любовные конфликты можно разделить на две группы: намеренные и нечаянные (неосознанные).
1.3. Речевые акты любовного конфликта.
Обмен речевыми действиями участников общения имеет свое название в коммуникативной лингвистике - коммуникативный акт. Он имеет свою структуру и содержание. В конфликтном коммуникативном акте (ККА) структура и содержание речевых действий определяется рядом несоответствий и противоречий, которые имеются между участниками. В докоммуникативной фазе ККА - назревание конфликта - происходит осознание его участниками имеющихся противоречий между их интересами (взглядами, мотивами, установками, целями, кодексом взаимоотношений, знаниями), оба субъекта начинают ощущать конфликтность ситуации и готовы предпринять взаимно агрессивные речевые действия. В коммуникативной фазе - созревание, пик и спад конфликта - происходит реализация всех докоммуникативных состояний субъектов: обе стороны начинают действовать в своих интересах в ущерб другой стороне путем применения конфликтных языковых (лексических, грамматических) и речевых (конфронтационных речевых тактик, соответствующей невербалики) средств. Посткоммуникативная фаза - разрешение конфликта - характеризуется последствиями, вытекающими из предыдущих стадий: нежелательные и/или неожиданные речевые реакции или эмоциональные состояния конфликтующих сторон, качество которых зависит от степени "вредоносности" применяемых конфликтных средств участниками ККА [20, c. 13].
Проблемой изучения ККА занимались М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, А. Е. Земская, В. И. Карасик, А. К. Михальская, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др. Богатство и разнообразие речевых актов необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности целый репертуар речевых актов.
Из всего многообразия подобных высказываний к актам любовного конфликта, по нашим наблюдениям, относятся: извинение, комплимент, насмешка, обвинение, обещание, оправдание, признание в любви, просьба, мольба, требование, угроза, упрёк, насмешка, утешение и др. Жанровое своеобразие любовного конфликта не исчерпывается перечисленным.
В основе речевого поведения участников конфликта лежат речевые стратегии. Типология стратегий может быть построена на разных основаниях. Мы предлагаем типологию, в основе которой лежит тип диалогического взаимодействия по результату (исходу, последствиям) коммуникативного события - гармония или конфликт. Если собеседники осуществили свои коммуникативные намерения и при этом сохранили "баланс отношений", значит, общение строилось на основе стратегий кооперации. Взаимодействие партнеров коммуникации в этом случае представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий, быстрое формирование у них общей картины ситуации и возникновение эмпатической связи друг с другом. Напротив, если коммуникативная цель не достигается, а общение не способствует проявлению положительных личностных качеств субъектов речи, то коммуникативное событие регулируется стратегиями конфронтации. При осуществлении такого варианта взаимодействия происходит одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение антипатии друг к другу. К стратегиям кооперации относятся стратегии вежливости, искренности и доверия, близости, сотрудничества, компромисса и др. Они способствуют полноценному поведению участников коммуникации и эффективной организации речевого взаимодействия. К конфронтационным стратегиям относятся инвективная, стратегии агрессии, насилия, дискредитации, подчинения, принуждения, разоблачения и др., реализация которых, в свою очередь, вносит дискомфорт в ситуацию общения и создает речевые конфликты.
Акты любовного конфликта условно можно разделить на два вида: конструктивные и деструктивные, в зависимости от тактики поведения партнеров [21, c. 98].
Конструктивные акты используются для благополучного разрешения конфликта. В результате использования данных актов сохраняются теплые любовные отношения; участники любовного конфликта находят для себя компромиссное решение, удовлетворяющее интересы обоих; наступает улучшение эмоционального климата в отношениях и эмоционального статуса каждого участника конфликта; укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты [22, c. 78].
Исходя из анализа образцов ситуаций любовных конфликтов, мы выявили, что наиболее распространенным конструктивным актам относятся: комплимент, извинение, утешение, оправдание, обещание, просьба, признание в любви.
Деструктивные акты, напротив, способствуют неблагоприятному разрешению конфликта, а именно к разрыву отношений. Вследствие применения таких актов проблема (причина конфликта) не решается, происходит либо подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы; сохраняется эмоциональная напряженность партнеров; происходит взаимное отчуждение, дистанцирование; у участников конфликта возрастает чувство тревоги, безысходности, которые могут привести к психологическим срывам [23, c. 45].
К деструктивным актам мы относим: упрёк, обвинение, угроза, оскорбление, насмешка, требование и др.
Среди множества речевых актов, реализуемых в ходе любовного конфликта, значительное их количество принадлежит обещаниям, целью которых является принятие говорящим искреннего обязательства выполнить определенное действие в пользу адресата. Обещания представляют собой семантическую конструкцию, выраженную разнообразными языковыми и речевыми средствами.
С целью изменить поведение партнера говорящий может использовать следующие типы речевых актов:
- возмущения;
- недоумения;
- упрека.
Речевой акт недоумения выражает непонимание говорящим причин неадекватного поведения адресата [24, c. 11]. Как правило, недоумения оформляются в речи вопросительными конструкциями. Коммуникативная цель этого речевого акта также гибридна, поскольку, задавая вопрос, говорящий одновременно хочет получить на него ответ (т.е. перед нами запрос об информации) и изменить поведение адресата в соответствии с общепринятыми нормами в данной ситуации.
Упрек представляет собой речевой ход в конфликтной интеракции. Речевое поведение говорящего представляет собой разновидность вербальной агрессии, которая обусловливает цель высказывания - нанести ущерб адресату и одновременно дать выход своим негативным эмоциям. Прагматическая цель говорящего определяет лингвистическое воплощение: упрек характеризуется вербально выраженной направленностью на адресата, развернутостью, повышенной эмоциональностью, экспрессивностью, может исходить не только от говорящего, но и от адресата.
Лингвистической реализации
упрека свойственны следующие
1.Агрессивные тенденции,
стимулированные провокацией (
2. Для упреков характерен
прямой способ
Ответные реплики адресата в условиях успешной коммуникации а) "Кооперативные" ответные реплики адресата в условиях успешной коммуникации
Чувствуя себя виноватым и признавая справедливость упрека, адресат, тем не менее, стремится выбрать такой речевой ход, который позволил бы ему сохранить свое лицо. Выбирая тактику улаживания конфликта, адресат отвечает на упрек оправданиями, молчаливым признанием своей вины либо извинениями.
1) Оправдание. Обращаясь
к такому типу ответной
2) Виноватое молчание. Такой "нулевой" речевой акт обычно сопровождается какими-либо невербальными способами демонстрации принятия ответственности, раскаяния - вздохами, мимикой, позой.
3) Извинение. Такой
ответ на упрек в
Адресат обычно "принимает правила игры" и реализует закрепленный за ситуацией "сценарий" конфликта.
Иногда все проявления стремления адресата к улаживанию конфликта (признание вины, извинение), тем не менее, приводят лишь к новым его виткам, вследствие чего говорящий достигает катарсиса.
Непрерывный поток обвинений, выходящий за пределы диалогической реплики, обусловлен психическим состоянием говорящего (стресс, аффект), а также прагматической целью высказывания. Внимание говорящего сосредоточено не на адресате и его возможной реакции, а на собственных переживаниях. Стремясь дать выход своим эмоциям, говоряпщй превращает диалог в монолог, часто лишая адресата возможности оправдаться или каким-то образом ответить на упрек. В его речи появляются элементы ораторского искусства, использование различных стилистических приемов повышает выразительность высказывания. Такое усиление выразительности, пафос речи рассчитаны не только на адресата, здесь есть определенная доля самолюбования.