Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Образ оратора. Типы ораторов…………………………………………4
2. Построение ораторской речи. Композиция……………………………9
3. Контакт с аудиторией………………………………………………….11
4. Техника речи……………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. В одном из учебных пособий по риторике приводится такой пример. Оратор выступал с 
информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры».

      Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах 
последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление - говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно 
рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

     Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы».

     «Для успеха речи, — писал выдающийся юрист и общественный деятель XIX века А. Ф. Кони в статье «Советы лектора», — важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

     Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо 
знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

     Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

     Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

     Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

     Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

     Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение. 

     3. Контакт с аудиторией

     Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший  момент общения, эмоциональное соприкосновение  оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей.

     Контакт с аудиторией начинается с начальной  паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

     Одна  из важных составляющих успешного выступления  – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.

     Зрительный  контакт – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное (может нужно что-то повторить). Не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); Интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории мы (или пора сменить оратора).

     Как это делается? Заняв исходную позицию  для выступления, мы, не спеша, переходим  к делу. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального контакта с аудиторией. Мы должны продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок выбираем ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если вы поймали доброжелательный взгляд или ответную улыбку, сделайте едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!» . Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам...

     А если зал большой? А софиты? Тогда зрительный контакт нужно имитировать. Вспомните, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па… Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

     Сначала мы устанавливаем зрительный контакт  с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто  привык заниматься своими делами, когда  оратор начинает речь. Установите зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Дождитесь, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора, - установите зрительный контакт с ними. Дождитесь, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Вообразите, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

     В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими в центре людьми сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

     Как выбрать место для выступления  таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного  контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления вы будете перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

     Особое  внимание уделяйте тем местам, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращенных к правому краю. Задавая вопросы, жестом и взглядом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

     Устанавливая  и поддерживая зрительный контакт  в ходе выступления, мы держим в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Вы можете переводить на мгновение  взгляд в пол, на таблицу, которую  демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если вы сбились, забыли текст, ваш бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если вы будете продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что вы скажете после паузы, даже возрастет.

     Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

     1)Вопросно-ответный  прием. Оратор ставит вопросы  и сам на них отвечает, выдвигает  возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

     2)Переход  от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу  обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их  интерес.

     3)Прием  создания проблемной ситуации. Слушателям  предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

     4)Прием  новизны информации, гипотез заставляет  аудиторию предполагать, размышлять.

     5)Опора  на личный опыт, мнения, которые  всегда интересны слушателям.

     6)Показ  практической значимости информации.

     7)Использование  юмора позволяет быстро завоевать  аудиторию.

     8)Краткое  отступление от темы дает возможность  слушателям "отдохнуть".

     9)Замедление  с одновременным понижением силы  голоса способно привлечь внимание  к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

     10) Прием градации - нарастание смысловой  и эмоциональной значимости слова.  Градация позволяет усилить, придать  им эмоциональную выразительность  фразе, сформулированной мысли.

     11) Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. 

     4. Техника речи

     Важный  критерий оценки выступающего перед  аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника  речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

     1. Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

     Существует  целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

     2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.)

     Могут наблюдаться две крайности темпа  речи: слишком быстрый темп ("строчит  как из пулемета") или замедленная  речь ("вымученная", "нудная", "как воду цедит"). Обе крайности  темпа утомляют и нервируют аудиторию.

     Говорящему  важно уметь менять темп: если требуется  что-то подчеркнуть, выделить, сделать  акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

     3. Тембр- это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, своя тембровая окраска. Тембр называют еще "цветом " голоса. Характер тембра очень разнообразен, а восприятие – субъективное. В описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие, слуховое, ассоциативное, эмоциональное.

     4. Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

     С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

     Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Например:

     Ребенок: – Мама! Я пойду в кино!

     Мать: – Иди! Иди! (смысл: "Можешь идти, но последствия будут не самыми лучшими!" – угроза).

     Оратор  должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.

Информация о работе Ораторское искусство