Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Наука, изучающая ораторское искусство; риторика. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Образ оратора. Типы ораторов…………………………………………4
2. Построение ораторской речи. Композиция……………………………9
3. Контакт с аудиторией………………………………………………….11
4. Техника речи……………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

     5. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

     Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим  голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

     Самыми  частыми ошибками в голосе оратора  являются: Монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); Тихий, неуверенный, затухающий голос; Неприятный голос ("крикливый", "хриплый" и т.д).

     6. Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность – когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи – считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения.

     Высота  тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят  в повышенном тоне, Робкие, пассивные  говорят, наоборот, низким тоном.

     7. Пауза – по словам К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей".

     Существуют  следующие виды пауз: паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления; интонационно-логические и психологические, интонационно-синтаксические, ситуативные  и физиологические.

     Известно, что слова звучат убедительнее после  мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет  ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются  длительностью. Самая короткая пауза  – на месте запятой, а самую  длительную требует точка. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Пауза необходима, если следует подчеркнуть какую-либо фразу. Внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук – оно привлекает внимание. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

     В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу. " В то время как логическая пауза механически формирует  такты, целые фразы и тем самым  помогает выяснить их смысл, психологическая  пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза не подчиняется никаким законам, а ей

     подчиняются все без исключения законы речи. Так, всем известно, что союз "и" не допускает после себя никаких остановок, Но психологическая пауза не стесняется нарушить этот закон и вводит незаконную остановку".

     Таким образом, каждый, кто заинтересован  в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.

     Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.

     Необходимо  избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая  сложный вопрос, нужно постараться  передать информацию по частям.

 

      Заключение

     Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен хорошо разбираться в том, что происходит с тоном его голоса, правильно ли работает его дикция, каков интонационный рисунок при произнесении предложений.

     Также важно отметить тот аспект, что  нельзя стать хорошим оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанный материал, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

     Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить - должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным».

 

      Список литературы

  1. Бариев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Полюс, 2002. – 147 с.
  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Астрель , 1999.
  4. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 2007. – 342 с.
  5. Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000.
  6. Поль Л. Сопер, "Основы искусства речи", Издательство Агентсва "Яхтсмен", 2000.

Информация о работе Ораторское искусство