Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:52, доклад
Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия.
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Итак: текст составлен и разучен,
акустика отрепетирована по
С вымышленных обстоятельств.
Лучшей из приманок, на которые
ловится чувство. С волшебных
"если бы". Например, вы избрали
роль Стража. Ее Сверхзадача -
убедить публику в своей
Первая из задач - встревожить зрителей, вызвать у них сильное беспокойство. Здесь не надо самому пугаться. Главное - осознать ту угрозу, которая нависла над собравшимися и свою ответственность за их судьбы. Для этого можно спросить себя - как бы я сам поступил, что бы я предпринял, если бы:
1. В
государстве существовала
2. Факты
о деятельности этой
3. Я знал конкретных исполнителей этого жуткого заговора.
4. Я
изучил полный план
5. Все из собравшихся были в данном списке.
6. До их ликвидации (ареста, пыток) осталось не более суток.
7. Публика в наивном неведении даже не догадывалась о предстоящих событиях.
Ну, и так далее...
Такая работа перед
После этого самое важное - состыковать "если бы" первой задачи с "если бы" второй. Лучше проработать их заранее, но можно (конечно уже при наличии достаточного опыта) импровизировать на ходу. Например: следующая задача выступления в роли Стража - убедить публику в том, что самостоятельно никто из нее не спасется и не будет такой счастливой случайности, которая сможет избавить зрителей (а также их родных и близких) от истязаний и мучительной смерти. Тогда и пойдет в ход переходное (протягивающее мостик чувства от задачи к задаче) "если бы":
8. Если бы зрители по своей наивности были абсолютно убеждены в собственной безопасности.
Как видите, 8-е "если бы" похоже
на 7-е, но уже содержит в
себе элементы для плавного
перехода к следующим "если
бы". Такой постепенный переход
сознанию и эмоциям
9. Если бы среди публики
10. Если бы они под воздействием
первых фраз оратора начали
смутно припоминать это "что-
...Да, я понимаю, у вас возникло
много вопросов. Давайте подождем
с их обсуждением до
Не забывайте направлять сквозное
действие к Сверхзадаче, сколь бы интересными
не были придуманные обстоятельства.
К Сверхзадаче! И только к ней! Нельзя уводить
сквозное действие в сторону! За исключением
одного единственного случая: когда идет
вдохновение. Когда почувствуете, что
вы царь и Бог данного выступления и можете
делать с публикой, что хотите, - смело
вертите сквозное действие, как вам будет
угодно. Однако при этом не забывайте о
цели выступления. То есть: вы можете заняться
с восторгающейся каждым вашим словом
аудиторией хоть вызыванием снежного
бурана в жаркий июльский день, но при
этом, если целью собрания является убедить
присутствующих на нем уборщиц тщательнее
мыть отхожие места, то уже на следующий
день все сортиры должны блестеть,
как бриллианты, иначе грош цена всему
вашему выпендриванию.
ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Актеру на сцене гораздо легче
действовать, чем оратору.
А ведь именно движения в
первую очередь привлекает
Физические действия бывают двух видов. Первый: ситуационные. Это оправданные всеми перипетиями сюжетных ходов спектакля (а я и подвожу вас к восприятию публичного выступления именно в качестве театрального представления) движения: вытащить перед поединком шпагу из ножен; открыть бутылку перед тем, как разлить вино по бокалам; откинуть одеяло перед тем, как лечь в кровать и т.д.
Второй вид физических
Отрабатывая этюды, не
Этюды могут быть простыми и сложными. Простые: жестикуляция, смена поз, работа мимических мышц (улыбка, прищуривание, шевеление ушами) и т.д. Сложные: подойти с указкой к карте и указать на ней определенную страну; взять записку из переднего ряда и внимательно ее прочитать; достать из-под стола плакат, развернуть его и показать зрителям; налить из графина воду в стакан и выпить ее и т.п.
Чем же отличаются этюдные
физические действия от
Вижу многие не поняли. Хорошо. Приведу отрывок из труда Станиславского "Работа актера над собой", где дается пример этюдных действий.
"- Чтобы "как будто поджечь", вам довольно "как будто спичек". Вот они, получите.
Он протянул мне пустую руку.
- Разве дело в том, чтобы чиркнуть /настоящей/ спичкой? Вам нужно совсем другое. Важно поверить, что если бы у вас в руках была не пустышка, а подлинные спички, то вы поступили бы именно так, как вы это сейчас сделаете с пустышкой. Когда вы будете играть Гамлета и через его сложную психологию дойдете до момента убийства короля, разве все дело будет состоять в том, чтобы иметь в руках подлинную отточенную шпагу? И неужели, если ее не окажется, то вы не сможете закончить спектакль? Поэтому можете убивать короля без шпаги и топить камин без спичек. Вместо них пусть горит и сверкает ваше воображение".
Кстати, для отработки этюдов
можете использовать
ГОВОРИТ СТАНИСЛАВСКИЙ
1.
Нет маленьких ролей, есть
2. На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников. (Не обольщайтесь тем, что вас все-таки слушают. Не исключено, что только из-за вежливости).
3.
Иногда от внешнего можно
4. Подлинное искусство и игра "вообще" несовместимы. Одно уничтожает другое. Искусство любит порядок и гармонию, а "вообще" - беспорядок и хаотичность. (Нельзя играть вообще Солдата, Министра, Лекаря или Вечного страдальца. Надо искать индивидуальность в характере персонажа и жить его конкретными мыслями и чувствами. Например, найти у душевного Добряка причину для злости и жестокости, а у циничного Резонера - растерянность и лиричность).
5.
Пусть все внимание артиста
направляется на
6.
И я попробовал не только
не усиливать мимики, но даже
подавлять ее...стараться
7.
Каждый момент исполнения роли
каждый раз должен быть заново
пережит и заново воплощен. (Не
думайте, что, один раз
8.
Нельзя выжимать из себя
9.
Всякий вымысел воображения