ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
И РИТОРИКА
Родиной ораторского искусства,
возникшего на базе судебных
выступлений, является Древняя
Греция. Отцом науки о красноречии
считается древнегреческий поэт,
философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430
гг. до н.э.). Выходцы из греческих
поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий
составили первые систематические руководства
по красноречию. Позже, вслед за красноречием
судебным, в котором главную роль играло
знание законов и обычаев, в Древней Греции
разрабатываются приемы политического
и художественного красноречия. А именно:
умение убедительно излагать свою речь,
остроумно отвечать на вопросы, говорить
без подготовки (используя пункты выступления
предыдущего оппонента), спорить против
очевидности, сбивать и путать противника
в споре и т.п. Усложнение социально-политической
обстановки в городах-государствах (полисах)
Эллады - вооруженные конфликты между
греческими полисами, нападения внешних
врагов, ожесточенная борьба аристократов
и демократов, противоречия между этническими
группами, интриги в конкурентной борьбе
торговых кланов - привело к нарастанию
напряженности в общественных отношениях.
Кроме этого, формирующаяся греческая
нация испытывала гигантский рост пассионарности.
В аудиториях и на площадях закипели жаркие
дискуссии по самым различным вопросам.
Эмоции переполняли спорящих, даже если
предметом обсуждения являлись проблемы
естествознания или философии.
Быть значимым и уважаемым
среди граждан Древней Греции,
особенно в Афинах - культурном, экономическом
и политическом центре Эллады, не имея
хороших навыков публичных выступлений,
стало невозможно. Поэтому возник острый
спрос на толковых преподавателей ораторского
искусства и риторики. И одна за другой
начали возникать школы красноречия. Самой
знаменитой школой (точнее, направлением)
в искусстве убеждать стала - софистическая.
Ее представители, софисты, избрали своим
главным оружием диалектику ситуационных
коллизий и парадоксы, образующиеся в
силу многозначности всех, даже самых
обыденных понятий. Наиболее известными
софистами были: Протагор из Абдер (ок.
481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок.
483-375 гг. до н.э.).
Протагор выдвинул следующую
философскую концепцию: "Человек
- мера всех вещей: существования
существующих и не существования
несуществующих". Основываясь на ней,
он отверг доктрину существовавших
до него риторических школ о том, что дискуссия
- это средство для поиска истины и
отстаивания нравственных принципов.
Протагор считал: в споре необходимо ставить
перед собой только одну единственную
цель - убеждение аудитории в правоте оратора,
и для воплощения этой цели следует
использовать любые средства. Этот
древнегреческий мыслитель, когда его
обвиняли в безыдейности и аморализме,
парировал эти обвинения ссылкой на: 1)
относительность и временность любого
знания; 2)зависимость человеческих убеждений
от конкретной ситуации; 3) от эмоционального
и физиологического состояния людей "в
разное время воспринимающих разное".
Горгий развил идею Протагора
о том, что не может быть
абсолютного ("истинного") знания
о предмете, а могут быть от этого предмета
лишь польза либо вред для конкретного
человека, "меры всех вещей". Однако
Горгий был не согласен с мнением Протагора
о том, что в Природе вообще нет никаких
реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем,
существуют лишь благодаря "нашему
мнению о них". Горгий считал, что реальность
все-таки существует, просто "наше мнение"
не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие
реальность понятия - какой бы силой убедительности
они не обладали - всегда можно опровергнуть,
доказав его отдаленность от действительности.
Достижения софистов развил афинец Сократ
(469-399 гг. до н.э.), несмотря на свое публично
выражаемое негодование по поводу их безыдейности
и аморальности. Сократ составил первую
систему дискуссионной аргументации,
назвав ее "диалектика". Ее главный
принцип - заставить противника опровергнуть
самого себя и встать на ту точку зрения,
которая выгодна его оппоненту.
Диалектика Сократа по форме
состоит из "иронии" и "майевтики",
а по содержанию - из "индукции"
и "определения". Ирония раскрывает
внутреннюю противоречивость аргументов
противника, доводя их до абсурда. Ирония
сопровождает индукцию, то есть последовательное
рассмотрение мнений противника и вычленение
из них элементов, опровергающих саму
суть этих мнений. На основе этих элементов
формируется майевтика (буквально: помощь
при родах) - стадия, на которой у противника
должна родится мысль, нужная его оппоненту.
Это и есть - определение, то есть та идея,
против которой в начале дискуссии боролся
противник. Главным вкладом Сократа в
искусство ведения полемики было изменение
им содержания дискуссии. Если до этого
спорящие стороны не обращали особого
внимания на суть выступлений соперников,
сосредотачивая внимание на силе и убедительности
собственной речи, то теперь в риторическом
арсенале появились наводящие вопросы,
сами по себе являющимися и аргументами,
и контраргументами. Соперники стали прислушиваться
к доводам противной стороны. Споры превратились
из горячих перепалок в изящные и остроумные
представления. Вот, например, юмористический
диалог с участием представителя одной
из сократических школ (мегарской):
- Ты
уверен, что не рогат?
- Вполне!
- А как
насчет того, чего ты не терял?
- То, что
я не терял, остается при
мне.
- Рога
не терял?
- Нет!
- Значит,
они у тебя остались...
Большой методологический вклад
в искусство красноречия внес
великий мыслитель Эллады Аристотель
(род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.).
Он считал, что при отстаивании
своих взглядов необходимо опираться
не на дешевые приемы давления на
психику слушателей (чрезмерная патетика,
высмеивание противника, введение в заблуждение
и др.), а на научный метод. Аристотель искал
универсальное полемическое оружие, механизм
действия которого должен был основан
на законах рационального (непротиворечивого)
мышления. Именно такое оружие и было изобретено
Аристотелем - это была его формальная
логика.
Главное в аристотелеевой логике
- учение о силлогизме. Силлогизм
- это блок взаимосвязанных умозаключений
, представляющих из себя в совокупности
доказательство того или иного тезиса.
Силлогизм состоит из трех частей: большей
посылки, меньшей посылки и заключения.
Виды силлогизма - модусы - многообразны.
Самым известным является модус, имеющий
даже собственное имя - "Barbara":
«Все люди
смертны (большая посылка).
Сократ - человек (меньшая посылка).
Самым великим оратором Древней
Греции по праву считается
афинянин Демосфен, родившийся и
умерший год в год с Аристотелем.
Первые годы своих занятий по ораторскому
искусству Демосфен провел, тренируясь
либо в полном одиночестве, либо под
надзором одного лишь учителя. Поэтому,
чувствуя свою уязвимость перед уловками
более опытных в публичном красноречии
оппонентов, Демосфен выработал у себя
такую манеру выступления, при которой
практически не оставалось места для импровизации,
а выкрики и замечания противников игнорировались
или парировались заранее подготовленным
текстом.
В своих речах Демосфен, в отличие
от Аристотеля, делал ставку на воздействие
публичного выступления на психику людей,
на их волю и эмоции. Такому воздействию
способствовали отлично поставленный
голос Демосфена и тщательно проработанный
им текст речи с опорными и кодовыми фразами.
Каждая такая фраза, в сочетании с превосходно
отработанной мимикой и жестикуляцией,
поэтапно трансформировала психику масс
в нужном оратору направлении так, что
люди сами не замечали момента, когда под
воздействием речи Демосфена переходили
на его сторону, даже будучи изначально
настроенными против идей выступающего...На
вопрос: что составляет самое существенное
достоинство оратора, - Демосфен неизменно
отвечал: "Во-первых, произношение, во-вторых,
произношение и, в-третьих, опять-таки
произношение".
Следующий шаг в развитии искусства
красноречия сделали специалисты Древнего
Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады,
дополнив их результатами собственных
изысканий. Дискуссии не получили в Римской
империи столь широкого распространения,
как это было в греческих полисах. Для
римлян было главным публичное выступление
в режиме монолога. В римской школе слились
воедино риторика и ораторское искусство.
От греческой риторики к римлянам пришли
юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского
искусства - изящество компоновки текста
речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная
интонация, оригинальность речевых оборотов,
позы, жесты и многое другое.
Римская школа красноречия подразделяется
на два стиля: аттицизм и
азианизм. Азианизм господствовал
в Риме до 50-х годов I-го века до н.э.
Представители этого стиля превращали
свои выступления в яркое и темпераментное
театральное представление, с помощью
которого весьма эффектно преподносили
свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля
наиболее известным является Марк Туллий
Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Аттицизм стал преобладающим
стилем с момента падения республиканского
строя и исчезновения в обществе
демократической традиции свободы
выступления. Аттицизм отличает
монотонность, строго ограниченный
набор жестов и движений оратора,
декларативность и примитивизм аргументации.
Оратор спокойно и высокопарно излагал
свою точку зрения аудитории, совершенно
не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм
вошел в моду благодаря его горячему поклоннику
Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей
в свои руки. По окончанию античной эпохи
теоретические изыскания в области красноречия
прекратились. А саму сферу публичных
выступлений монополизировала церковь.
Речи ораторов обрели форму проповедей,
а свободные дискуссии превратились в
богословские диспуты. Единственное, за
что можно сказать спасибо Средневековью,
так это за то, что схоласты сохранили
знания Древнего мира для Возрождения
и более поздних времен.
Возрождение и Новое время
характерны повышением интереса
к риторике. Однако преобладает письменное
слово: сатира, памфлеты, рассуждения и
пр. Изучением живого слова на уровне
новых доктрин и концепций в то время мало
кто занимался. С падением в большей части
Европы оков церковной и сословной власти
под воздействием революционных процессов
в обществе публичные выступления
становятся неотъемлемым атрибутом политической
деятельности. А сама она прочно входит
в повседневную жизнь европейцев. И к середине
XIX-го века митинги и собрания - и соответственно
красноречие - составляют уже часть мировой
культуры, так же как театр или литература.
А техника риторики и ораторского искусства
входит в программы обучения крупнейших
университетов.
К сожалению, несмотря на огромный
практический опыт, накопленный
наукой о красноречии за века, прошедшие
со дня падения Древнего Рима, каких-либо
значительных работ по теории ораторского
искусства и риторики, а также методических
наработок в области преподавания этих
дисциплин не было. (Это, собственно говоря,
и подвигло меня на создание своего авторского
курса). Несмотря на явные недоработки
в теоретическом оформлении достижений
ораторского искусства и риторики, тем
не менее последние два столетия - эпоха
их бурного расцвета. XIX-й век. Аттицизм
в чистом виде сохраняется лишь в британской
школе ораторского искусства, ярким представителем
которого являлся лидер консервативной
партии Дизраэли. В континентальной Европе
со времен Французской революции преобладает
азианизм. Виднейшим оратором этого стиля
был вождь французских социалистов Жан
Жорес. Единственной национальной школой
претерпевающей серьезные по сравнению
с Античностью изменения становится североамериканская.
Система выборов в органы всех ветвей
власти - от сельского шерифа до президента
страны - и острота предвыборных кампаний
сформировала у населения США высокую
требовательность к ораторским данным
каждого из кандидатов, участвующих в
выборах. Американским ораторам приходилось
учитывать разницу в восприятии их выступлений
в различных группах населения - этнических
(англо-саксы, ирландцы, евреи, итальянцы
и пр.) и социальных (с одной стороны
необходимо привлечь на свою сторону основную
часть электората - людей небогатых, а
с другой стороны - денег на предвыборную
кампанию можно достать, лишь заинтересовав
в своей программе бизнесменов). Потребность
угодить всем категориям избирателей,
независимо от их интеллекта, уровня жизни,
национальной и религиозной принадлежности,
вырабатывает у американских ораторов
новый - синтетический - стиль выступления.
В нем объединяются динамизм и эмоциональность
азианизма с логикой и информативной насыщенностью
аттизма. Плюс к этому - приемы, используемые
протестантскими проповедниками.
XX-й век. С помощью звукоусилительной
техники ораторам стали доступны
самые тонкие эмоциональные и
интонационные вариации, а также воздействие
на доселе небывалое количество слушателей,
что привело к высочайшему взлету ораторского
искусства. Объем лекции не позволяет
остановиться на характеристиках особенностей
манер лучших ораторов XX-го века (Ленин,
Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс,
Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Кастро
и многие другие). Частично мы компенсируем
этот пробел на наших практикумах. Однако
и вы, студенты Высшей политической школы,
должны со своей стороны приложить все
усилия, чтобы найти и ознакомится с видео-
и аудиозаписями речей этих ораторов самостоятельно.