Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:52, доклад
Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия.
Лидерами по уровню мастерства
участников публичных
После Второй мировой войны
в ораторском искусстве мира
медленно, но верно торжествует
аттицизм. С начала 70-х годов
он становится ведущим стилем
планеты. Я думаю, что это
связано общим понижением
БАЗОВАЯ
СТРУКТУРА
Базовая структура публичного
выступления - это его основные
части: рационально
Классическая базовая
Конечно, вышеприведенная
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде. Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться, чтобы не допустить исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос, смерть, разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!" (Лейтмотив: "Это так и не может быть иначе!")
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без предоставления альтернативы (она дается через подтекст и оформляется словесно по закону детективного жанра лишь в самом конце выступления). Например: "Уже который год средства массовой информации пытаются сделать из нас идиотов. Потому что только идиоты могут верить в то, всего лишь за одну ночь - с 21 на 22 августа 1991-го года - все коммунисты из лагеря Ельцина-Гайдара стали ярыми сторонниками демократии и рыночной экономики, забыв о "диктатуре пролетариата" и "народном хозяйстве" с "плановой экономикой". Этого не было! Это ложь!" (Лейтмотив: "Нет, это все не так!")
3. Аналитическое. Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но сам аналитический материал подобран так, что уже с самого начала у публики возникает вполне определенное и нужное выступающему мнение. Например: "В СССР было 18 млн. государственных служащих. В современной России - их 17 млн. Давайте проанализируем: много это или мало, и какую пользу они приносят государству". (Лейтмотив: "Подумаем вместе: так это или не так? ")
4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с пути стандартного, построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, в детективном жанре - лишь в конце выступления слушатели узнают о позитивном предложении оратора. Например: "Левые вопят - "влево!", правые орут - "вправо!", а в общем: все они - стая подонков, толкающих Россию в пропасть. Социализм - дерьмо! Капитализм - дерьмо! Третьего пути не дано. Так что же остается? Повеситься? Застрелиться? Броситься, как Анна Каренина, под паровоз?" (Лейтмотив: "Это не так, то не так, а третьего не дано").
5.
Эмоциональное.
Самое аморфное, зачастую включающее в
себя остальные части выступления или
вообще обходящееся без них. По форме похоже
на позитивное (та же декларативность),
но в содержании отсутствует какой-либо
концептуально оформленный призыв или
доктрина, на него нет даже намека. "На
нашем заводе уже пятый месяц деньги не
платят! Мне детей кормить нечем! Довели,
сволочи, страну до ручки! Чтоб им всем
провалиться, мерзавцам! Этих клопов, сосущих
кровь из трудового народа, так и задавила
бы собственными руками".
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Логическое. Оратор ненавязчиво, опираясь на рациональное мышление, подводит сознание аудитории к нужной мысли. Например: "Сейчас нам живется паршиво. Конечно. было бы хорошо, если бы кто-нибудь извне взвалил бы на свои плечи заботу о нашем благополучии. Претенденты есть? Претендентов на эту почетную обязанность пока что не нашлось. Что же делать? Ждать? А где гарантия, что в конце концов дождемся спасителей? А если не дождемся и помрем? Зачем рисковать? Не лучше ли самим оказать себе помощь? Конечно будет тяжело. Но если б было легко, мы давно бы уже это сделали. Не так ли? Есть ли у нас шансы? Уже десятки наций проделали это, а мы не самая худшая из всех. Есть ли у нас ресурсы? Их у нас, сами знаете, полным полно..."
2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Оратор не высказывает свое доказательство прямо, оно вытекает из приводимых им сведений. Например: "И если кто-то еще питает иллюзии насчет того, что мы "идем верным путем", пусть задумается над следующим: 50 млн. россиян живут за чертой бедности, 6 млн. наших сограждан - хронические наркоманы. Ежегодно население страны сокращается на 1 млн. человек".
3. Эмоциональное. Мысль оратора высказывается императивно. Слабость аргументации компенсируется повышенным пафосом. Например: "И поэтому только мы спасем мир! Только мы сможем защитить его от гниения и разрушения! Только нам дано избавить его полной гибели! Либо наша победа, либо смерть цивилизации - вот как сегодня стоит вопрос".
4.
Отсылочное. Оратор в качестве подтверждения
ценности и правильности своей позиции
использует ссылки на мнение авторитетных
личностей или организаций. Например:
"Если сам Иисус Христос, Господь и Спаситель
наш, объявил 2 000 лет тому назад, что у души
есть вечная жизнь, то только сыны дьявола
могут возражать против истины о том, что
смерти быть не может".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно: словами, действиями, пением и т.п. Для того, чтобы у слушателей создалось от выступления неповторимое впечатление, оратор после двух-трех заключительных фраз может начать дирижировать оркестром, застрелиться прямо на трибуне, повести за собой толпу на штурм винного магазина, схватить флаг и обежать с ним толпу слушателей, пуститься в пляс...
Я же даю вам универсальную
схему заключения, исходя из
классической теории
1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.
2. Кратко
повторяет основные мысли
3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.
4. Еще
раз на предельном
ТЕЗИСНАЯ ФОРМА И ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ
Тезисная форма - это становой
хребет выступления, его
ВСТУПЛЕНИЕ:
Тезис №1. Ежесекундно происходит беззаконие. Власть бездействует. Почему?
Тезис №2. Все дело в том, что власть поражена коррупцией. И не сможет сама себя исцелить.
Тезис №3. Что же делать? Ужесточить наказания? Ерунда, будут расстреливать за кражу булки, а за воровство миллиардами - награждать.
Тезис №4. Единственный выход - свобода политической борьбы. Пусть политики на свободных выборах выливают друг на друга ушаты компромата. Это сделает власть более "прозрачной".
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:
Тезис №5. Все совершеннолетние обладают избирательным правом. И в принципе могут избрать достойную власть. Однако у них нет подлинной информации о политических лидерах.
Тезис №6. Так можно ли вообще сделать "прозрачной", открытой для критики власть. Не только можно, но и нужно. Как? За счет свободы политической борьбы.
Тезис №7. Есть ли возможность обеспечить эту свободу? Конечно. Даже в Москве жители не имеют права избирать главу района или округа. А если бы могли? А если бы россияне имели бы право избирать всю исполнительную власть?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Тезис №8. Итак - каждый чиновник должен стать "прозрачным" в результате выборности его должности. Пусть будет свобода политической борьбы. Пусть за взяточником и вором следит не прокуратура, а его конкурент на чиновничье кресло.
Тезис №9. Нам необходима демократическая избирательная система! Такую, при которой чиновники выдвигаются и прогоняются народом, а не олигархической сворой!
Тезис
№10. Россияне - от вас
зависит будущее
страны! Требуйте принятия
закона о свободных
выборах!
Большинство нынешних
Главным аргументом сторонников такого взгляда на роль тезисной формы является утверждение, что при подготовке речи достаточно составить ее план, в котором уже и будут сгруппированы все сколь-нибудь важные мнения оратора (или той команды, которая готовит для него речь) по теме выступления., потому, дескать, и не стоит тратить время на существенную тезисную разработку речи.