Ораторская речь: её роды и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:12, реферат

Описание работы

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. Силу слова люди осознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и демократии в античном мире возникла потребность выступать публично и учиться умению говорить убедительно. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука – риторика.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
1 Ораторская речь: ее роды и виды…………………………………..4
1.1 Ранние классификации красноречия……………………………..4
1.2 Современная классификация……………………………………..8
Заключение……………………………………………………………. 22
Список литература…………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Ораторская речь ее роды и виды(Реферат по Рус. яз.).doc

— 153.00 Кб (Скачать)

    V. Богословско-церковное красноречие.

    Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Особенность церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

    В качестве примера приведем отрывок из проповеди протоиерея Александра Меня «О вечном и временном»: «Древний мудрец говорил: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что вода бежит и через секунду это уже не та вода, а следующий поток. Так же и время, которое бежит непрерывно. Час с чем-то назад мы собрались с вами здесь помолиться, а сейчас мы уже ближе к концу своей жизни на час. Нельзя остановить время – оно все уносит. А Господь из вечности протягивает нам руку, чтобы мы в этом потоке жизни не потерялись, не захлебнулись, чтобы мы имели Его силу, Его благодать и любовь. Но от нас зависит, сумеем ли мы этой помощью воспользоваться, потому что кораблик нашей жизни быстро пролетает мимо берегов, и вот уже пристань прекрасная, и мы задумываемся: пристать, не пристать, но пока мы думали, она пронеслась» [4, 78].

  • Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена прежде всего на том, что все в мире «в руке божьей». Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждение прихожан церковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерывается действие, замолкает орган, прекращается хоровое пение и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Естественно, что церковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденному сознанию людей, точнее, массы верующих, паствы. Не отрицая земных радостей и ратуя за мир на земле, богословская риторика одновременно напоминает о «небесах», обращая к ним взоры верующих.
  • Обратимся к такому виду богословского красноречия, как преподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных канонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правила формальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторского искусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковной системе и фактически доступно широким слоям общества. 
            Заключение
 

    Видовое многообразие современного ораторского искусства не поддается строгому, а тем более, исчерпывающему разделению. Существуют и другие классификации ораторских речей.

    Основным  риторическим законом является закон  соответствия типа речи типу ситуации. Действительно, если такого соответствия нет, то наивно надеяться, что речь достигнет своей цели. В связи с основным риторическим законом речи оратора классифицируются по целеполаганию. Приведем классификацию, предложенную профессором Л.А. Муриной [16, с.5]. В соответствии с ней речи делятся на

  • информационные
  • убеждающие
  • побуждающие к действию
  • воодушевляющие
  • развлекающие
  • сокровенные.

    Задачей информационной речи является сообщение неких сведений, передача информации. Например, объявление, выступление на оперативном совещании (планерке), доклад на совещании, научной конференции, лекция, ответ студента на экзамене. Убеждающие речи преследуют цель склонить слушателя к определенной точке зрения. Это тем труднее, чем значительнее первоначальные расхождения позиций убеждающего и убеждаемого. Каждому приходилось убеждать руководителя принять нужное решение, подписать документ, заявление и т.п.; родителям – убеждать детей поступать надлежащим образом; детям – родителей, отстаивая свои интересы. Типичным примером речей, побуждающих к действию, является поручение исполнить приказ, просьбу. Приветствия, поздравления, комплименты являются воодушевляющими речами. Сюда же относятся выступления, апеллирующие к патриотическим чувствам, вызывающие эмоциональный подъем. Развлекающие речи знакомы нам по выступлениям артистов, рассказчиков анекдотов и забавных историй. Сокровенные разговоры имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку. Речь в таком случае обращается к человеку, которому говорящий доверяет, симпатизирует и готов поделиться своими тайнами.

    Большинство речей, которые нам приходится слышать, однозначно относятся к тому или  иному типу. Но немало речей включает в себя элементы разных типов. Опытный  руководитель прежде, чем дать задание (т.е. побудить к действию), проинформирует подчиненного о ситуации, затем приведет аргументы, убеждающие в необходимости предлагаемых действий. Мудрый полководец перед тем, как отдать приказ идти в бой (побуждение к действию), произносит воодушевляющие слова, повышающие дух своих воинов. Однако и при комплексной структуре речи легко увидеть, какой компонент является главным, а какой – вспомогательным.

    Кроме того, существует две формы речи: монологическая и диалогическая. Монолог – это развернутое высказывание одного лица. В отличие от диалога, монолог не предполагает до своего окончания вмешательства слушателя. Диалог – разговор двух или нескольких лиц в форме поочередных высказываний.

    С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В  соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, выделяются роды и виды ораторских речей:

  • социально-политическое красноречие;
  • церковно-богословское красноречие;
  • судебное красноречие;
  • академическое;
  • дипломатическое;
  • военное;
  • торговое (устная реклама, выступление на презентации);
  • деловое (деловая беседа, переговоры);
  • социально-бытовое;
  • лекционно-пропагандистское.

    В своей работе мы попытались выделить основные роды и виды ораторского искусства современности. Основные потому, что наша классификация не охватывает всех видов красноречия. Мы не коснулись, например, особенностей дискуссионной и полемической речей, одинаково распространенных во всех родах ораторского искусства. Мы не обратились также к такой старой по традициям, но очень эффективной и экспромтной форме ораторского искусства, как реплика и, пожалуй, справка. Иная реплика звучит как резкая отповедь оратору, как разоблачение, фальши, а нередко инсинуации. Не остановились мы также на форме красноречия, обычно применяемой на пресс-конференции, практика которой в наше время приобрела большой размах. Ответы на пресс-конференции требуют широкой информированности ораторов, прочности занимаемых им позиций и, конечно, большого, причем нередко полемического, опыта. Не останавливались мы также на сравнительно молодых, но уже завоевавших миллионные аудитории видах красноречия, применяемых по радио и особенно телевидению. Все виды устной речи – лекция, беседа, обозрение – исполняемые по радио и, особенно, по телевидению, отличаются некоторыми особенностями. В частности, то живое общение, которое обычно достигается в аудитории, должно компенсироваться иными средствами, когда оратор выступает но радио и по телевидению. Заслуживает специального внимания искусство слова «круглого стола», организуемого как на различных симпозиумах, так и с помощью телевидения. Это очень трудный жанр, ибо в еще большей мере, чем на любых пресс-конференциях требует от его участников эрудиции, ораторской находчивости, искусства импровизации.

    Таким образом, данная нами классификация является традиционной, общепринятой, наиболее полно и верно представляющей роды и виды ораторского искусства. Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

 

     Список литературы 

    
  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2002.
  2. Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.
  3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1978.
  4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
  5. Зарифьян И.А. Теория словесности. – М., 1990.
  6. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2000.
  7. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980.
  8. Кони А.Ф. Собрание сочинений. – М., 1973.
  9. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.
  10. Матвиенко Е.А. Судебная речь. – Минск, 1972.
  11. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996.
  12. Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996.
  13. Петров О.В. Риторика. – М., 2001.
  14. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. – М., 2002.
  15. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – Ростов н/Д., 2006.
  16. Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

Информация о работе Ораторская речь: её роды и виды