Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:12, реферат
Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. Силу слова люди осознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и демократии в античном мире возникла потребность выступать публично и учиться умению говорить убедительно. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука – риторика.
Введение………………………………………………………………. 3
1 Ораторская речь: ее роды и виды…………………………………..4
1.1 Ранние классификации красноречия……………………………..4
1.2 Современная классификация……………………………………..8
Заключение……………………………………………………………. 22
Список литература…………………………………………………….26
Перейдем к самой классификации ораторского искусства. Начнем с самих терминов «ораторское искусство» и «красноречие». Первый из них – античного происхождения и означает публичную речь, то есть слово, обращенное к массе людей. В античные времена не любой публично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касается второго термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисто русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля). М.В. Ломоносов (1711 – 1765) писал, что риторика – это искусство обо всем «говорить красно». Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мы подразумеваем одно и то же: они – синонимы. Между тем А.Ф. Кони (1844 – 1927), знаменитый русский юрист и судебный оратор, проводил определенную грань между ними. Он писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений» [8, с.96]. Что же касается ораторского искусства, то оно, как считал А.Ф. Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретика красноречия.
Не вдаваясь пока в разбор взаимосвязи приобретаемых знаний и природного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что «ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Переходя
к родовой и видовой классификации рассматриваемой
общественной практики, попробуем представить
ее схематически или в виде таблицы.
Род красноречия | Вид красноречия |
I. Социально-политическое красноречие | Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде); доклад на социально-политические и политико-экономические темы; политическая речь; дипломатическая речь; военно-патриотическая речь; политическое обозрение; митинговая речь; агитаторская речь. |
II. Академическое красноречие | Научный доклад, вузовская лекция, научный обзор, научное сообщение или информация. |
III. Судебное красноречие | Прокурорская или обвинительная речь; адвокатская или защитительная речь; общественно-защитительная речь; самозащитительная речь обвиняемого. |
IV. Социально-бытовое красноречие | Юбилейная или похвальная речь; застольная речь – тост; надгробное слово или поминальная речь. |
V. Богословско-церковное красноречие | Проповедь; речь на соборе. |
Порядковая последовательность здесь аргументируется той ролью, которую перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем, в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике. Предмет судебного красноречия, как правило, отличается от тематики, а тем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это же нужно с еще большей определенностью сказать о предмете – тематике и проблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особенно богословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которых воплощаются роды, а в них – соответствующие виды (жанры) красноречия, то при том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторского искусства они проявляются с достаточной определенностью. Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждого его рода? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно.
I. Социально-политическое красноречие.
Отличительная
черта социально-политического
Приведем пример публичного выступления – речь Уинстона Черчиля (Палата общин, 13 мая 1940г.), премьер – министра Великобритании: «Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Перед нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной богом; начать войну против ужасной тирании, невиданных даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика. Вы спросите – какова наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым не был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели.
Я принимаю возложенные на меня обязанности, преисполненный бодрости и надежды. Я верю, что люди не допустят, чтобы наше дело постигла неудача. Я чувствую себя в праве в данном положении, в данное время потребовать содействия и сказать: «Так идите же, вместе пойдем вперед, объединив наши силы» [4, с. 43].
представляющего то или иное государство.
II. Академическое красноречие.
Термин «академическое» красноречие является условным и обозначает
научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией. Отсюда основные особенности академического красноречия (научный доклад, лекция, выступления на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научный стиль языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступления при защите диплома и диссертации требуют тщательной аргументации, владения искусством полемики.
III. Судебное красноречие.
Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Особенность судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам.
Яркий пример – речь русского адвоката Ф.Н. Плевако (1842 – 1909), защищавшего священника: «Господа присяжные заседатели, дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» [16, с. 208]. Присяжные вынесли оправдательный приговор.
Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Отметим, прежде всего, что в нем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора. Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм. Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридически-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и профилактический характер. Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф. Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания. Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности, исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А.Ф. Кони. Он писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор. А.Ф. Кони в своих речах являл образец предельной объективности, деловитости, честности и ответственности. Достаточно познакомиться хотя бы с такими его речами, как «По делу об утоплении крестьянки Емельяновой с ее мужем» или «По делу о Станиславе и Эмиле Янеенах...», чтобы убедиться в верности высоких оценок прокурорского речевого стиля А.Ф. Кони.
IV. Социально-бытовое красноречие.
Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.