Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:35, реферат
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу,
Введение
Ораторская речь
Военное красноречие
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Ораторская речь
Военное красноречие
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие - обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу,
Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию.
Также существует несколько сфер коммуникации:
Военно-патриотическая речь или речь митинговая относится к социально–бытовой сфере коммуникации. Здесь следует отметить, что такое деление не может иметь абсолютного характера. По форме же все эти речи будут иметь общие черты.
Виды военного красноречия:
Военно-патриотическая
речь обычно произносится командиром
перед решающим сражением. Разумеется,
в сфере военного искусства используются
разнообразные виды красноречия. Но по
своей форме, жанровым особенностям они
не отличаются существенно от социально-политического
и академического красноречия. Предельно
краткая речь носит призывный патриотический
характер, сурова по сути и всегда одухотворена
идеей героизма, требует совершения личного
подвига, проявления массового мужества.
Одна из особенностей такой речи определяется
тем, что она не подлежит обсуждению и
тем более критике. Пафосная по характеру,
мужественная по призывному интонационному
строю, лаконичная по форме, четкая и ясная
в установках, военно-патриотическая речь
— это не только призыв к подвигу и геройству,
но и приказ. Такая речь особенно впечатляет
и воодушевляет ее слушателей, если произносится
человеком, известным своей смелостью,
отвагой и пользующимся популярностью.
Исторический аспект военного красноречия в России
История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества.
Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.
Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».
Еще
один вид красноречия —
После принятия Русью христианства развивается гомилетика — торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви.
Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие – обращение к войску проявить стойкость и мужество.
В России военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I. Выдающимся военным оратором был и полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас «Наука побеждать» наглядно показывают, как искусно владел он словом.
Говоря о военных ораторах, следует упомянуть и русского полководца конца XVIII — начала XIX в. М. И. Голенищева-Кутузова. Он неоднократно обращался с речами к солдатам и народу, призывал их к борьбе с врагами Отечества в ходе войны 1812 года. Среди русских дипломатов-ораторов XVII—XVIII вв. видное место занимает А. О. Ордын-Нащокин.
При Екатерине II во второй половине XVIII в. выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Н. И. Панин и Г. А. Потемкин. Обращаясь к народу с яркими речами и руководители крестьянских восстаний — Степан Разин, Емельян Пугачев и Петр Болотников — знаменитые ораторы из народа. К сожалению не все их речи дошли до нас, но мы знаем о них по мемуарам, по «прелестным письмам» (воззваниям).
Военное красноречие и умение внятно донести до подчиненного приказ – это залог успеха военных действий. Военное красноречие в русской армии являлось элементом военного управления и важнейшим средством воодушевления войск. Так, например, Петр Великий перед Полтавским сражением произнес следующую речь:
«Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того единого, яко всесильного во бранех, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога; только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ее» [3].
Заключение
На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Военное красноречие требует ясности, краткости и силы.
Чтобы иметь влияние на массу войск, начальник обязательно должен быть понят солдатами и овладеть их доверием. Кроме того, речь полководца должна соответствовать характеру армии и ее обстановке.
Например, уже в древности полководец был вместе с тем и оратор. Генрих IV начал новую эпоху в истории Военное красноречие красноречия: вместо речей для него достаточно было нескольких слов, лишь бы они шли прямо к цели. Густав-Адольф присоединил к этому еще печатные приказы.
Образцами
Военное красноречие красноречия могут
считаться: речь Александра Македонского перед
сражением при Иссе, Юлия Цезаря после
неудачи при Диррахиуме, приказ Фридриха
Великого перед Россбахским сражением, многие
приказы Суворова и Наполеона, приказ Кутузова
при отступлении Наполеона к Смоленску
в 1812 г. Исполнен силы и простоты приказ Нельсона
перед сражением при Трафальгаре в 1805 году: "Англия
ожидает от всех и каждого исполнения
своей обязанности".
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Военное красноречие, основанное на общих началах словесности. Сочинение ординарного профессора Императорского Санкт-Петербургского Университета Якова Толмачева.- С.-Пб, 1825. Часть 2-я.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: ТЕРРА, 1995 Г.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. Ред. д.ф. н., проф. Л.К. Граудина и д.ф.н., проф., Е.Н. Ширяев.-М.: Норма, 2005 г.
4. Суворов А.В. Письма. Издание подготовил В.С. Лопатин. — М.: Наука, 1986
5. Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг).