Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим. Эти функции осуществляются оратором в процессе создания им риторического текста.
В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову.

Работа содержит 1 файл

КР риторика.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

И в античности, и в более поздние  времена предпринимались различные  попытки классифицировать фигуры мысли  по разным основаниям. Например, Н.Ф. Кошанский в «Частной риторике» 1829 г. делил фигуры мысли на три вида: убеждающие разум, действующие на воображение, пленяющие сердце.

М.Л.Гаспаров в статье в Литературном энциклопедическом словаре пишет, что в античной традиции фигуры мысли делились  на уточняющие позицию оратора, смысл предмета, отношение к предмету и устанавливающие контакт со слушателями.

В современных пособиях по риторике делаются попытки уточнить старые классификации, дать новые. Поскольку единства  в этом вопросе нет, просто назовём наиболее употребительные сегодня фигуры мысли коммуникативного типа, которые способствуют диалогизации речи и вовлечению аудитории в процесс совместного осмысления информации, усиливают её коммуникативную сторону и делают общение более эффективным.

1. Одобрение адресата: «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости того приговора, который вы вынесете моему подзащитному» (из судебной речи).

2. Ободрение адресата: «Материал, который мы рассмотрим сегодня на лекции, довольно труден, но, я думаю, вы с ним справитесь».

3. Уступка, допущение (соглашаемся на противное, но для того, чтобы подтвердить своё мнение): «Ну хорошо, пусть Владимир взял Сашу за руку. Разве это давало последнему право обрушить на голову Владимира сокрушительный удар, валить его на пол?» (из судебной peчи).

4.Признание своих ошибок: «Товарищи судьи! Я должен покаяться - слишком много мы, стороны, вносили горячности в допрос подсудимого и потерпевшей» (из судебной речи).

5. Умаление своих достоинств: «Если я в какой-то мере, судьи, обладаю природным даром слова (его незначительность я признаю) или навыком в произнесении речей…то Авл Лициний более, чем кто-нибудь другой, должен, можно сказать, с полным правом требовать от меня плодов всего этого» (Цицерон. Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия).

6. Предупреждение (возражаем сами себе, предупреждая возможное возражение слушателей, и опровергаем это возражение): «Судебная хроника - хорошее средство для расширения гласности правосудия, но она не должна вмешиваться в работу следователя. Возможно, мне возразят, что следователь не связан мнением собраний и позицией корреспондента. Да, конечно, один не связан, а другой возьмёт и поддастся искушению» (из судебной речи.).

7. Поправка (мысль, сказанную как будто нечаянно, заменяем другой, более сильной и точной): "Курение вредит нашему здоровью... нет, лучше сказать, разрушает наше здоровье".

8. Риторический вопрос. Существует два типа таких вопросов:

вопрос к предмету речи или к  самому себе, обычно не один, а несколько, как, например, в речи Цицерона: «Доколе  же ты, Катилина, будешь испытывать терпение наше? Как долго еще ты, в своем  бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Первая речь против Луция Сергия Катилины);

вопрос, по существу являющийся ответом: «Кто из нас не знает, что курить вредно?».

9. Вопросно-ответное единство: «Что мы можем прибавить к сказанному? Да ничего».

10. Риторическое обращение (обращение к предмету речи). Например, в пьесе Чехова «Вишневый сад» Гаев обращается к шкафу: «Многоуважаемый шкаф!». Сегодня оно часто заменяется косвенным обращением: «Если бы древний грек смог услышать характеристики, которые ему дают современные учёные, он бы сильно удивился».

10. Риторическое восклицание: «Что за порядки у вас!». 

 

Фигуры слова (речи) 

 

Эти фигуры строятся на основе сокращения, добавления, повтора, перестановки и  замещения элементов. Наиболее известные  из них следующие:

умолчание – стилистическая фигура, состоящая в экспрессивно-эмоциональном обрыве высказывания, предполагающая возможность для слушателей догадаться, что именно осталось невысказанным: «Как говорится, любишь кататься...»;

эллипс, эллипсис – пропуск слова с экспрессивно-эмоциональной целью: «Как мы иногда доверчивы: взяли все свои сбережения – и в МММ!»;

асиндетон – бессоюзие: «Пришёл, увидел, победил!»;

полисиндетон – многосоюзие: «И ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды...» (И.А.Бунин);

плеоназм - фигура, состоящая в накоплении синонимических выражений, стилистическая избыточность: «Надо докончить, завершить, выполнить, наконец, начатое дело»;

повтор - фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности. Существует много различных видов повторов, имеющих специальное название. Большинство из этих видов дошло до нас из классической древности. Повтор - это способ фокусировки речи, который служит уточнению, добавлению, ограничению, детализации смысла.

Может повторяться одно и то же слово в одной и той же форме («Учиться, учиться и учиться»), одно и то же слово в разных формах («В городах начинается роскошь, от роскоши происходит корыстолюбие»).  

Очень выразительна анафора - повторение начальных частей фразы (слова, словосочетания, предложения), двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: «Именно эти слова глубоко оскорбили Сергея, именно эти слова возмутили его» (из судебной речи).

Повтор может завершать текст. Такая фигура называется эпифорой: «Кто может сказать, почему я родился в России? Почему именно в России?» А вот эпанафора - повтор на стыке частей предложения или предложений: «Я не хочу об этом говорить. Говорить об этом совершенно ни к чему».

Экспрессию и напряжение в речи создаёт повтор в парцеллированных конструкциях, ещё лучше цепочка парцеллятов  (при парцелляции части единого предложения выделяются как самостоятельные, в устной речи – интонацией, на письме - знаками препинания): «Мы проиграли, потому что удача отвернулась» -  «Нет, никогда ещё не был я так далек от цели. Никогда. Потому что удача отвернулась. Да, удача».

Одна из распространенных форм повтора - градация. Восходящая градация состоит в таком расположении частей высказывания, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, чем предыдущая, каждое следующее слово обозначает всё большее по объёму понятие: «День ото дня я люблю её всё сильнее, всё горячее, всё безумнее». А вот пример нисходящей градации: «Жизнь становилась всё хуже, всё скучней, всё безотрадней».

Разновидностью повтора является синтаксический параллелизм, то есть  повторение  в  однотипных  синтаксических  позициях  однотипных синтаксических единиц с разным лексическим наполнением: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?».

хиазм, или перекрестье: «Здесь человек находит подходящую для себя среду, а среда подходящего для себячеловека», или «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»;

инверсия- нарушение обычного порядка слов: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;

антитеза, или противопоставление: «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный»;

плока - употребление одного слова в разных значениях или слов-омонимов: «С такой мукой просто мука».

парономазия- сближение в речи паронимов (слов близких по форме, но разных по значению): «Беда, если в одном человеке сойдутся и невежа, и невежда». 

 

Тропы 

 

Королевой тропов по праву считают  метафору. Метафора - это употребление слова, обозначающего какой-либо предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного в чём-либо с первым. В метафоре осуществляется перенос по сходству. Предметы могут походить друг на друга формой, функцией, цветом, производимым впечатлением и т.п.: нос человека - нос корабля, быстрый бег - быстрый ум, дворник подметает улицу -  дворники очищают стекло автомобиля. Метафора, ставшая фактом языка, воспроизводима, её образность не воспринимается говорящим как нечто особенное, наша речь полна «стёртых» метафор (солнце село, дождь идёт, хвост поезда). Выразительной речь делают «оживлённые», обыгранные привычные метафоры и новые, созданные в индивидуальной, том числе поэтической или ораторской речи.  Эти  метафоры нередко подхватываются, их начинают активно употреблять. Так, современное парламентское красноречие полно таких выражений, как «вирус суверенитетов», «синдром забастовок», «паралич власти», «инфляционная мина», «под огнём критики» и т.п.

Метафоричность свойственна разным видам красноречия. Например, судебной речи: «Яд, которым отравляет рецидивист психологию молодёжи, чрезвычайно опасен».

Разновидностью метафоры является олицетворение - перенос свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы. Приём олицетворения широко распространён в устном народном творчестве и в лирической поэзии, реже используется в ораторской речи: «Наше общество постепенно выздоравливает от аллергии к рынку» (из речи депутата).

Другим не менее значимым тропом является метонимия,  то есть употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, «по соседству» (по местоположению, по времени, по причинно-следственным отношениям и т.п.): «Лондон представил альтернативный проект договора».

Разновидность метонимии - синекдоха, перенос, в основе которого лежит соотношение части и целого. Например: «Пуще всего береги копейку», или «Не тот нынче студент пошёл, не тот».

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики:

«Продовольственная программа  была успешно выполнена, и мы стали  слегка голодать».

Гипербола, или преувеличение, представляет собой перенос значения по количественному признаку. В повседневной речи мы прибегаем к гиперболам, сами того не зная: « Я так устала, ну просто с ног падаю». Гиперболы нередки в прозе и в поэзии, а в ораторской речи чаще встречаются в торжественных речах: «Москва - лучший город земли!»

Противоположна гиперболе литота - преуменьшение (вспомните сказочного мальчика-с-пальчика).

Укажем ещё на некоторые средства словесной выразительности, статус которых по отношению к тропам ещё не определён - на эпитет и перифраз.

Эпитет - красочное, яркое, образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным: бархатные глаза, живой след, янтарное вино и т.п. Вместе с тем основные признаки эпитета - не столько переносное (метафорическое) значение, сколько направленность на изображение предмета, показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков: «Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья - буйные и безвольные гуляки» (из речи Н.Ф.Плевако).

Перифраз, перифраза - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

Разновидностью перифраза является эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

В основе тропов лежит сравнение, являясь  их предпосылкой, однако сравнение - это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «А как речь-то говорит, точно реченька журчит», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу». 

Прекрасным ораторским средством  является развёрнутое сравнение, позволяющее  нарисовать яркую картину. Примером может служить описание салона А.П. Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

Оратория

 

 

Оратория рассматривала вопросы  подготовки к произнесению речи и  собственно выступление. Поговорим  сначала о подготовке к выступлению, которая может быть разбита на три этапа.

На первом этапе создается текст. Этот этап связан с определением цели  выступления и вида речи, со сбором материала, с составлением плана и разработкой композиции, с оформлением мысли в слове, с украшением речи. При создании текста проявляются общая культура оратора, глубина знаний, оригинальность мышления, языковое мастерство. Включая период создания текста в процесс подготовки к выступлению, мы учитываем прежде всего то, что никакое выступление не бывает безадресным. Предполагая донести информацию до других людей, мы ориентируемся на тех, кому она необходима, полезна, интересна. Другими словами, подготовка к выступлению начинается задолго до того, как мы выходим к аудитории, с момента возникновения потребности в нашем выступлении. Важное значение имеет цель выступления, поскольку от этого будет зависеть вид речи.

Можно выделить три основные цели и соответственно три основных вида речей: информирующая, аргументирующая  и эпидейктическая (хвалебная или порицающая). Аргументирующая, в свою очередь, подразделяется на убеждающую и агитирующую. Рассмотрим подробнее эти виды речей. 

Информирующая речь

 

 

1. Цель речи - сообщение  сведений, информирование аудитории.

2. Задача речи - обеспечить понимание,  добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей  речи: сделать речь понятной и  интересной для слушателей, а  информацию как можно более  эффективной (полной, структурированной  - расчленённой в смысловом отношении,  систематизированной); учитывать интеллектуальную  готовность аудитории к восприятию  информации.

4. Строение речи: введение, основная  часть, заключение.

Введение. Задача введения - завладеть вниманием слушателей (приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.).

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"